Статья по теме: Развитие координации движений
Развитие координации движений.
Человек с рождения учится управлять своими движениями, воспринимать информацию, сравнивать, подражать, стремиться к цели. В дошкольном и младшем школьном возрасте формируются жизненно важные базовые навыки и движения, создаётся основа двигательного опыта, из которого, впоследствии, формируется вся двигательная деятельность человека, применяемая в жизни.
Современная жизнь требует быстроты мышления, находчивости, проявление волевых качеств, способности к быстрому освоению в меняющихся условиях навыков, переключению и устойчивого внимания на более важных для человека ситуациях. Именно за точность и согласованность движений, способность быстро и эффективно овладеть новыми движениями отвечает ловкость.
Ловкость – это способность быстро координировать движения в соответствии с меняющейся ситуацией; умение быстро и точно выполнять сложные по координации движения.
Координация движений – это умение быстро и технически правильно выполнять сложные движения. Качественная координация движений отличается согласованными действиями различных частей тела, соразмеренностью мышечных усилий, быстротой и умением распределять внимание.
Человек, в основном привыкает больше работать, т.е. выполнять двигательные действия одной рукой, другая – «в помощь». Например, если нужно открыть пробку коробки сока «ведущей» рукой, то это рефлексивно, т.е. привычно. А если «неведущей» рукой (у «правшей» левая рука и наоборот), то приходится включать работу мозга, чтобы осознать в какую сторону вращать пробку. Также можно привести множество примеров, когда в жизненных ситуациях нужно выполнять работу «неудобной» рукой, если другая рука занята, повреждена, не дотянуться… и т.д.: завернуть гайку, застегнуть пуговицы, гладить бельё, покрасить окон и др. В подобных случаях приходится координироваться – это быть способным согласовывать свои действия, приводить их в соответствие. Головной мозг отдаёт «приказ», а руки, ноги, пальцы и др. подчиняются этому «приказу».
Во многих культурах прошлого считалось, что человек должен быть симметричным, «двуруким». Его нужно учить на «двурукость».
Не всегда и не у всех случается такое согласование. Встречаются люди, которые ведут себя неуклюже, у них часто всё выпадает из рук, при отведениях рук что-то задевают, даже неустойчиво ходят и т.д., они просто не тренированы. Таким людям рекомендуется, для согласования же действий, развивать двигательные возможности, т.е. развивать ловкость и координационные способности. Если много двигаться, систематически повторять движения, выполнять новые упражнения и усложнять их, то будет совершенствоваться и работа центров головного мозга, отвечающих за выполнение движений.
На занятиях физической культурой мы применяем упражнения и игры, которые развивают внимание, координационные способности, повышают интерес и вызывают положительные эмоции. Упражнения-игры, данного характера, включаем в комплекс общеразвивающих упражнений, в заключительную часть урока по принципам: от урока к уроку, от простого к сложному, от медленного к быстрому. Перед детьми ставим задачи: Кто лучше? Кто точнее? Кто может научить других? и т.д.
Предлагаем упражнения, собранные в ходе практики, на координацию движений.
№ | Схематическое изображение действий | Содержание | ||||||
1. | Написать в воздухе одновременно обеими руками , например:
и наоборот… | |||||||
2. | Нарисовать в воздухе одновременно обеими руками картину, например:
| |||||||
3. | Показать жесты одновременно обеими руками:
и наоборот… | |||||||
4. | а) б) | Движение обеих рук одновременно:
и наоборот… | ||||||
5. |
| Движения рук: Правую руку — за ухо, левую — за нос, выполнить хлопок в ладони и наоборот… | ||||||
6. | Движения рук – «каратэ»: — правую руку согнуть с боку, кисть в кулак, ладонь вверх; — левую – вперёд, кисть в кулак, ладонь вниз и наоборот… | |||||||
7. | Вращение одновременно обеих рук в плечевых суставах:
и наоборот… | |||||||
8. | «Одна рука отстаёт от другой»: И.п. – о.с.; 1 – правую руку на пояс; 2 – правую руку на плечо, левую на пояс; 3 – правую руку вверх, левую на плечо; 4 – руки вверх; 5 – правую руку на плечо; 6 – правую руку на пояс, левую на плечо; 7 – правую руку вдоль туловища, левую на пояс; 8 – И.п. | |||||||
9. | Круговые движения: — руку вращать в плечевом суставе вперёд, а кисть в обратную сторону и наоборот… (можно двумя руками) | |||||||
10. | Движение руки и ноги одновременно, например:
и наоборот… | |||||||
11. | «Прыжки на месте с движением рук»: чередовать: прыжком ноги врозь, прыжком ноги вместе. И.п. – о.с.; 1 – ноги врозь, правую руку на пояс; 2 – ноги вместе, руки на пояс; 3 – ноги врозь, правую руку на плечо; 4 – ноги вместе, руки на плечо; 5 – ноги врозь, правую руку вверх; 6 – ноги вместе, руки вверх; 7-12 – в обратном порядке вниз и И.п. | |||||||
12. | Движение обеих стоп — «гармошка». — носок левой ноги и пятку правой ноги вправо; — носок правой ноги и пятку левой ноги вправо и т.д. Перемещение в правую и левую стороны. | |||||||
Упражнения с малыми мячами. | ||||||||
1. | Двумя руками: — поочерёдно подбрасывать мяч правой, левой руками; — одновременно подбрасывать и ловить 2 мяча; — изменять высоту полёта мяча и др. | |||||||
2. | Одновременно двумя руками перекрестное подбрасывание и ловля двух мячей. | |||||||
3. | Жонглирование двумя мячами. | |||||||
4. | Жонглирование тремя мячами. |
Развитие координации движений в детском саду и начальной школе (А. Ю. Патрикеев)
На развитие вестибулярного аппарата и умения уравновешивать предметы
Ходьба
– с предметом на ладони (лучше шариком от малого тенниса)
– с предметом на голове (хорошо использовать плоские предметы – резиновые кружочки, мешочки, книги и т.п.)
– по узкой поверхности (по перевернутой гимнастической скамейке, гимнастическому бревну, бордюрам вдоль дорог)
***
Ходьба по «кочкам». Есть специальные деревянные кочки – полусферы, с резиновой основой, чтобы кочки не скользили. Но также можно использовать и любые другие удобные предметы, главное, чтобы они надежно стояли на полу и не переворачивались, еще интереснее, если «кочки» будут разноплановые, чтобы к каждой кочке приходилось приспосабливаться отдельно.
***
Перепрыгивания с «кочки на кочку». Если кочки большие, то можно перепрыгивать на двух ногах, если маленькие, то с ноги на ногу.
***
Выполняется пять вращение вокруг своей оси и тут же удержание равновесия на двух ногах.
***
Удержание гимнастической палки на ладони вертикально (можно использовать и не гимнастическую палку, а обычную удобную палку, взятую на улице).
***
Удержание равновесия на одной ноге (вторая нога может прижиматься к опорной, но не может ставиться на стопу опорной ноги).
***
Удержание равновесия на одной ноге на узкой поверхности. (5—10сек)
***
И.п.1 – о. с2. Стоять с закрытыми глазами (15—30 сек)
***
«Ласточка» – стойка на одной ноге с наклоном вперед прогнувшись, руки в стороны
***
Прыжки на одной ноге – на месте и с продвижением вперед (10 сек)
***
Прыжки на одной ноге (вправо, влево, вперед, назад) – каждый прыжок выполняется с изменением направления. Лучше, если ведущий будет командовать, в какую сторону выполнять прыжок (называть – вперед, вправо, влево, влево, назад и т.п.). Подряд выполняется 8—10 прыжков.
Комбинированные движения руками
Каждое упражнение повторяем не менее 4 раз.
***
И. п. – о. с.
1 – руки вперед
2 – руки в стороны
3 – руки вверх
4 – руки перед грудью
5 – руки к плечам
6 – руки вперед
7 – руки в стороны
8 – и. п.
Задача руки держать именно в том положении, которое задается. То есть, если руки в стороны, то ребенок должен поднимать и удерживать их ровно, а не так, чтобы одна рука держалась чуть выше или чуть ниже, или же руки направлялись немного вверх или немного вниз. При обучении лучше сделать меньше повторений, но правильно. Ребята должны запоминать, а затем и с закрытыми глазами выполнять все правильно и четко. Вначале можно использовать зеркало, чтобы ребенок мог смотреть и сразу определять, насколько ровно у него получается удерживать руки.
***
и. п. – руки в стороны
1—4 – круги предплечьями внутрь
5—8 – то же наружу
***
и. п. – руки вперед
1—8 – правая рука «пилит дрова», левая – «забивает гвозди»
9—16 – то же с другой руки
***
и. п. – правая рука на голове, левая на животе
1—8 – правая рука гладит по голове, левая хлопает ладонью по животу
9—16 – то же с другой руки
***
и. п. – руки вверх
1 – расслабляем кисти
2 – расслабляем предплечья
3 – расслабляем плечи (руки вниз)
4 – отдыхаем
***
и. п. – руки перед грудью, кисти в замок
1—4 – «волны» руками перед грудью
Из положения руки вперед или в стороны. Можно так же делать волну одной рукой, то правой, то левой.
***
«Ножницы» руками перед грудью. Выполнять нужно поднимая руки вверх и опуская вниз, в горизонтальной (или вертикальной) плоскости.
***
Проводящий показывает движение, дети тут же повторяют. Например: правая рука вверх, правая рука в сторону, левая рука вверх и т. п.
Повторять 15—20 сек. По мере освоения скорость смены положения рук можно увеличивать. Но не забываем о том, что упражнения должны выполняться четко.
***
и.п. – руки в замок
1 – руки вверх, ладонями кверху
2 – руки на голову
***
и.п. – о.с.
1 – правое плечо вверх
2 – левое плечо вверх
3 – правая рука вверх
4 – левая рука вверх
5 – правая рука вниз
6 – левая рука вниз
7 – правое плечо вниз
8 – левое плечо вниз
***
и.п. – руки перед грудью
1 – правая рука дугой кверху и в сторону ладонь кверху
2 – то же самое левой
3 – правая в и.п.
4 – и.п.
***
и.п. – руки перед грудью
1 – правая рука дугой книзу и в сторону ладонь кверху
2 – то же левой
3 – правая в и.п.
4 – и.п.
***
и.п. – руки перед грудью
1 – правая в сторону
2 – левая в сторону
3 – правая в и.п.
4 – и.п.
***
и.п. – руки перед грудью, правая над левой, кисти сжаты в кулаки
Вращение руками (предплечьями друг через друга), «моторчик заводим» сначала медленно, потом все быстрее. Вращать вперед и назад (от себя и к себе). Выполнять 10—15 секунд в одну и столько же в другую сторону.
и.п. – руки на пояс
Чертить геометрические фигуры сначала правой, потом левой рукой. Можно попробовать одновременно обеими руками (при хорошем выполнении).
***
и.п. – руки в замок
1 – руки вперед ладонями наружу
2 – руки к груди, ладонями к груди
***
и.п. – о.с.
1—4 – круговые движения плечами вперед
5—8 – то же назад
***
и.п. – о.с.
Поочередные круговые движения плечами вперед и назад.
***
и.п. – партнеры стоят спиной друг к другу
Перекатывание мяча по полу друг другу восьмеркой
Если партнеров нет, то упражнения проводится самостоятельно в широкой стойке ноги врозь.
Комбинированные движения руками и ногами
Каждое упражнение выполняется 8—10 сек. Только при разучивании точных положений рук и ног можно потратить больше времени.
Ходьба – руки вперед
Ходьба с одновременными махами руками вперед-назад
Ходьба с махами руками вниз-назад-вниз-вперед
Ходьба – руки в стороны-вперед-назад
Ходьба с высоким подниманием коленей и энергичной работой руками
Ходьба с четкой фиксацией шага (фиксируем буквально на секунду, но очень четко и одинаково, как роботы)
Ходьба с высоким динамичным подниманием рук
Ходьба с попеременными круговыми движениями руками вперед
Ходьба с одновременными круговыми движениями руками вперед и назад
Ходьба с высоким подниманием коленей, каждый раз притягивая колено к груди двумя руками
Ходьба с махами руками вперед-скрестно-вверх-назад
Ходьба с активным движением бедер вперед (идет движение бедром вперед, на это и обращаем внимание)
Ходьба широким шагом (но не выпадами)
Ходьба боком (не акцентируемся каким образом, то есть, идем любым способом, но боком) – выполняется правым и левым боком
Ходьба боком с выпадами в сторону (правым и левым боком)
Ходьба скрестными шагами (правым и левым боком)
Ходьба боком приставными шагами (правым и левым боком)
Ходьба боком с выпадом, на каждый выпад меняем положение рук, то руки вверх, то руки на плечи
Ходьба с поворотами туловища в стороны – направо-налево (шаг правой, поворот туловища налево и наоборот)
Ходьба с наклонами туловища – назад-вперед
Ходьба скрестным шагом с движениями рук в стороны
Ходьба боком, подтягивая ногу по полу (как будто нога не работает и нам приходится ее за собой тащить) – выполняем правым и левым боком (соответственно подтягиваем то левую, то правую ногу)
Конец ознакомительного фрагмента.
Развитие координации движения у школьников
ГБОУ Лицей № 1564
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: «Развитие координации движения у школьников».
Учитель физической культуры
Л.Л.Денежкина
Содержание
Биологические основы координации движений и возрастная характеристика её развития.
Особенности развития координации движений у детей.
Совершенствование координации движений у детей.
Рекомендации к обучению специально направленным упражнениям.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И ВОЗРАСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЁ РАЗВИТИЯ
Одной из важнейших задач физического воспитания детей является развитие их двигательных функций и умение управлять своими движениями. Ещё П.Ф. Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность „умение изолировать отдельные движения, сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспособлять к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью».
Разрешение этой задачи во многом зависит о знания физиологии или, точнее, её раздела — физиологии движений. Ведущее значение в данной области науки имеют работы великого русского физиолога И.М. Сеченова, который первым обосновал и развил рефлекторное происхождение, т.е. являются ответом на тот или иной раздражитель. В своём учении И.М. Сеченов отметил ведущую роль головного мозга в двигательной деятельности, а также дал основные понятия механизма координированных двигательных актов.
Таким образом, овладение каким-либо новым движением ведёт к образованию новых двигательных условных рефлексов. Однако любое двигательное действие нельзя рассматривать как отдельные двигательные условные рефлексы. Цельное движение, пусть даже самое простое, представляет собой сложные сочетания ряда рефлексов, сливающихся в один сложный двигательный рефлекс.
Наличие обратной связи, т.е. сигнализации, поступающей в кору головного мозга во время движения, позволяет вести контроль за его выполнением и управлять им. Таким образом, выполнение произвольного двигательного акта обеспечивается сложным процессом, происходящим в центральной нервной системе человека.
Возбуждение, поступающее по чувствительному нерву к той или иной нервной клетке, может иррадиировать, т.е. распространяться на другие нервные клетки. Такое возбуждение выражается хаотическими и беспорядочными движениями. Для осуществления целенаправленного и точного движения необходимо, чтобы возбуждение поступало лишь на определённые нервные клетки, другие же должны быть в заторможенном состоянии. Взаимодействуя друг с другом, процессы торможения и возбуждения образуют в коре головного мозга сложнейшую мозаику из возбужденных и заторможенных пунктов, мозаику не статическую, а динамическую, непрерывно изменяющуюся.
Благодаря этому взаимодействию в движение включаются то одни, то другие мышечные группы. Так бывает при любом движении, и, чем они сложнее оказывается двигательная задача, тем более сложно происходит чередование процессов возбуждения и торможения.
Эти процессы взаимообусловлены. Так, например, при рефлексе, вызывающем сгибание в том или ином суставе, возбуждаются соответствующие нервные центры и сокращаются мышцы-сгибатели этого сустава. Одновременно резко уменьшается возбуждение в нервных центрах мышц-антагонистов, т.е. мышц-разгибателей. При разгибании возбуждаются нервные центры мышц-разгибателей, нервные же центры мышц-сгибателей затормаживаются. Такое отношение между нервными центрами, когда возбуждение одних сопровождается торможение других, получило название реципрокности. Явление реципрокности следует считать одним из важнейших факторов координации движений.
Нет сомнения, что для правильного построения педагогического процесса, направленного на овладение новыми двигательными навыками, важно определить, при каких взаимоотношениях между нервными центрами наиболее легко осваиваются движения и какие взаимоотношения усложняют процесс обучения.
При движениях ногами наиболее простой и естественной координацией является перекрестная. Руками выполняются легче и свободнее одновременные и одноправленные, так называемые симметричные, движения.
Взаимоотношения одновременных движений рук и ног также далеко не всегда имеют перекрёстный характер. Так, если предложить ребёнку подняться по гимнастической стенке, то можно увидеть, что обычная двигательная координация, присущая ему при ходьбе, нарушилась и появилась так называемая иноходь: правая рука делала движения одновременно с правой ногой.
Мы уже говорили, что при движении руками нарушение перекрёстной координации особенно заметно проявляется у детей младшего возраста. Объясняется это следующим: чем меньше возраст детей, тем легче они выполняют движения, близкие по своему характеру к безусловнорефлекторным; более же сложные двигательные акты, основанные на условных рефлексах, появляются вследствие двигательного опыта, накапливающегося с возрастом.
Развитие двигательных возможностей детей идет параллельное развитием двигательных центров головного мозга. Данные анатомических исследований показывают, что если в раннем детстве двигательная область головного мозга ещё не содержит всех нервных элементов, то уже к 6-7 годам достигается определённая степень двигательной зрелости. К 13-14 годам двигательный анализатор у детей оказывается уже полностью сформировавшимся, и двигательные способности достигают высокого уровня. Для этого возраста характерна полная двигательная зрелость. Это выражается в том, что движения, не связанные с большими мышечными напряжениями и не требующие выносливости при их выполнении, могут быть освоены быстро, легко и выполняются правильно и ловко. В некоторых видах спорта именно в этот период дети достигают виртуозности в движениях.
Однако нельзя считать, что двигательная зрелость приходит сама собой по достижении определённого возраста, что у всех подростков уровень двигательных возможностей одинаков. Двигательное развитие достигается посредством движений. Оно будет высоким, если ребёнок будет много двигаться, систематически повторять движения и усложнять их, овладевать новыми движениями.
Вместе с тем необходимо определить тот оптимальный возраст, в котором то или иное физическое упражнение будет давать наибольший положительный эффект, в двигательном развитии. Для правильного ответа на вопрос, в каком возрасте наиболее целесообразно развивать двигательные способности, совершенствовать координацию движений, следует обратиться к данным физиологии и морфологии. В первую очередь необходимо иметь в виду возрастные возможности детей, в частности, развитие их центральной и периферической нервной системы с точки зрения функционального и морфологического созревания.
Если вспомнить, что всякое произвольное движение имеет условнорефлекторную природу, то станет ясно, что для овладения новыми движениями огромное значение приобретают уже имеющиеся условные связи. Поэтому чем богаче и разнообразнее был двигательный режим ребёнка, тем легче и правильнее он будет выполнять новые движения.
Быстрое овладение двигательными действиями возможно тогда, когда уже имеющиеся условные связи оказываются подготовленными для новых двигательных реакций.
Способность детей у овладению новыми, неизвестными им ранее, двигательными навыками тесно связана с особенностями возрастного развития. Новые условные связи тем быстрее формируются, чем меньше возраст детей. С возрастом повышается устойчивость произвольного внимания. Однако у детей она все же значительна, и длительные напряжения, связанные с концентрацией внимания, им недоступны; процессы возбуждения и торможения легко иррадиируют в коре больших полушарий головного мозга, устойчивых доминантных процессов нет.
Возраст 7-10 лет характеризуется как период в котором дети могут сравнительно хорошо управлять своими движениями. Только под влиянием сильного раздражения нарушается точность и правильность их выполнения.
Полностью двигательные способности ребенка развиваются к 13-14 годам. Следовательно, возраст с 7 до 14 лет нужно рассматривать, как период активного развития двигательных функций. Эта характеристика находит подтверждение в работах морфологов, отмечающих как зрелость коры головного мозга, так и достаточно высокое развитие костно-мышечного аппарата к 13-14 годам.
Установлено, что наиболее быстро двигательные координационные возможности развиваются в период с 7 до 11 лет. Дети 7 лет хотя и медленнее, чем старшие, но всё же успешно овладевают двигательными действиями с перекрёстной, более сложной, координацией.
Совершенствование двигательных способностей, и в частности координации движений, должно совпадать с периодом усиленного развития двигательных функций и тем повышать и ускорять ход этого развития. Поэтому начинать активное целенаправленное совершенствование координации движений следует с 7-летнего возраста, т. е. с первого года обучения в школе.
Однако с 13-14 лет у девочек значительно снижается точность движений и процесс овладения новыми двигательными действиями замедляется. Это даёт основание считать, что в занятиях с детьми этого возраста целесообразно обращать внимание на совершенствование координационных способностей в первую очередь у девочек.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ
Как мы уже выяснили, координация движений — это двигательная способность, которая развивается посредством самих движений. И чем большим запасом двигательных навыков обладает ребенок, тем богаче будет его двигательный опыт и шире база для овладения новыми формами двигательной деятельности. Нам известно, что координационная способность человека достигает высокого уровня развития к 13-14-му году жизни. Это дает
Аналогичные результаты были получены в педагогическом эксперименте с детьми, разучивавшими упражнения со сложными сочетаниями движений руками и ногами. Всё это свидетельствует, что развитие координации движений тренируема.
Занятия физическими упражнениями, направленными на развитие координационных способностей, положительно сказались и на овладении новыми двигательными навыками: у учащихся экспериментальных групп успеваемость по физической культуре длительное время была выше, чем у детей контрольной группы. Этот факт можно объяснить тем, что образование новых навыков тесно связано с теми навыками и отдельными их элементами, которые уже были сформированы ранее по механизму временных связей. Причем координационные отношения, сложившиеся ранее, как бы переносятся и облегчают образование новых координационных отношений. Обучение новым упражнениям протекает значительно легче, если к этому времени в коре больших полушарий головного мозга ребёнка имеются установившиеся условные связи, которые стали звеньями двигательного стереотипа.
Результатом тренировки, вероятно, является и рост пластичности нервной системы, т. е. способности к переделке старых и выработке новых условных связей. Благодаря же пластическим свойствам коры больших полушарий в центральной нервной системе могут быстро образовываться динамические стереотипы на основе ранее выработанных условных связей.
Для развития координации движений могут быть использованы любые физические упражнения, но лишь постольку, поскольку они включают в себя элементы новизны и представляют для занимающихся определённую координационную трудность. По мере автоматизации навыка значение данного физического упражнения как средства развития координации движений уменьшается.
При формировании того или иного двигательного навыка всегда важно выяснить его прочность, устойчивость и сохранения. Это позволит правильно строить педагогический процесс. Дети, как правило, затрачивают много времени на овладение тем или иным сложным движением, но, овладев им, сохраняют двигательный навык надолго.
На основании этих данных можно прийти к заключению, что дети, занимавшиеся специальными упражнениями длительное время (около 3 лет) после окончания специальных занятий остаются координационно более развитыми. Это можно объяснить длительностью сохранения временных связей основание считать возможным тренировать и совершенствовать координацию движений.
Ученые-физиологи указывают на большое значение педагогического воздействия (тренировки) как фактора, формирующего взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Важнейшим показателем тренированности центральной нервной системы, считают они, является рост подвижности, уравновешенности, а также концентрации (как во времени, так и в пространстве) возбудительных и тормозных процессов. Всё это создаёт благоприятные условия для координированной работы центральной нервной системы, а также всего нервно-мышечного аппарата. В ходе тренировки постоянно формируются и уточняются различные формы содружественных и реципрокных отношений между нервными центрами мышечных групп, и чем выше тренированность человека, тем более совершенными становятся эти отношения.
Таким образом, используя активную двигательную деятельность как форму тренировки, мы можем ускорить и усовершенствовать процесс развития координации движений. Однако следует помнить, что это должен быть не хаотический набор движений, а правильно и строго организованный педагогический процесс, в котором физические упражнения выполнялись бы с определёнными нагрузкой и дозировкой соответственно возрасту занимающихся.
Как пример такого целенаправленного педагогического процесса можно привести эксперимент, в котором изучалась возможность развивать координацию движений руками у детей 7-8 лет. Из учащихся первых классов были созданы две экспериментальные и одна контрольная группы, и по разработанным контрольным тестам был определен уровень координационного развития детей.
После окончания эксперимента, т. е. через 40 уроков, дети были подвергнуты повторному контрольному испытанию, которое состояло из тех же тестов, что и первый раз. Оказалось, что цикл занятий специально направленными упражнениями весьма эффективен. Уровень развития координации движений у учащихся экспериментальных групп значительно вырос: дети этих групп легко и быстро овладели контрольными тестами, значительно опередив детей из контрольной группы, не разучивавших специальных упражнений; более того, они выполняли движения со сложной координацией зачастую лучше, чем дети 11 лет.
в коре больших полушарий, а, следовательно, и координационных способностей, развитых раньше.
Низкий уровень физического развития детей не является противопоказанием к занятием, направленными на развитие двигательной координации.
Одновременно хотелось бы предостеречь от возможной переоценки значения координации движений. Нередко, как в быту, так и в спорте, приходится выполнять сложные по координации движения в условиях максимального проявления того или иного двигательного качества. И в этих случаях без высокоразвитой быстроты, силы или выносливости выполнить такие движения правильно не удаётся. Например, координация движения у лыжника в конце длительного перехода ухудшается, и чем менее он тренирован, тем раньше это наступит. Не сможет выполнить подъём разгибом на перекладине ученик хорошо координированный, но физически слабый.
Эти примеры указывают на важность развития всех двигательных качеств одновременно с развитием координационных способностей.
Итак, мы установили, что координация движений тренируема и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса, специально направленного на её развитие. Выяснено, что высокая степень развития координации движений оказывает положительное влияние на овладение детьми новыми двигательными формами ичто координационные сохраняются в течение сравнительно длительного срока. Установлено, что взаимосвязи между уровнем развития их координационных способностей не существует, и поэтому есть основание заняться упражнениями, направленными на развитие координации движений, со всеми учащимися без исключения.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ
Основным средством, совершенствующим координационные двигательные способности, с нашей точки зрения, являются специальнонаправленные упражнения, входящие в основную гимнастику.
Основная гимнастика характеризуется большим многообразием физических упражнений и методических приёмов, с помощью которых можно оказать разностороннее воздействие на организм занимающихся, учитывая их ^ индивидуальные особенности и двигательную подготовленность.
В физическом воспитании, как и в любой другой отрасли педагогической деятельности, обучение и воспитание следует осуществлять, руководствуясь дидактическими принципами. Чтобы обеспечить соответствие учебных заданий реальным возможностям занимающихся и организовать стройную систему обучения, необходимо уделить особое внимание принципам доступности и систематичности.
Учитывая, что двигательные действия с различными координационными соотношениями по-разному осваиваются детьми, необходимо выявить степень сложности тех или иных упражнений. Поскольку подавляющее большинство бытовых, трудовых, а также спортивных двигательных действий осуществляется при помощи рук.
Упражнения с движениями руками в плечевых суставах были систематизированы по степени сложности их освоения.
В первую групп (первая степень сложности) вошли упражнения, не требующие специального разучивания и легко осваиваемые детьми с первой попытки. Ко второй группе (вторая степень сложности) отнесены упражнения хотя и требующие специального обучения, но легко поддающиеся разучиванию. Третья группа (третья ступень сложности) состоит из упражнений, которые требуют специального разучивания и с трудом осваиваются детьми.
Однако такая систематизация лишь примерна, так как степень сложности освоения тех или иных упражнений в различных возрастных группах не совсем одинакова. В младшей возрастной группе, т. е. у детей 7-8 лет, явно выражены различия между степенями сложности. У детей 10-11 лет такого различия не наблюдается, разница между упражнениями второй и третьей степеней сложности сглаживается. Дети 13-14 лет осваивают упражнения легче, поэтому для них к упражнениям первой степени сложности прибавляются поочерёдные упражнения, выполняемые в одной и двух плоскостях. Сравнительно легко в этом возрасте осваиваются и поочерёдные упражнения, выполняемые в трёх плоскостях.
И всё же общая тенденция к распределению упражнений на три степени сложности их освоения присуща всем возрастным группам с 7 до 14 лет.
Приведённая в табл. 1 систематизация упражнений наиболее объективно отражает степень сложности их освоения детьми 7-8 лет, т. е. того возраста, с которого мы рекомендуем начинать занятия, направленные на совершенствование координации движений.
Упражнения, состоящие из движений руками, можно усложнить, согласовав их с движениями ногами (табл. 2). Наиболее легко дети выполняют упражнения с перекрёстными движениями ногами, т. е. такими движениями, какие мы совершаем при ходьбе. Несколько сложнее оказываются упражнения, в которых движение производится одной ногой (маховое движение „вперёд-назад» или „вправо-влево»). К следующей по сложности группе относятся упражнения, в которых движения руками согласуются с подскоками на двух ногах („ноги врозь — ноги вместе» или „одна нога впереди — другая назад»).
Табл. 1
Степени сложности
Упражнения
1-ая
2-ая
3 -я
Одновременнонаправленные
+
Циклического характера с перекрестной координацией (выполняемые в одной, двух плоскостях)
+
Циклического характера с перекрестной координацией (выполняемые со сменой плоскостей)
Поочередные
+
Последовательные
+
+
Разноритмичные
+
Табл 2.
Степени сложности
Упражнения
1-ая
2-ая
3 -я
4 -ая
Движения руками согласуются с ходьбой
+
Движения руками согласуются с махами ногой
+
Движения руками согласуются с подскоками
+
Движения руками согласуются с приседаниями
+
Наиболее трудными считаются упражнения, в которых движения руками выполняются одновременно с приседаниями. Таким образом, взяв за основу рекомендуемые систематизации, можно составить огромное количество упражнений, начиная от самых простых и кончая весьма сложными.
Разнообразный арсенал двигательных сочетаний поможет создать у занимающихся богатый двигательный опыт. Причем этот опыт будет состоять из движений, которые, как правило, не встречаются в повседневной жизни и незнакомы детям. Это, в свою очередь, вызовет определенную трудность при разучивании, что необходимо для развития координационных способностей.
С точки зрения развития координации движений, большую ценность представляют занятия подвижными и особенно спортивными игами. Огромное разнообразие движений и игровых ситуаций обогащает двигательный опыт занимающихся. Подвижные и спортивные игры являются средством разностороннего физического развития, эмоциональны, интересуют детей и наиболее доступны им.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОНАПРАВЛЕННЫМ УПРАЖНЕНИЯМ
Обучение упражнениям, направленными на совершенствование координации движений, должно строиться, как и любой другой педагогический процесс, в соответствии с требованиями основных дидактических принципов. Преподаватель обязан строго придерживаться правил обучения „от простого к сложному», „от лёгкого к трудному», „от известного К неизвестному». От простого и легкого сочетания движений надо постепенно, по мере овладения ими, переходить к более сложным и трудным. Правильная последовательность изучаемых упражнений, когда очередное упражнение в какой-то степени подводит и подготавливает занимающихся к разучиванию последующего, помогает быстро и легко овладевать наиболее сложными упражнениями.
Важным моментом педагогического процесса является обеспечение интереса занимающихся к изучаемому материалу. Дети, как правило, охотно разучивают относительно сложные упражнения, выполнение которых связано с преодолением двигательных трудностей. Выполнение же слишком простых движений не вызывает интереса у детей и не даёт положительного эффекта. Обучение таким движением нецелесообразно и сточки зрения развития координационной способности детей, так как этого эффективны лишь те упражнения, которые представляют определенную координационную трудность.
Вместе с тем не следует преждевременно разучивать слишком сложные двигательные сочетания: дети не смогут овладеть ими, потеряют уверенность в своих силах, у них понизится интерес к разучиванию подобных упражнений, что, в свою очередь, отрицательно скажется на всём педагогическом процессе. Необходимо подбирать упражнения, постепенно повышая их трудность.
При разучивании новых упражнений важно определить оптимальное число их повторений. Упражнение со сложной двигательной координацией, трудно осваиваемое детьми, требует многократных повторений. Причем польза от них будет ощутима только в том случае, если занимающиеся проявляют к упражнению достаточный интерес. Однако известно, что чрезмерное число повторений утомляет детей, снижает интерес к занятиям и не даёт желаемого эффекта. Недостаточное же число повторений ведёт к затягиванию процесса овладения двигательным действий. При обучении детей относительно сложнокоординационному упражнению целесообразно повторять его в среднем 5-8 рез в течение одного занятия. Если упражнение сложное и дети не могут освоить его с первого урока, разучивание необходимо повторить на следующем уроке. Упражнение следует считать освоенным в том случае, когда занимающиеся могут его выполнить без ошибок 4-5 раз. После этого упражнение можно усложнить или разучить новое. Всего на разучивание специальнонаправленных упражнений следует затрачивать на уроке не более 3-4 минут. Обычно на каждом уроке одно упражнение подбирают из ранее разученных и выполняют его с некоторым усложнением, другое — разучивают заново.
Говоря о необходимости создавать у учащихся об упражнении, мы исходим из того, что представление о каком-либо движении влечёт за собой незначительное сокращение тех скелетных мышц, которые осуществляют это движение. Нужные координационные механизмы приходят в действие.
После ознакомления учащихся с упражнением, необходимо переходить к непосредственному его разучиванию. Если упражнение представляет собой сложное по координации сочетание движений, следует зеркальным методом одновременно выполнять его и преподавателю. Разучивать такое упражнение нужно в медленном темпе; давая тем самым возможность детям осознать свои действия.
Усложнять упражнения можно тремя путями.
Первый путь — увеличение темпа выполняемых движений.
Второй путь — изменение направления движений, выполнение движений в двух, трех плоскостях и со сменой плоскостей.
Третий путь — выполнение движений руками в сочетании с движениями ногами.
Соблюдение данной последовательности обеспечит выполнение дидактического правила „от простого к сложному».
Методика определения степени развития координации движений заключается в разучивании тестов и сдаче их на оценку. Успешно сдавшим упражнение считается ученик, правильно выполнивший его 5 раз. За показатели среднего развития координации движений принимается успешное выполнение тестов: для детей 7-8 лет — на 4-ом уроке, для детей 10-11 лет — на 3-ем и для детей 13-14 лет — на 2-ом. Более освоение данных упражнений следует рассматривать как хороший ,а более медленное — как плохой уровень развития координации движений.
В заключение хочется напомнить, что координация движений развивается наиболее успешно в детском возрасте, сохраняется длительное время и высокий уровень её развития позволяет легко овладеть тем огромным количеством двигательных действий, которыми пользуется человек при выполнении бытовых, трудовых и спортивных движений.
Содержание | Дозировка | ОМУ |
Подготовительная часть (12 мин.) | ||
Построение. Техника безопасности. Сообщение задач урока. | 3 мин. | Команды: «Группа, в одну шеренгу становись!» «Равняйсь!» «Смирно!» «По порядку рассчитайсь!» «Вольно!» Проверить форму, состав класса. |
Строевые упражнения. 1.Ходьба 1.на носках, руки вверх; 2.на пятках, руки за голову. 3.на внешней стороне стопы 4. на внутренней стороне стопы | 1 круг | Команды: «Напра-во!» «Нале-во!» «Кру-гом!» «Прыжком напра-во!» «Нале-во!» «Прыжком кру-гом!» Ходьба оказывает положительное воздействие на весь организм. Профилактика плоскостопия. Определить дистанцию 1 м. спина прямая, соблюдать осанку. |
Бег. | 6 кругов | Дистанция 2 метра Темп средний |
Бег с заданием 1. лицом вперед 2. правым боком приставным шагом 3.левым боком приставным шагом 4.с высоким подниманием бедра 5. с захлестом голени назад | 1 круг | Темп медленный. Следить за дистанцией. Руки на пояс. Бедро выносится на уровень горизонтали Пятками коснуться ягодиц. |
2.Упражнение на восстановления дыхания. 1-2-руки вверх-вдох; 3-4-руки вниз-выдох. | 2 круга | Дыхание не задерживать. Выдох длинней. |
3.ОРУ (в движении) 1. наклоны головы влево, вправо; вперед, назад. 2. поднимаем и опускаем плечи вверх, вниз. 3. круговые движения в локтевых суставах внутрь, наружу. 4. круговые движения в запястьях. 5.круговые движения прямыми руками вперед, назад. 6.правая рука вверх, левая вниз, отведение прямых рук назад, со сменой положения рук. 7.Руки перед грудью, согнутые в локтевых суставах. 1-2- отведение согнутых рук назад, 3-4- прямых. 8. Выпад с поворотом туловища, шаг правой ногой вперед, поворот вправо, шаг левой ногой вперед, поворот влево. 9.Наклоны на каждый шаг. | 5 мин. 6-8р. 6-8р. 6-8р. 6-8р. 6-8р. 6-8р. 6-8р. 6-8р. 6-8р. | Темп медленный. Следить за дистанцией. Следить за осанкой. Амплитуда движения широкая. Руки прямые. Руки ниже груди не опускать. Противоположная нога прямая. Дистанция 1,5 м Ноги не сгибать, коснуться руками носков. |
4.Игра «Вызов номеров» Расчет на 1-4 По команде учителя добежать до линии, коснуться ее и вернуться назад. | 2 мин. | Бег начинать с высокого старта. Следить за интервалом. Быть внимательным к командам учителя. |
Основная часть (23 мин) | ||
5. Прыжки через гимнастическую скакалку 1.Прыжки на месте, вращая скакалку вперед, на двух ногах 2. Прыжки на одной ноге правой, левой 3. прыжки через скакалку с ноги на ногу. 4. прыжки руки скрестно восьмерка 5. вращение скакалки в обратном направлении. | 2 мин. | Темп выполнения средний Выполнять под счет Следить за интервалом Прыжки с одновременным вращением скакалки |
6.Ловля и передача мяча в парах 1. Передача мяча двумя руками из – за головы 2. Двумя руками от груди 3. Двумя руками с отскоком от пола. | 2 мин | Фронтальный метод Рассказ, показ, имитация Ошибки исправлять индивидуально Мяч держать широко расставленными пальцами Принимать на чуть согнутые руки Быть готовыми к приему мяча |
7. Работа по станциям 1 группа. Ведение мяча «змейкой»
2 группа. Ходьба по гимнастической скамейке; 1. руки в стороны. 2 ходьба в полном приседе по скамейке. 3 группа. Метание в цель теннисным мячом. 1.Бросить мяч в цель и поймать его. 4 группа. «Боулинг» На линии выстраиваются кегли в ряд. С противоположной линии, ученик катит мяч в сторону кеглей. Задача, как можно больше сбить кеглей. Построение в одну шеренгу. | 3 мин. 3 мин. 3 мин 3 мин | Кисть жесткая, с широко расставленными пальцами Следить за высотой отскока и точным направлением. Метод поточный Страховка Следить за правильным выполнением Метод поточный Это упражнение способствует не только координации движений и их точности, но и глазомера. Метод поточный Катить мяч строго с разметки Метод поточный Следить за дисциплиной |
Заключительная часть (5 мин) | ||
12. Упражнения на развитие координации 1 Вытянутой правой рукой выполнять круговые движения, левой — вертикальные взмахи вверх-вниз 2.Одной рукой гладить себя по животу, а другой рукой похлопывать себя по голове. Рефлексия Вопросы. 1. Как вы себя чувствуете? 2. Какое задание вам запомнилось больше всего? 3. Какое задание было трудно выполнять? 4. Понравилось ли вам на уроке? | 3 мин. 2 мин. | Следить за правильным выполнением Упражнения выполняются в движении
Закрепление теоретической части урока |
План-конспект: Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога).
Тема занятия: Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога).
Форма занятия: Групповое.
Тип занятия: Коррекционно-развивающее.
Задачи занятия:
Образовательная:
Учить координировать движения рук и глаза.
Коррекционно-развивающая:
Развитие зрительной памяти.
Развитие навыков самоконтроля.
Развитие произвольного внимания .
Воспитательная:
Воспитание интереса к учебе.
Воспитание любви к животным.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
— Приветствие учителя и учащихся ладошками. Эмоциональный настрой.
«Разминка»
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики — «бутончик тюльпана»)
II. Основная часть.
1. Выкладывание пуговиц.
Кто-то в гости к нам спешит, «Здравствуйте» — нам говорит.
-Узнали, кто это?
Дети: Зайчик. (картинка Зайчика).
— Здравствуй, Зайчик, мы очень тебе рады.
Ребята, Зайчик рассказал мне, что он по всем вам очень соскучился, захотел поиграть с вами и порисовать. Он пришёл к вам издалека. Вначале он шёл к нам по лесной тропинке.
Выкладывание тропинки из пуговиц.
2. «Дорожка»
А затем Зайчик спасался от волка. Дорога была трудная. Путь был не лёгок. Представьте, что вы – Зайчик. Необходимо не отрывая руки, карандашом «проехать» по изгибам дорожки не касаясь линии, а затем вернуться назад.
3.Пальчиковая гимнастика
4.«Графическое копирование»
Нарисуйте Зайчика по клеткам по образцу (с помощью педагога)
III. Заключительная часть.
Подведение итога.
Кто к нам сегодня приходил?
Что мы с вами делали?
Рефлексия.
Наше занятие заканчивается. Кому занятие понравилось, подарите Зайчику морковку, кому было грустно – травку.
Часть урока | Содержание | Дозировки | Организационно-методические указания |
1 12 мин Подготовительная часть | 1.Построение. Техника безопасности. Сообщение задач урока. | 2 мин. | Проверить форму, состав класса. |
1.на носках, руки вверх; 2.на пятках, руки за голову. 3.на внешней стороне стопы 4. на внутренней стороне стопы | 1 круг | Ходьба оказывает положительное воздействие на весь организм. Профилактика плоскостопия. Определить дистанцию 1 м. спина прямая, соблюдать осанку. | |
1. лицом вперед 2. правым боком приставным шагом 3.левым боком приставным шагом -4.с высоким подниманием бедра 5. с захлестом голени назад | 1 мин. | Темп медленный. Следить за дистанцией. Руки на пояс. Бедро выносится на уровень горизонтали Пятками коснуться ягодиц. | |
4.Упражнение на восстановления дыхания. 1-2-руки вверх-вдох; 3-4-руки вниз-выдох. | 2 круга | Дыхание не задерживать. Выдох длинней. | |
1. наклоны головы влево, вправо; вперед, назад. 2. поднимаем и опускаем плечи вверх, вниз. 3. круговые движения в локтевых суставах внутрь, наружу. 4. круговые движения в запястьях. 5.круговые движения прямыми руками вперед, назад. 6.правая рука вверх, левая вниз, отведение прямых рук назад, со сменой положения рук. 7.Руки перед грудью, согнутые в локтевых суставах. 1-2- отведение согнутых рук назад, 3-4- прямых. 8. Выпад споворотам туловища, шаг правой ногой вперед, поворот вправо, шаг левой ногой вперед, поворот влево. 9.Наклоны на каждый шаг. | 5 мин. 6-8р. 6-8р. 6-8р. 6-8р. 6-8р. 6-8р. 6-8р. 6-8р. 6-8р. | Темп медленный. Следить за дистанцией. Следить за осанкой. Амплитуда движения широкая. Руки прямые. Руки ниже груди не опускать. Противоположная нога прямая. Дистанция 1,5 м Ноги не сгибать, коснуться руками носков. | |
6.Игра «Вызов номеров» Расчет на 1-4 По команде учителя добежать до линии, коснуться ее и вернуться назад. | 2 мин. | Бег начинать с высокого старта. Следить за интервалом. Быть внимательным к командам учителя. | |
2 ч Основная 23мин. | 7. Упражнения на развитие координации «Отдать честь». «Пила и молот». | 1 мин. | Следить за правильным выполнением |
8. Прыжки через гимнастическую скакалку 1.Прыжки на месте, вращая скакалку вперед, на двух ногах 2. Прыжки на одной ноге правой, левой 3. прыжки через скакалку с ноги на ногу. 4. прыжки руки скрестно восьмерка 5. вращение скакалки в обратном направлении. | 2 мин. | Темп выполнения средний Выполнять под счет Следить за интервалом Прыжки с одновременным вращением скакалки | |
9.Дыхательная гимнастика 1. Как пыхтит тесто? «Пых-пых-пых…» 2. Как паровоз выпускает пар? «Из-из-из…» 3. Как шипит гусь? «Ш-ш-ш…» 4.Как мы смеёмся? «Ха-ха-ха…» 5. Как воздух выходит из шарика? «С-с-с…» | 1 мин. | Дыхание не задерживать Выдох длиннее Звук произносить громко | |
10.Ловля и передача мяча в парах 1. Передача мяча двумя руками из – за головы 2. Двумя руками от груди 3. Двумя руками с отскоком от пола. | Фронтальный метод Рассказ, показ, имитация Ошибки исправлять индивидуально Мяч держать широко расставленными пальцами Принимать на чуть согнутые руки Быть готовыми к приему мяча | ||
11. Работа по станциям 1 группа. Ведение мяча «змейкой» 2 группа. Ходьба по гимнастической скамейке; 1. руки в стороны. 2 ходьба в полном приседе по скамейке. 3 группа. Метание в цель теннисным мячом. 1.Бросить мяч в цель и поймать его. . 4 группа. «Боулинг» На линии выстраиваются кегли в ряд. С противоположной линии, ученик катит мяч в сторону кеглей. Задача, как можно больше сбить кеглей. | 3 мин. 3 мин. 3 мин 3 мин | Групповой метод Кисть жесткая, с широко расставленными пальцами Следить за высотой отскока и точным направлением. Метод поточный Страховка Следить за правильным выполнением Метод поточный Это упражнение способствует не только координации движений и их точности, но и глазомера. Метод поточный Катить мяч строго с разметки Метод поточный | |
Построение в одну шеренгу. | Следить за дисциплиной | ||
3ч. Заключительная 5 мин. | 12. Упражнения на развитие координации 1 Вытянутой правой рукой выполнять круговые движения, левой — вертикальные взмахи вверх-вниз 2.Одной рукой гладить себя по животу, а другой рукой похлопывать себя по голове. Рефлексия Вопросы. 1. Как вы себя чувствуете? 2. Какое задание вам запомнилось больше всего? 3. Какое задание было трудно выполнять? 4. Понравилось ли вам на уроке? | 1 мин. . 2 мин. | Следить за правильным выполнением Упражнения выполняются в движении Закрепление теоретической части урока |
Домашнее задание Развивать координацию рук, лепить пластилином или глиной. | .1 мин. | Доступное выполнение | |
Релаксация | 1 мин | Привести организм в первоначальное состояние | |
Консультация (старшая группа) на тему: Развитие координации движений у детей дошкольного возраста в играх и упражнениях с мячом.
Развитие координации движений у детей дошкольного возраста в играх и упражнениях с мячом.
Слово «координация» означает «согласование». Когда говорят о координации движений, имеют в виду согласованность в работе мышц разных групп, направленную на достижение определенного двигательного эффекта, конкретной цели. Прежде всего, это точность, соразмерность, способность правильно дозировать силу, направленность, скорость, расстояние движений. В процессе координации движений всегда согласуется работа мышечных движений и тех или иных органов чувств.
Координация движений имеет важное значение для многих видов трудовой деятельности (это так же и письмо, и рисование, и игра на музыкальных инструментах, и т.д). Однако надо иметь в виду, что координация движений — это очень сложное образование, которое опосредуется многими качествами, такими, например, как двигательная память, гибкость или высокая подвижность суставов и др.
Для развития ловкости и координации движений незаменимы игры с мячом. Для начала можно просто научить ребенка бросать и ловить мяч (лучше взять для этого мяч средних размеров). На первых порах поймать его довольно трудно: ребенок будет стараться удержать его двумя руками, прижимая к груди. Но постепенно, тренируясь, он научится ловить его ладонями.
Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребенка. Движения рук способствуют также развитию речи ребенка. Современные научные данные подтверждают эти положения: области коры головного мозга, «отвечающие» за артикуляцию органов речи и мелкую моторику пальцев рук, расположены в одном иннервационном поле, т.е. непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от двигающихся рук стимулируют расположенные по соседству речевые зоны, усиливая их активность. Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др.), получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей), у них активизируется весь организм. Даже, казалось бы, обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка. Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке. Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы «растут» вместе с ребенком, составляя огромную радость детства.
Мяч — это древняя и самая любимая игрушка детворы. Первые мячи не были похожи на своих современных собратьев. Это были кожаные мешочки, набитые зерном, перьями или травой. Затем появились тряпичные или плетеные мячи. Древние римляне придумали надувные мячи. Североамериканские индейцы играли мячом, сделанным из оленьих шкур. Говорят, что Колумб привез в Европу вместе с картофелем и кукурузой несколько каучуковых (прыгающих) мячей.
Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений, пространственную ориентировку.
В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. Игры с мячом — это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе их дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках.
Игры с мячом при соответствующей организации их проведения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребёнка. Упражнения с мячами различного веса и объёма развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребёнка, готовящегося к обучению в школе.
При ловле и бросании мяча ребёнок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма. Известно и то, что механизм речеобразования формируется у ребёнка эффективнее, когда речевое развитие сочетается с ручными движениями.
А хотите узнать, как играли мячом в старину?
Например, индейцы, жители двух соседних деревень, устанавливали на огромном поле длиной до двух километров двое ворот. Играющие гнали мяч из центра поля к воротам противника при помощи клюшек. Строго – настрого запрещалось касаться игроков и мячей руками. Если во время игры кто – то из игроков случайно получал удар по лицу клюшкой или мячом, он должен был, несмотря на боль, улыбаться и продолжать игру. Таким образом, он доказывал, что является настоящим мужчиной.
Старинные названия игр с мячом
Свечки – подбросить мяч вверх сначала невысоко и поймать его. Второй раз бросить выше, в третий раз еще выше.
Поднебески – подбросить мяч вверх, дать ему упасть и с отскока от земли поймать.
Гвозди ковать – отбивать мяч рукой о землю.
Хватки – поднять руки с мячом повыше головы, выпустить его и поймать на лету.
Вертушки – перевертушки – положить мяч на ладонь, слегка подбросить его, руку повернуть тыльной стороной, отбить мяч вверх, а затем поймать.
Первыши – водокачи – ударить мячом в стену, поймать его с отскоком от стены.
Зайца гонять – бросить мяч о землю так, чтобы он ударился о стенку, и поймать с отскока от стены.
Пришлепы – ударить мячом о стену, отскочивший от стены мяч ударить ладонью так, чтобы он опять ударился о стену, поймать.
Одноручье – подбросить мяч правой рукой и поймать правой, подбросить левой и поймать левой.
В ладоши – ударить мячом о стену, хлопнуть в ладоши и поймать.
По коленям – ударить мячом о стену, хлопнуть руками по коленям и поймать мяч.
Предлагаем выполнить несколько игровых приемов вместе с вашим ребенком:
- Бросайте мяч вверх и ловите его;
- Бросайте мяч вверх и после хлопка в ладоши ловите его;
- Бросайте мяч вверх, повернитесь вокруг себя и ловите его двумя руками;
- Бросайте мяч вверх и ловите после двух хлопков в ладоши;
- Бросайте мяч вверх правой, а ловите левой рукой;
- Бросайте мяч вверх и ловите его после отскока от пола;
- Сядьте на корточки, бросьте мяч вверх и поймайте его, повернувшись вокруг себя;
- Подбросьте мяч, отбейте его несильно коленом вверх, после этого поймайте двумя руками;
- Подбросьте мяч вверх, отбейте его головой и поймайте;
Если вам удалось выполнить все задания с первого раза, значит, вы настоящий мастер- «МАСТЕР МЯЧА», ну а если не получилось, то не беда, надо тренироваться, и тогда все обязательно получится!!!
ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХА!
Упражнения с мячом
(развитие координации движений).
- Катание мяча, шарика с попаданием в предметы (кегли, булавы и др.), катание «Змейкой» между предметами.
- Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками (не менее 10 раз подряд).
- Бросание мяча вверх и ловля его одной рукой (не менее 4-6 раз подряд).
- Бросание мяча друг другу с хлопком.
- Бросание мяча друг другу и ловля из положения сидя.
- Бросание мяча друг другу и ловля с поворотом кругом.
- Бросание мяча друг другу и ловля с отскоком от земли.
- Бросание мяча друг другу и ловля в движении.
- Отбивать мяч о землю двумя руками стоя на месте (не менее 10 раз подряд).
- Отбивать мяч о землю двумя руками, продвигаясь вперед шагом в прямом направлении на расстояние 5-6 м.
- Отбивать мяч о землю одной рукой (правой и левой), продвигаясь вперед.
- Отбивать мяч о стенку с хлопком, поворотом, отскоком о землю.
Добавить комментарий