Разное

Упражнения для развития координации движений – управляем своим телом с помощью эффективных тренировок вестибулярного аппарата, лучшие приемы и рекомендации по их выполнению

Содержание

Упражнения для развития координации движений: примеры занятий

Упражнения для развития координации движений по системе Монтессори

Упражнения для развития координации движений занимают одно из главных мест в системе Марии Монтессори. От такого комплекса упражнений напрямую зависит развитие мелкой моторики, а соответственно и развитие ребенка в целом. Кроме того, занятия по координации движений тесно переплетаются с подготовкой детей к жизни в Монтессори-группе.

Особенности выполнения упражнений

Упражнения разрабатывались с учетом двух целей:

  • прямая — это цель, которую преследует ребенок, работая с предметом;
  • косвенная — это цель, ради которой создавалось занятие, или что происходит с ребенком в процессе его выполнения.

Перед началом каждого упражнения учитель проводит презентацию, чтобы продемонстрировать способ работы с конкретным материалом или предметом. Даже малейшее отступление от инструкции является уже самостоятельным упражнением с этим материалом. После презентации начинается выполнение самого упражнения. Обязательно проводится контроль ошибок, где учитель акцентирует внимание на том, что надо доработать.

Важно, чтобы во время упражнений лексика ребенка пополнялась новыми словами.

Как открывается и закрывается дверь

Ребенок открывает дверьМатериал: дверь, замок с язычком, ручка двери.

Цели:

  • Прямые: сформировать умение тихо, не хлопая, открывать и закрывать дверь; пользоваться замком с язычком; освоение действий с дверной ручкой.
  • Косвенные: развитие координации движений; формирование концентрации движений и внимания; умение действовать, не мешая другим.

Презентация

Демонстрация, как правильно открывать и закрывать дверь. Учитель располагается у двери правым боком, берется правой рукой за ручку, потом нажимает на нее и тянет на себя. Таким образом дверь открылась. Учитель делает акцент на язычке замка, который сам исчезает при нажатии на ручку и появляется, если ее отпустить. Этот момент вызывает удивление у ребенка. После презентации он может сам выполнить действия учителя (поднять и опустить ручку). После этого взрослый вместе с ребенком выходят из комнаты. Они располагаются левым боком к двери, таким образом открывая дверь с левой стороны. Учитель акцентирует внимание на том, что дверь открывается тихо, почти неслышно и медленно. Дети, находящиеся в группе, даже не повернулись на звук.

  • Контроль ошибок заключается в самом процессе открывания и закрывания двери. Главное,чтобы дверь не хлопала и была закрыта.
  • Новые слова: дверь, замок, задвижка, защелка, язычок замка, хлопок, щелчок, нажать, толкнуть, открыть, закрыть, войти, выйти, тихо, громко. Возраст для проведения данного упражнения: от 2, 5 до 5 лет.

Как ходить по комнате, не задевая предметов

Дети ходят паровозикомУпражнение целесообразно выполнять группой. Это выглядит следующим образом: в центре группы рисуется большой эллипс, по которому изо дня в день учатся правильно ходить. Начинают это упражнение именно с такой ходьбы. Дети за учителем, медленно по нарисованной линии, движутся друг за другом. Раздается тихая музыка и учитель выводит группу за эллипс. Вся цепочка движется между столами, стульями, коврами, которые располагаются на полу.

Существует и такой вариант упражнения: дети ходят не друг за другом, а в рассыпную. Но задача остается такой же — передвигаться медленно, не задевая окружающие предметы.

Задача учителя — продемонстрировать, как аккуратно можно передвигаться в помещении, при этом не задевая предметов.

Это очень важное занятие для дальнейшей жизни ребенка, так как каждый человек должен жить, не мешая другим. Не нарушать покой и сосредоточенность работающих рядом людей. Если это важное правило тренировать в себе с раннего детства, то оно пригодится во взрослой жизни. В Монтессори-группе одно из негласных правил — умение не мешать другим. Это позволяет детям соблюдать дисциплину в процессе выбора учебных занятий.

Как носят стул

Упражнение со стульямиМатериал: легкий детский стульчик с не сплошной спинкой.

Цели

:

  • Прямые: научить переносить стул, тихо ставить его на пол, бесшумно садиться на него и вставать.
  • Косвенные: упражнять координацию движений; формировать умение владеть своим телом; развивать самостоятельность; формировать навык социального поведения.

Презентация

Учитель демонстрирует, как надо носить стульчик. Он располагает его таким образом, что сидение находится прямо перед ним, а спинка — справа. Учитель берет правой рукой стул за спинку, а левой — за край сиденья, поднимая его. Держа в руках стул, делает несколько шагов, чтобы ребенок понял, как правильно переносить стул. Если учитель совершает презентацию перед группой, то он проносит его так, чтобы каждый ребенок увидел, как происходит процесс. Затем учитель тихо опускает стул на пол. Сначала опускаются его задние ножки, потом — передние. Если стул стоит на полу, желание человека — сесть на него, ведь в этом и заключается предназначение. Поэтому кульминационный момент в презентации — учитель садится на стул, потом встает, а ребенок должен повторить весь процесс самостоятельно.

Когда такую презентацию наблюдают несколько детей, то это упражнение напоминает красивый ритуальный обряд. Каждый носит по кругу стульчик, аккуратно ставит его в центр, грациозно садится и встает. Все дети сосредоточенно наблюдают за точностью исполнения своих движений и одногруппников, искренне радуются за их достижения.

Как выдвигать стул

Детские стульяЗатем учитель демонстрирует, как выдвигать стул из-под стола, и садится на него. Взявшись за спинку задвинутого детского стульчика, он наклоняет его «на себя», отступает на один шаг назад, выдвигает и тихо ставит сначала на задние, а потом на передние ножки. Потом садится на него и демонстрирует, как аккуратно надо придвигаться ко столу. Затем ребенок повторяет все действия самостоятельно.

  • Контроль ошибок: задание считается невыполненным, если ребенок забирается на стул с ногами, тащит его за собой, переносит ножками вверх, шумно передвигает и бросает.
  • Новые слова: названия всех совершаемых действий — перенести, отодвинуть, приподнять, подвинуть. Возраст для проведения упражнения: 2,5-4 года.

Многим, на первый взгляд, эти упражнения покажутся ненужными и шуточными. Но если задуматься о функциях этих упражнений и определить их цели, становится очевидно, что для развития координации движений они несут огромную смысловую нагрузку и подготавливают ребенка к жизни в группе. Если на этом этапе развития малыш не усвоит эти, на первый взгляд, элементарные вещи, ему будет трудно их осваивать позже.

Просмотров: 494.

Развитие координационных способностей у школьников

Видеоролик с фрагментом урока физической культуры содержит в себе несколько примеров упражнений развивающих координационные возможности человека. Упражнения предназначены для учеников начальной и средней школы, так как данная возрастная категория наиболее благоприятный для развития необходимых качеств.
Физическое развитие человека состоит из пяти основных физических качеств: силы – преодоления внешнего сопротивления с помощью мышечных усилий, быстроты – за максимально короткое время преодоление дистанции, выносливости – выполнения двигательных действий продолжительное время без снижения интенсивности, гибкости – выполнения движение  с большей амплитудой, координация – способность рационально выполнять сложные движения.
Развитые координационные способности в повседневной жизни необходимы на каждом шагу: преодолеть небольшое препятствие на пути, поймать налету  ключи от дома или просто перепрыгнуть лужу и остаться чистым – вот необходимый минимум для обычного школьника. Наиболее благоприятный период для развития координационных способностей 9-12 лет. В  старшем возрасте эта способность требует значительных усилий.
На своих уроках я практически всегда показываю ребятам упражнения доступные каждому, и, в зависимости от скорости усвоения, добавляю некоторые элементы, что повышает уровень сложности. Комплекс упражнений я формирую из адаптированных фитнес-программ. Хотелось бы рассказать о некоторых упражнениях, которые являются основными для развития координационных способностей ребенка.
1. Удержание равновесия
•    На одной ноге. Исходное положение: основная стойка. На 1- сгибаем ногу в колене и держим на весу 5-10 секунд. На счет 2 – исходное положение.
•    В полуприседе. Исходное положение: основная стойка. Счет 1- выполняем полуприсед. На счет 2-9 удерживаем положение тела в полуприседе. На счет 10 – исходное положение.
•    С  закрытыми глазами. Эти же упражнения, но с закрытыми глазами, стараясь удержать равновесие.
•    С прыжком. Исходное положение: основная стойка. На четыре счета прыжки на правой и левой ноге на месте.
•    Удержание несколько секунд сложной позы. Отведение в сторону прямой или согнутой ноги на несколько секунд.
2. Вращательные упражнения
•    Исходное положение: основная стойка руки в сторону. Вращательные движения на четыре счета по часовой и против часовой стрелки. Затем в локтевых суставах и плечевых суставах по той же схеме. Для большего эффекта вращения выполняются в разные стороны одновременно.
•    Благотворно влияют на подвижность суставов. Вращение кистями, в локтевых суставах и в плечевых как в одну сторону, так и одновременно в разные стороны.
3. Маховые движения ногами без опоры
•    В стойке на одной ноге движения руками и неопорной ногой в одной плоскости. Маховые движения выполняются на одну ногу 8-12 раз.
4. Прыжковые упражнения
•    Различные прыжки на одной и на двух ногах на месте и продвижением, прыжки с поворотом на 90 и 360 градусов.
•    «Олений» шаг на правую и левую ногу с продвижением.
К сложному координационному упражнению относится «прыжок в длину с разбега, согнув ноги». Сложность состоит в том, чтобы подобрать разбег, сделать отталкивание без заступа, не снижая скорости. Толчковой ногой  с силой  выполнить отталкивание, преодолев в полете максимальное расстояние и приземлиться желательно на ноги.

Координация — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений, в том числе овладение инерционными характеристиками двигающихся органов.

На начальных стадиях управление осуществляется прежде всего за счёт активной статической фиксации этих органов, затем — за счёт коротких физических импульсов, которые направляются в необходимый момент к определённой мышце. Наконец, на заключительных стадиях формирования навыка происходит уже использование возникающих инерционных движений, направляемых теперь на решение задач.

В сформированном динамически устойчивом движении происходит автоматическое уравновешивание всех инерционных движений без продуцирования особых импульсов для коррекции. Когда мышцы человека взаимодействуют слаженно и эффективно, можно говорить о хорошей координации движений. Люди с хорошей координацией, как правило, выполняют движения легко и без видимых усилий, как, например, профессиональные спортсмены. Однако координация нужна не только в спорте. От неё зависит каждое движение человека.

Координация движений регулируется мозжечком.

У всех координация развита в разной степени. Кто-то «как слон в посудной лавке», а кто-то - сама грациозность. Многие утверждают, что улучшить эту способность невозможно, так она является врожденной, но это не так. Есть специальные упражнения на координацию, которые позволяют развить данные навыки.

Простейшие упражнения для развития координации

1. Стоя на одной ноге и разведя руки в стороны, нужно сохранять равновесие в течение минуты. Затем упражнение нужно проделать с другой ногой. Чтобы усложнить тренировку, можно добавить повороты головой из стороны в сторону. При этом фиксировать взгляд, на чем-либо не нужно. По мере роста навыка можно пробовать закрывать глаза.

2. Прыжки со сменой ног. Выполнять нужно несколько минут.

3. Исходное положение – одна ладонь размещается около головы, а вторая около живота. Расстояние от ладоней до тела – порядка 10 сантиметров. Упражнение заключается в следующем: первая рука дотрагивается до темени, а вторая в то же время описывает круги параллельно плоскости живота. Через минуту руки нужно поменять.

Более сложные упражнения

Если первый комплекс вам дается легко, значит, не стоит заострять на нем внимание, переходите к более трудным тренингам.

1. Встав на одну ногу около стены, нужно бросить в стену мяч, а когда он отскочит назад, постараться поймать его без зрительного контроля. Затем то же самое нужно проделать на другой ноге.

2. Следующее упражнение – жонглирование. Начать нужно с простого – в каждой руке по одному мячу. По очереди мячи нужно подбрасывать и ловить той же рукой. Теперь можно усложнить упражнение. Для начала попробуйте бросать мяч одной рукой, а ловить – другой. Когда этот навык выработан, попробуйте бросать мячи одновременно, но ловить со сменой рук.

3. Некоторые упражнения на координацию большинство людей помнит из уроков школьной физкультуры. Одно из них – вращение рук в противоположные стороны. К примеру, правая рука вращается по часовой стрелке, а левая – против. Проделав движение 10-15 раз, нужно поменять направление. Звучит просто, но далеко не каждый взрослый человек может выполнить это упражнение с первого раза.

4. Вытянув одну руку вперед, нужно вращать ею в одну сторону, а кистью этой же руки – в другую. Движения должны быть плавными. После 10-15 повторений нужно проделать упражнение с другой рукой.

5. Две руки вытягиваются вперед. Одна рука в воздухе будто рисует какую-либо геометрическую фигуру, а вторая делает произвольные движения. Проделав упражнение несколько минут, руки можно поменять.

Другие упражнения

Развить силу спины и рук, а также координацию отлично помогает ходьба на руках. Но это упражнение дается далеко не сразу и только тем, кто имеет хорошую физическую форму. Развить точность, реакцию и глазомер помогает такое упражнение: два партнера становятся около стены и кидают в нее мяч таким образом, чтобы он отскакивал от одного к другому. Более сложным вариантом подобного упражнения является игра в настольный теннис. Тем, кто хочет поработать над координацией, быстротой и ловкостью, подойдут прыжки на месте с набиванием мяча о пол. Если хотите усложнить это движение, просто поворачивайте тело при каждом новом прыжке на 90 градусов или используйте сразу два мяча для каждой из рук. Простые прыжки через гимнастическую скамейку также являются очень эффективным способом поработать над координацией. Но прыгать нужно не в одном направлении, а в четырех (вперед, назад, вправо, влево). Гимнасты часто делают такое упражнение: подбросить мяч (или какой-либо другой предмет), сделать кувырок, поймать подброшенный предмет. Попробуйте и вы, это очень полезно для координации.

Координация и спорт

Развить ловкость, координацию, скорость, а также хорошо потренировать мышцы помогают командные виды спорта: футбол, баскетбол, хоккей, волейбол и прочие. Хорошо помогает также бег по пересеченной местности: из-за постоянной смены рельефа и необходимости перепрыгивать или огибать препятствия нервная система постоянно находится в напряжении, а тело - в полной готовности. Говоря про упражнения для развития координации движений, нельзя не упомянуть о тех видах физической активности, которые связаны с удержанием равновесия. Это может быть как слэклайн (ходьба по специальной стропе), так и простая ходьба по бордюру, рельсу, бревну и прочим длинным и узким поверхностям. Если вы уже освоили упражнения на равновесие, попробуйте одновременно с ним перебрасывать с руки в руку мяч или перекручивать его вокруг тела.

Заключение

Как можно заметить, координация развивается при занятиях практически любым видом спорта. Поэтому у тех, кто ведет активный образ жизни, обычно нет проблем с этой природной способностью. Физические упражнения на координацию нужны тем, кто по жизни мало занимался спортом. А еще они понадобятся профессиональным спортсменам, которые намерены покорить новые высоты и не могут довольствоваться нормальным уровнем координации, ловкости и скорости. Главный вывод, который стоит вынести из этого разговора: врожденную способность можно развить в любом возрасте, поэтому тот, кто готов потрудиться, сможет улучшить свою физическую форму несмотря ни на что.

Игровые упражнения для развития координации у дошкольников

Игровые упражнения для развития координации

у дошкольников

Упражнения  на  равновесие  способствуют  развитию  ловкости  и  координации  движений, решительности,  формируют  правильную  осанку  у  ребенка.  Правильная  координация движений  развивается  у  детей  постепенно,  в  процессе  совершенствования  функций вестибулярного, мышечного и зрительного анализаторов, которыми управляет центральная

нервная система.

Совершенствованию  координации  способствует  выполнение  специальных  физических упражнений в статических и динамических положениях. К статическим упражнениям относят сохранение равновесия в определенной позе: приседание на носках, стойка на одной ноге и другие. К динамическим упражнениям – относится: ходьба по доске, скамейке или бревне, изменение направления во время бега, внезапные остановки в подвижных играх. А также упражнения спортивного характера, такие как: катание на коньках, лыжах, велосипеде

Но  самым  лучшим  способом  для  развития  координации  у  дошкольников  будут  игровые упражнения. Вот некоторые из них:

ПОЙМАЙ КОМАРА

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: палка длиной приблизительно 1 м, к которой на шнуре подвязан макет комара, изготовленный из картона.

Ход игры

Игроки  становятся  в  круг.  Водящий  располагается  в  центре,  держа  в  руках  палку  с прикрепленным с помощью шнура комаром. Он водит комаром над головами игроков, которые в это время стараются его поймать. Тот, кто схватил комара; становится водящим.

КАНАТОХОДЕЦ

Цель игры: развить координацию движений, ловкость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мел.

Ход игры

Мелом на игровой площадке рисуют тропу канатоходца шириной, не превосходящей ширину стопы. Задача каждого, игрока: пройти дистанцию как можно быстрее и не оступиться.

ГУСЕНИЦА

Цель игры: развить координацию движений.

Ход игры

Игроки делятся на 2 команды. Они выстраиваются в колонну следующим образом: правая рука каждого последующего игрока лежит на правом плече предыдущего, а левой рукой он поддерживает  левую  ногу  стоящего  впереди.  По  сигналу  ведущего  колонна  начинает движение по дистанции. Побеждает та команда, которая пройдет дистанцию первой.

А НУ, ПОПРОБУЙ!

Вытяните вперед руку с раскрытой ладонью. Прижмите к ладони мизинец, остальные пальцы

должны быть развернуты.

ДЕЛАЙ ОДНОВРЕМЕННО

Одновременно отбивайте носком одной ноги два удара, а носком другой - три.

ВРАЩАЙ ОДНОВРЕМЕННО

Попробуйте руку вращать справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону.

Добившись успеха, постарайтесь сделать то же обеими руками и ногами.

ЕЩЕ РАЗ, НО ОДНОВРЕМЕННО

Предложите детям правой ногой крутить «от себя», а правой рукой крутить к «себе».

Левой рукой хлопать себя по голове, одновременно правой рукой гладить свой живот справа налево и слева направо.

Точно так же можно левой рукой как бы забивать гвоздь молотком, а правой гладить что-то утюгом.

ПОСЛУШАЙ, ПОВЕРЬ И СЕБЯ ПРОВЕРЬ

Ведущий предлагает игрокам сделать следующее упражнение: положить руки на колени, по команде хлопнуть в ладоши, потом правой рукой взяться за нос, а левой за правое ухо. Потом опять хлопнуть и поменять руки. А вот еще одно упражнение: по команде отдать честь правой рукой, а левой показать «во!», потом по команде поменять руки.

Упражнения на координацию: техника выполнения

Приветствую вас, уважаемые читатели моего блога! Не секрет, что хорошая координация движений — это навык, который необходим не только в спорте, но и в повседневной жизни. Темой сегодняшней статьи будут упражнения на координацию.

Для здоровья и красоты

Упражнения оказывают благотворное влияние на состояние организма. Во-первых, активируется обмен веществ, улучшается кровообращение и мозговая деятельность.

Во-вторых, тренируется правильное мышечное сокращение и расслабление, развивается ловкость.

В-третьих, иметь хорошую координацию движений — красиво. Вы только посмотрите на спортсменов, например, фигуристов. Их движения, позы и жесты отличаются грацией и пластикой.

Ловкость заключается в координации движений, пластичности и гибкости тела, а также выносливости. Все эти качества характерны для детей и подростков. К 18 годам они начинают угасать и в дальнейшем развить их несколько сложнее.

Оценка навыков и умений

Перед тем, как выполнить какие-либо упражнения, необходимо проверить, насколько развита физическая подготовка. Для начала нужно определить степень развития равновесия.

Предлагаю вашему вниманию простые (на первый взгляд) тесты.

1.

Встаем на одну ногу, другую сгибаем и поднимаем. В такой позе стоим на протяжении одной минуты. Затем меняем ногу. Ну и каковы ощущения? На какой ноге стоять легче?

2.

Давайте выполним еще один тест. Стоим на одной ноге с закрытыми глазами в течение 30 секунд. Удалось выстоять?

3.

А теперь еще небольшой практикум, уже на координацию движений. Поднимите одну руку вверх, начинаем вращение по часовой стрелке. Другую руку начинаем вращать в противоположную сторону. Получается?

Думаю, что нет. А все потому, что наш координационный центр в мозге привык к синхронности движений. Поэтому и возникают сложности в выполнении этого простого действия. Далее будут приведены несколько упражнений, которые помогут улучшить баланс и ловкость тела.

Комплекс упражнений

Занятия можно выполнять как отдельно, так и включать в программу общей тренировки для всего тела. Главной целью является научить свое тело движениям, не зависящим от зрительных ощущений.

Начинаем с простых упражнений

№1

Исходное положение: ноги вместе, стопы соединены, глаза закрыты, руки вытянуты в стороны. Стоим в таком положении 30 секунд. Далее поднимаем руки вверх и стоим еще 30 секунд.

№2

Исходное положение: встаем прямо, поднимаемся на носочки, голову откидываем назад. Сохраняем это положение 30 секунд. Закрываем глаза и повторяем это упражнение вновь.

Поза ласточки

Руки развести в стороны, отводим ногу назад. Делаем “ласточку”. Необходимо продержаться в таком положении в течение 1 минуты (сначала на левой ноге, потом на правой). Корпус надо держать в одну линию с отведенной ногой. Можно усложнить упражнение, закрыв глаза.

Грация кошки

Это упражнение можно выполнять как дома, так и во время прогулок на свежем воздухе. А вы любили в детстве ходить по бордюрам? Тогда вспомните эту привычку!

Мягко и плавно идите по узкому бордюру, без резких движений. Сохраняйте равновесие, при необходимости — помогайте руками, балансируя. Как только будете хорошо справляться, ускорьте шаг.

В домашних условиях можно выполнять это упражнение при помощи сантиметровой ленты. Просто расстелите ее на полу и двигайтесь по ней.

Жонглер

В руки возьмем по теннисному мячику. Кидаем и ловим их, при этом не меняя рук (левая подбросила — левая поймала). Выполнять упражнение в течение 1 минуты. Далее — усложняем. Правой рукой подбрасываем шарик, левой — ловим и наоборот. Делаем 1 минуту.

А потом добавьте третий мячик и попробуйте жонглировать, как в цирке. Это не так-то просто. Но вы ведь не боитесь трудностей, правда?

Свеча

Очень известное упражнение со времен школьной скамьи. По-другому его именуют “березка”.

Плечи, затылок и шея должны находиться на полу. Тело при этом необходимо поднять вертикально. Продержаться в таком положении следует 1 минуту. На начальном этапе можно помогать себе руками.

Видео

А сейчас предлагаю ознакомится с тренировкой на развитие равновесия вот в этом видеоролике:

Что запомнить

Регулярное выполнение упражнений на ловкость и координацию научат мышцы работать уверенно и согласованно. 2-3 ежедневных упражнений будет достаточно.

Двигайтесь вперед! Если стандартные занятия вам наскучили или нет ожидаемого результата, то можно разнообразить тренировки элементами йоги или пилатеса.

Совершенствуйтесь. На начальном этапе делайте простые упражнения, затем усложняйте или переходите к более сложным вариациям.

Ловкость и выносливость нужны не только при занятиях фитнесом или аэробикой. Эти навыки  пригодятся в повседневной жизни, которая зачастую требует молниеносной физической реакции.

На этом у меня всё, друзья. До новых встреч! Не забывайте подписываться на обновления моего блога.

👆 Упражнения на развитие координации у взрослого или ребенка

От координации движений и ловкости зависит точность перемещения тела человека в пространстве и совершения движений руками, ногами или пальцами относительно команд, поступающих от головного мозга. Эти навыки начинают развиваться еще в детстве, но этому можно поспособствовать.

Простые действия, улучшающие координацию

Для развития координации движений есть физические упражнения, но дополнительно можно выполнять несложные действия даже в повседневной жизни. К примеру, при поездках в общественном транспорте учитесь сохранять равновесие без поручней, но не отходите от них слишком далеко и будьте готовы себя подстраховать. И никогда не упускайте возможность побегать с ребенком или поиграть с ним в активные игры.

Упражнения для развития координации и ловкости рекомендуется выполнять ежедневно, уделяя занятиям по 15-20 минут. Ниже мы рассмотрим более 10 упражнений на координацию, среди которых вы сможете выбрать несколько подходящих. Начинайте с простых, но постепенно усложняйте себе задачу. Наши упражнения на координацию предназначены для развития ловкости рук, ног или всего тела.

Тренировка координации рук

Для выполнения первого упражнения необходимо расположить ладонь одной руки возле головы, а вторую держать напротив живота (примерно на удалении 10 см). Затем первой рукой нужно дотронуться до головы, а второй начать описывать круги вокруг живота. Поначалу эти простые движения руками могут даваться вам с большим трудом, но постепенно вы натренируете ловкость и координацию, и сможете обеими руками выполнять разные действия.

Следующее упражнение для развития ловкости и координации рук, подходящее для взрослых и детей, предполагает вращение рук в разных направлениях. Кистями при этом нужно касаться к плечам, выполняя кругообразные движения локтями. Вам наверняка знакомо это разминочное упражнение еще со школы. Попробуйте выполнить одновременно 10-15 вращений локтями в разные стороны: одним по часовой стрелке, а другим против. Это не так просто, как кажется, но при помощи этих движений вы сможете развить не только координацию, но и ловкость.

Еще одно интересное упражнение на ловкость и моторику рук предполагает описывание разных фигур в воздухе. Вытяните обе конечности вперед перед собой и начните левой рукой описывать одну геометрическую фигуру (например, круг), а правой другую (например, квадрат). Поначалу эти упражнения покажутся вам невыполнимыми, но регулярная тренировка помогает развить свои навыки до нового уровня.

Среди более сложных упражнений на развитие ловкости с координацией выделяют жонглирование. Возьмите по шарику в обе руки и начните их попеременно подбрасывать вверх и ловить: правая рука побрасывает, и она же ловит, и так же с левой. Затем упражнение на ловкость можно усложнить: левая рука подкидывает, а правой нужно ловить, и наоборот. Далее можно добавить еще третий мячик и начать учиться жонглированию. Этому непросто научиться, но при регулярных тренировках вы быстро улучшите свои навыки.

Упражнения на координацию и ловкость ног

Особенно важна координация и ловкость ног для футболистов, которые на тренировках выполняют специальные упражнения для развития этих навыков. С их помощью вы научитесь не только сохранять равновесие, но и выполнять самые сложные и быстрые движения ногами.

Первое упражнение – это всем известные еще с детства классики. Можете начертить на земле ячейки, купить специальную фитнес-лестницу или зрительно распределить пол на несколько квадратов. Для начала вам нужно встать на две ноги, расставленные примерно на ширину плеч, а затем сделать прыжок вперед и приземлиться на одну ногу (например, левую). Далее отталкиваемся и приземляемся впереди снова на обе ноги, а со следующим прыжком приземляемся уже на правую стопу. И так продолжаем, выполняя с каждым разом упражнение все быстрее и быстрее.

Далее переключаемся на более сложные прыжки, начиная вновь с постановки ног на ширине плеч, а затем делаем два шажка обеими ногами вперед. Далее левой ногой шагаем вперед и влево, а правой вперед и вправо, а затем левой вперед вправо и правой вперед влево (вернетесь к постановке стоп на ширине плеч), и так далее по кругу.

Читайте также

Вышеописанные упражнение хорошо подходят для развития ловкости, но если хотите сделать упор именно на координацию, попробуйте следующее: сядьте на края стула или дивана и вытяните ноги вперед в воздухе. Начните одной ногой выполнять движения вверх-вниз, а другой влево вправо. После этого усложните себе задачу обведением разных геометрических фигур.

Развитие общей координации

Теперь рассмотрим 5 гимнастических упражнений на развитие координации всего тела, при выполнении которых вам не потребуется специальное оборудование:

  • Становимся на одну ногу, разводим руки в стороны и поддерживаем равновесие. Если легко справитесь с этой задачей, попробуйте.
  • Стоя на одной ноге, подпрыгните и приземлитесь на другую, и затем наоборот.
  • Можно выполнять упражнение для координации с мячом: встаньте напротив стены на одной ноге и начните кидать в нее мяч, а после отскакивания ловите его и бросайте снова.
  • Встаньте, скрестив руки и ноги, а затем в прыжке поменяйте их местами и приземлитесь, а затем повторите.
  • Ровно встаньте и одну согнутую в колене ногу отведите в сторону, а на другой поднимитесь на носочек. Поднятую ногу плавно верните на пол и сделайте аналогичное движение в обратную сторону.

Как развить ловкость и координацию у детей?

Описанный комплекс подходит взрослым людям и подросткам, а детям младшего возраста и дошкольникам подойдут другие тренировки. Начинать развивать ловкость и координацию лучше именно с малых лет, так как дети легче поддаются тренировкам.

В возрасте 2-3 лет у детей минимальный двигательный опыт и координация плохо развита, поэтому первые упражнения должны быть максимально простыми:

  • ходьба по линии;
  • перешагивания через какой-нибудь предмет;
  • приседания;
  • наклоны в разные стороны.

В 3-4 годика ребенку для развития ловкости и координации можно начать ходить с ним по бревну или бордюру, увить его залезать и слезать со скамейки, быстро обходить разные препятствия и бегать змейкой. Но не забывайте страховать своего малыша, чтобы ребенок не травмировался.

Для дошкольников возрастом 5-6 лет нужны более сложные упражнения, развивающие общую координацию и мелкую моторику. Попросите ребенка встать, закрыть глаза, вытянуть руку вперед и затем дотронуться указательным пальцем до носа. Также продолжайте ходить с малышом по бревнам, скамейкам и бордюрам, учите подниматься и спускаться по лестницам, но усложняйте задачу подъемом рук над головой, складыванием их на груди или вытягиванием в стороны.

Упражнения для школьников в 7-8 лет на координацию и ловкость еще более сложны в выполнении. Например, при ходьбе по бревну или бордюру попросите ребенка сесть на корточки и развернуться кругом. Каждая тренировка для ребенка должна быть, как своеобразная игра, поэтому старайтесь увлекать его и заинтересовывать. Можете добавлять несложные упражнения, предназначенные для взрослых, которые были описаны выше.

Как развивается зрительно-моторная координация?

Для развития зрительно-моторной координации у детей дошкольников или школьников тоже можно использовать специальные упражнения. Плохая моторика вызывает у ребенка сложности при обведении фигур, рисовании картинок по образцу и выполнении других несложных задач. Из-за этого снижается работоспособность малыша и ему труднее научиться письму.

Для развития координации зрительных и моторных функций у школьников начальных классов или дошкольников можно выполнять следующие несложные упражнения:

  • срисовывать геометрические фигуры и более сложные предметы;
  • дорисовывать картинки;
  • обводить изображения по контурам;
  • штриховать изображения в пределах границ контура;
  • брать мелкие предметы, используя указательный и большой палец, указательный и средний, большой и мизинец.

Постепенно навыки ребенка натренируются, и его координация с ловкостью будут заметно улучшены.

Конспект урока на тему "Развитие координации движений"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Разработка урока по физической культуре 3 класс

Цель урока: Развитие координационных способностей

            1. Разучивание ловли и передачи мяча в парах.

            2. Развитие ловкости и координации.

            3.  Развитие  навыков  сотрудничества и согласованной деятельности.

           Тип урока: разучивание.

Часть урока

Содержание

Дозировки

Организационно-методические указания

1

12 мин

Подготовительная часть

1.Построение. Техника безопасности. Сообщение задач урока.

 

2 мин.

Проверить форму, состав класса.

 

 

  1. Ходьба 

1.на носках, руки вверх;

2.на пятках, руки за голову.

3.на внешней стороне  стопы

4. на внутренней стороне стопы

 

1 круг

 

Ходьба оказывает положительное воздействие на весь организм.

Профилактика плоскостопия.

Определить дистанцию 1 м.

спина прямая, соблюдать осанку.

 

  1. Бег

 

1. лицом вперед

2. правым боком  приставным шагом

3.левым боком приставным шагом

-4.с высоким подниманием        бедра

5. с захлестом голени  назад

 

 

1 мин.

 

 

 

 

 

 

 

Темп медленный.

Следить за дистанцией.

 

Руки на пояс.

 

Бедро выносится на уровень горизонтали

 

Пятками коснуться ягодиц.

 

4.Упражнение на восстановления дыхания.

1-2-руки вверх-вдох;

3-4-руки вниз-выдох.

 

2 круга

Дыхание не задерживать.

Выдох длинней.

 

  1. ОРУ (в движении)

 

1. наклоны головы влево, вправо; вперед, назад.

2. поднимаем и опускаем плечи вверх, вниз.

3. круговые движения в локтевых суставах внутрь, наружу.

4. круговые движения в запястьях.

5.круговые движения прямыми руками вперед, назад.

6.правая рука вверх, левая вниз, отведение прямых рук назад, со сменой положения рук.

7.Руки перед грудью, согнутые в локтевых суставах. 1-2- отведение согнутых рук назад, 3-4- прямых.

8. Выпад  с поворотам туловища, шаг правой  ногой вперед, поворот    вправо, шаг левой  ногой  вперед,  поворот влево.

9.Наклоны на каждый шаг.

 

5 мин.

 

 

 

6-8р.

 

6-8р.

 

 

6-8р.

 

 

6-8р.

 

 

6-8р.

 

 

6-8р.

 

 

 

 

6-8р.

 

 

 

 

 

6-8р.

 

 

 

 

6-8р.

 

 

Темп медленный.

 

Следить за дистанцией.

Следить за осанкой.

 

 

 

 

 

Амплитуда движения широкая.

 

 

Руки прямые.

 

 

Руки ниже груди  не опускать.

 

 

 

Противоположная нога прямая.

Дистанция 1,5 м

 

 

Ноги не сгибать, коснуться руками носков.

 

6.Игра «Вызов номеров»

Расчет на 1-4

 По команде учителя

 добежать до линии,  коснуться  ее  и вернуться назад.

4

 

 

 

2 мин.

 

 

 

Бег начинать с высокого старта.

Следить за интервалом.

Быть внимательным к командам учителя.

 

 

 

 

2 ч. Основная

23мин.

7. Упражнения на развитие координации

 

«Отдать честь».

«Пила и молот».

 

1 мин.

 

Следить за правильным выполнением

 

 

8. Прыжки через гимнастическую скакалку

1.Прыжки на месте, вращая скакалку вперед, на  двух ногах

2. Прыжки на одной ноге правой, левой

3. прыжки  через скакалку с ноги на ногу.

4. прыжки руки скрестно  восьмерка

5. вращение скакалки в обратном направлении.

2 мин.

 

 

 

 

Темп выполнения средний

Выполнять под счет

Следить за интервалом

Прыжки с одновременным вращением скакалки

 

9.Дыхательная гимнастика

1. Как пыхтит тесто?

«Пых-пых-пых…»

2. Как паровоз выпускает пар?

«Из-из-из…»

3. Как шипит гусь?

«Ш-ш-ш…»

4.Как мы смеёмся?

«Ха-ха-ха…»

5. Как воздух выходит из шарика?

«С-с-с…»

 

1 мин.

 

 

 

 

Дыхание не задерживать

Выдох длиннее

Звук произносить  громко

 

 

10.Ловля и передача мяча в парах

 

1. Передача  мяча двумя руками  из  – за головы

2. Двумя руками от груди

3. Двумя руками  с отскоком от пола.

 

 

 

 

Фронтальный метод

Рассказ, показ, имитация

Ошибки исправлять индивидуально

Мяч держать широко расставленными пальцами

Принимать на чуть согнутые руки

Быть готовыми к приему мяча

 

11. Работа по станциям

 

1 группа.

Ведение мяча  «змейкой»

 

 

http://spo.1september.ru/2008/11/8.gif

 

 

2 группа.

 

 Ходьба по гимнастической скамейке;

1. руки в стороны.

2 ходьба в полном приседе по скамейке.

 

 

http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=51896501-47-72&n=21

 

 

 

3 группа.

Метание  в цель теннисным мячом.

1.Бросить мяч в цель и поймать его.

.

 

4 группа.

«Боулинг»

На линии выстраиваются кегли в ряд. С  противоположной линии, ученик катит мяч в сторону кеглей. Задача, как можно больше сбить кеглей.

 

 

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=221970501-40-72&n=21

 

 

 

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

3 мин

Групповой метод

 

 

 

 

Кисть жесткая, с широко расставленными пальцами

Следить за высотой отскока и точным направлением.

 

Метод поточный

 

 

 

 

 

Страховка

Следить за правильным выполнением

 

Метод поточный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это упражнение способствует не только координации  движений и их точности, но и глазомера.

Метод поточный

 

 

 

Катить мяч строго с разметки

Метод поточный

 

Построение в одну шеренгу.

 

 

Следить за дисциплиной

3ч. Заключительная

5 мин.

 

12. Упражнения на развитие координации

 

1 Вытянутой правой рукой выполнять круговые движения, левой — вертикальные взмахи вверх-вниз

2.Одной рукой гладить себя по животу, а другой рукой похлопывать себя по голове.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

Вопросы.

 

 

1. Как вы себя чувствуете?

2. Какое задание  вам  запомнилось больше всего?

3. Какое задание было  трудно выполнять?

4. Понравилось ли вам на уроке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин.

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

Следить за правильным выполнением

Упражнения выполняются в движении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление теоретической части урока

 

Домашнее задание

 

Развивать координацию рук, лепить пластилином или глиной.

 

 

.1 мин.

 

Доступное выполнение

 

Релаксация

 

1 мин

 

Привести организм в первоначальное состояние

 

 

Упражнения на ловкость и координацию движений

Упражнения на ловкость и координацию движений

1. Стоя. Проделайте несколько одновременных круговых движений прямыми руками так, чтобы движение правой руки было направлено вперед, а левой – назад. Затем измените направление движения рук: правой назад, левой вперед (рис. 176).

Рис. 176

2. Согните руку в локтевом суставе и поднимите ее так, чтобы кисть была около уха, а предплечье параллельно полу На локоть положите 3–5 монет. Быстрым движением кисти вперед-вниз с одновременным разгибанием руки в локтевом суставе попробуйте поймать в ладонь все монеты. Если вы не можете справиться с этой задачей, потренируйтесь предварительно с одной монетой (рис. 177).

Рис. 177

3. Возьмите палку длиной около метра. Поставьте ее вертикально на пол перед собой, прижав сверху ладонью правой руки. Оторвав руку от палки, попробуйте перешагнуть через нее прямой ногой справа налево и, не давая палке упасть, прижмите ее снова ладонью. Затем перешагните через палку слева направо. После этого попробуйте, оторвав руку от палки, сделать поворот на 360 градусов и, не давая палке упасть, прижмите ее ладонью сверху. Затем проделайте поворот в другую сторону (рис. 178).

Рис. 178

4. Возьмите в каждую руку по теннисному мячу и поднимите руки вперед. Затем опустите мячи и поймайте их, когда они отскочат от пола. Если это задание выполняется легко, можно его усложнить: мяч, брошенный правой рукой, поймайте левой, а мяч, брошенный левой рукой, поймайте правой (рис. 179).

Рис. 179

5. Выполняя во время занятий физическими упражнениями прыжки на месте, попробуйте их разнообразить следующим образом в двух вариантах. В первом варианте проделайте прыжки из исходного положения ноги вместе, руки вдоль туловища. Делая прыжок, поднимите руки в стороны, а ноги поставьте врозь. Вторым прыжком вернитесь в исходное положение. Во втором варианте проделайте прыжки из исходного положения ноги вместе, руки в стороны. Делая первый прыжок, опустите руки вниз, а ноги поставьте врозь. Вторым прыжком поднимите руки в стороны, а ноги поставьте вместе. Попробуйте проделать прыжки в достаточно высоком темпе (рис. 180).

Рис. 180

6. Поднимите руку в сторону ладонями вниз. Попробуйте, оставляя в горизонтальном положении кисть, проделать вращательные движения плечом и предплечьем вперед и назад (рис. 181).

Рис. 181

7. Направляясь после тренировки в душ, возьмите полотенце, обхватите его за концы так, чтобы руки были шире плеч. Натягивая полотенце, поднимите руки вперед, затем вверх и переведите полотенце прямыми руками за спину. Обратным движением вернитесь в исходное положение. В дальнейшем руки с полотенцем сближайте. Поднимая руки вверх, делайте вдох, опуская вниз – выдох. Упражнение развивает подвижность в плечевых суставах (рис. 182).

Рис. 182

8. Сядьте на стул боком к спинке, обопритесь одной рукой о сиденье, а другой – о спинку. Согните ноги и перенесите их над сиденьем и поставьте на пол. Затем таким же образом вернитесь в исходное положение. Выполняя упражнение, следите за тем, чтобы при переносе ног ступни не задевали сиденье. В исходном положении делайте вдох, пронося ноги над сиденьем – выдох (рис. 183).

Рис. 183

9. Возьмите лист бумаги, прикрепите его к стене на уровне груди. Затем с карандашом в руке подойдите на полшага к стене и, делая круги ногой по полу, попробуйте написать свои инициалы на листе бумаги. То же самое можно проделать, сидя за столом (рис. 184).

Рис. 184

10. Это упражнение следует выполнять в спортивном зале или на пляже. Подбросив мяч вверх, попытайтесь быстро сделать кувырок вперед, вскочить на ноги и поймать мяч (рис. 185).

Рис. 185

11. Подбросив мяч над головой, быстро повернитесь на 360 градусов и поймайте мяч. Проделайте упражнение, меняя направление поворота (рис. 186).

Рис. 186

12. Исходное положение – упор лежа. Оттолкнувшись одновременно двумя руками от пола, сделайте хлопок ладонями и снова вернитесь в исходное положение. Это упражнение можно чередовать с обычными отжиманиями в упоре лежа (рис. 187).

Рис. 187

13. Исходное положение – упор лежа сзади. Шагами рук продвиньтесь сначала вперед, а затем назад, не меняя положения ног и туловища (рис. 188).

Рис. 188

14. Исходное положение – сидя, прямые ноги подняты под углом 45 градусов, руки подняты вперед. Проделайте ногами поочередные встречные движения сверху вниз и снизу вверх (как при плавании способом «кроль») и одновременно руками – скрестные движения в горизонтальной плоскости, причем один раз правая рука проходит над левой, другой раз – левая над правой. После удачных попыток попробуйте сделать ногами скрестные движения в горизонтальной плоскости, а руками – в вертикальной (рис. 189).

Рис. 189

15. Встаньте правым боком к стене на расстоянии полушага. Прикоснитесь носком левой ноги к стене на высоте 20–30 сантиметров от пола и, не отрывая от стены левую ногу, постарайтесь перепрыгнуть через нее правой ногой. Затем, встав к стене другим боком, сделайте прыжок на левой ноге (рис. 190).

Рис. 190

16. Это упражнение лучше выполнять на пляже. Стоя, запрокиньте голову назад и поставьте на лоб пластмассовый стаканчик, наполненный доверху водой. Попробуйте, не расплескав воду и не уронив стаканчика, сесть, лечь на спину и снова встать (рис. 191).

Рис. 191

17. Лягте на спину, поднимите ноги и туловище до вертикального положения и обопритесь ладонями о поясницу. Старайтесь, чтобы туловище и ноги составляли прямую линию. Это упражнение называется «стойка на лопатках» или «березка». Зафиксировав принятое положение, попробуйте сохранить его несколько секунд. Затем положите руки на пол, ладонями вниз и продолжайте фиксировать принятое положение (рис. 192).

Рис. 192

18. Поставьте перед собой на пол вертикально две палки длиной около метра и прижмите их сверху ладонями. Одновременно оторвав руки от палок, сделайте хлопок ладонями за спиной, после чего, не дав палкам упасть, прижмите их ладонями. Усложнить это упражнение можно, добавив еще один хлопок руками над головой (рис. 193).

Рис. 193

19. Поставьте на ладонь палку длиной около метра. Балансируя ею, сядьте на пол, а затем встаньте, причем садясь и вставая, не помогайте себе другой рукой и старайтесь не уронить палку (рис. 194).

Рис. 194

20. Очертите на полу круг диаметром один метр. Встаньте в середину круга и сделайте прыжок вверх с поворотом на 180 градусов. Первый прыжок сделайте с поворотом влево, второй с поворотом вправо. Старайтесь не выходить за пределы круга. Если упражнение проделывается легко, попробуйте сделать прыжки с поворотом на 360 градусов. Это упражнение нужно выполнять в просторном помещении или во время занятий физическими упражнениями на свежем воздухе (рис. 195).

Рис. 195

Следующие восемь упражнений выполняются с волейбольным мячом, а для наиболее подготовленных – с набивным мячом. Упражнения нужно выполнять в спортивном зале или на пляже. Если в упражнения с бросками ввести элемент соревнования, то они станут гораздо интереснее и азартнее.

1. Зажмите мяч между ступнями. Сделайте прыжок вверх и, резко согнув ноги, подбросьте мяч как можно выше, затем поймайте его руками (рис. 196).

Рис. 196

2. Зажмите мяч между ступнями. Одновременным толчком ног сделайте бросок мяча вперед как можно дальше (рис. 197).

Рис. 197

3. Ноги на ширине плеч, мяч в руках за спиной. Резко наклонившись вперед, бросьте мяч через голову вперед (рис. 198).

Рис. 198 Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *