Методическая разработка: Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №2 VIII вида» г. Улан-Удэ
Методическая разработка по ритмике к разделу:
«Ритмико-гимнастические упражнения»
«Ритмико-гимнастические упражнения
на координацию движений»
Учитель ритмики
Алексеева Светлана Васильевна
В раздел ритмико-гимнастических упражнений по ритмике входят ритмико-гимнастические упражнения на выработку координацию движений, крайне необходимых детям с ограниченными возможностями здоровья, так как основным видом их деятельности будет физический труд, в котором всегда имеют место движения, связанные с координацией и ритмом. Плохая координация движений зависит от чрезмерного возбуждения, нервозности или, наоборот, от двигательной пассивности, приводящей к вялости мышц, а также от неумения соотносить движения с музыкой.
Координация — способность сочетать физические и психологические процессы в целенаправленном движении. Это качество необходимо для успешного выполнения большинства ритмических движений по схеме глаз — рука, глаз — нога. Играет главную роль в развитии ловкости.
Координация — умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко.
Координация движений — это двигательная способность, которая развивается посредством самих движений. Возникает из согласованности таких физических навыков как равновесие, скорость, чувство времени с сигналами, поступающими от различных органов чувств. Но очень важно, чтобы такие движения были не хаотичными. Они должны быть правильно организованы, иметь определенный уровень нагрузки, а также ограничения во времени.
Координация движений имеет огромное значение для детей, так как согласованная работа мышц тела является условием его нормального роста и развития. Именно поэтому родители, воспитатели и учителя должны тренировать у детей ловкость, подвижность и ритмичность с раннего детства. Развитие координации предполагает не только совершенствование выполняемых ребенком движений. Это, прежде всего, согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга ребенка, создающих благоприятные условия для координированной работы центральной нервной системы в целом.
Координация движений тренируема и поддается воздействию педагогического процесса, специально направленного на её развитие. Высокая степень развития координации движений оказывает положительное влияние на освоение детьми новых двигательных навыков. Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение темпа — необходимые условия для развития координации. Движения ног и рук могут быть: одновременными, поочередными, последовательными. Легче всего согласовывать движения, если они одновременные и однонаправленные; более трудны поочередные движения. Самые сложные разноименные и разнонаправленные движения. Для развития координации в упражнениях для рук и ног следует учитывать нарастание сложности. Кроме того, нужно давать упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, или ноги, или туловище, а затем постепенно вводить упражнения, объединяющие движения рук, ног и туловища.
В развитии координации и поддержания интереса учащихся к занятиям необходима «новизна». При выполнении упражнений можно применять необычные исходные положения, разноименное движение рук и ног, зеркальное выполнение упражнений, изменение ритма, упражнения с предметами. Координация является составной частью ловкости. Ловкость определяется умением быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. В этих упражнениях предъявляются повышенные требования к вниманию, сообразительности, быстроте реакции, так как условия могут меняться быстро, неожиданно.
Основная цель ритмико-гимнастических упражнений на координацию — научить детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.
Игры на развитие координации:
- «Гусеница»
Лечь на спину, руки вытянуты над головой. Перекатываясь только с помощью плеч, нужно докатиться до края коврика и вернуться обратно.
- «Солдатик»
Лежа на спине, прижать руки к бокам. Перекатываясь только с помощью плеч, доползите до края коврика, и вернуться обратно.
- «Собачка»
Лечь на живот, руки держать впереди с опорой на предплечья. На руках доползите до края коврика и обратно.
- «Лодочка»
Лечь на живот, руки вытянуть вперед. Сделать прогиб, удерживая прогиб, поднять руки и голову. После повторить это упражнение на спине: удерживать на весу голову и ноги, постепенно увеличивая время растяжки.
- «По тропинке»
По начерченной полосе шириной 20 см нужно пройти, перешагивая через различные предметы — мячики, игрушки, кегли, кубики и т.д.
- «Мишка на бревне»
По начерченной полосе, или из растянутых двух шнуров шириной 20 см, необходимо пройти на четвереньках в конец полосы и вернуться обратно.
- «Акробат»
На полу класса растянуть шнур или 2 скакалки, вытянутые по прямой линии. Можно полосу начертить мелом. Дети по одному идут по шнуру или скакалке, приставляя пятку к носку. Руки — в стороны.
- «Прыжки»
Нужно взять ребенка за руки, помочь ему подпрыгнуть, мягко приземлиться. Затем несколько ослаблять поддержку.
- «Ручеек»
Дети должны перепрыгнуть на двух ногах через шнур, лежащий на полу. Шнур можно растянуть зигзагом или несколькими рядами.
- «Петрушка»
Стоя на полу, слегка наклонившись. Прямые повисшие руки раскачиваются в стороны, затем перекрещиваются.
- «Маятник»
Стоя, слегка наклонившись. Руки — вниз, перед собой; раскачиваются параллельно вправо — влево.
- «Балерина»
Стоя прямо, ноги чуть расставлены. Широкий взмах руками, разведенными в стороны. Подняться на носки. Взмах кистями рук.
- «Дерево на ветру»
Руки подняты. Дети раскачиваются параллельно вправо — влево. Педагог даёт команды: слабый ветерок и сильный ветер.
- «Шофер»
Дети, вращая руками воображаемый руль, передвигаться по условным дорожкам, поворачивая то вправо, то влево. Хорошо, если «шофер» сумеет правильно реагировать на зеленый, красный, желтый свет, при помощи цветных кружков.
- «Дворник»
Руки — одна наверху, другая внизу – обхватывают рукоятку воображаемой метлы. Широкими взмахами подметаем тротуар.
- «Сгребаем снег»
Руки «обхватывают черенок лопаты». Дети движениями показывают сгребание снега в большие и маленькие сугробы.
- «Дровосеки»
Встать друг против друга. Левая нога выдвинута вперед. Правой рукой двигать воображаемую пилу к себе и от себя.
- «Рубим дрова»
Расставить ноги на ширину плеч. Руки со сцепленными пальцами – над головой. Наклоняясь, широким взмахом опускать руки вниз.
- «Зоопарк»
Один из учеников изображает различных животных или птиц. Остальные учащиеся должны отгадать изображаемое животное.
- «Не зевай»
Дети стоят в кругу; через одного надо то приседать, то подпрыгивать, то наклоняться в быстром темпе.
- «Ладушки»
Дети встают друг напротив друга в парах, согнутые в локтях руки поднимаются к плечам таким образом, что ладони обеих рук «смотрят» на ладони партнера. Дети выполняют сначала хлопок своими руками, возвращают руки в исходное положение. Затем хлопок по рукам партнера. И. п. Хлопок своими руками. И.п. Хлопок правой рукой по правой руке партнера. И.п. Хлопок своими руками. И.п. Хлопок левой рукой по левой руке партнера. Повторять цикл, постепенно увеличивая темп, пока кто-либо из партнеров не перепутает последовательность или не собьется с темпа.
- Этюды по «Согласованным действиям»
Пилка дров, гребля, перемотка ниток, перетягивание каната, игра в воображаемый мячик, скачка на коне и т. д. Детям необходимо постоянно помнить о согласованности действий и о целесообразности распределения движений. Данные этюды отрабатываются сначала парами, затем всем классом.
- «Хлопки»
Дети свободно двигаются по классу. На один хлопок педагога они должны подпрыгнуть, на два — присесть, на три — встать с поднятыми вверх руками. Предлагаются любые другие варианты движений.
- «Канон»
Дети стоят друг за другом таким образом, что руки лежат на плечах стоящего впереди. Услышав первый сигнал педагога (по договоренности), первый ребенок поднимает правую руку. На второй сигнал второй ребенок поднимает левую руку, на третий — третий поднимает правую и т. д. Затем аналогично по сигналу педагога, дети опускаются руки вниз.
- «Журавли-журавушки»
Для игры из учеников выбирается водящий — «журавль». На игровой площадке дети выстраиваются в цепочку, лицом к ним стоит вожак. Колонна все время движется, сначала медленно, потом ускоряя темп. При этом она выполняет указания вожака. Например, когда водящий говорит: «Желтобрюхая змея», колонна «журавлей» идёт «змейкой». Если говорит о лягушках, то колонна в полуприседе прыгает вперед и т. д. Проигравшим считается тот, кто не смог выполнить задание и разорвал круг и становится на самый конец колонны.
- «Краски»
Игроки размещаются на стульях или скамейках. Из числа игроков выбирается продавец и покупатель. Покупатель отходит в сторону, а игроки говорят продавцу, какой краской они хотят быть. Через некоторое время приходит покупатель и говорит: «Тук, тук». Продавец спрашивает: «Кто там?» Продавец называет свое имя. Продавец. «За чем пришел?» Покупатель. «За краской». Продавец. «За какой?» Покупатель называет краску, за которой пришел. Если такая краска есть, продавец называет ее цену. Покупатель хлопает по ладони продавца столько раз, сколько он сказал. С последним хлопком «краска» убегает, а покупатель старается ее догнать. Поймав «краску», он уводит ее к себе. Если названной краски нет, продавец говорит: «Скачи по синей (желтой, красной и т. д.) дорожке на одной ножке». Покупатель скачет до условленного места, затем возвращается. Игра продолжается.
- «Собачки»
Из числа детей выбирается водящий — собачка. Остальные участники располагаются в круге. Они перебрасывают мяч друг другу. «Собачка» при этом должен стараться поймать мяч. Тот, у кого водящий отбирает мяч, становится «собачкой».
- «По очереди»
Дети делятся на 2 команды и строятся в колонны. Один из игроков располагается напротив своей команды и держит в руках мяч. По сигналу ведущего он бросает мяч партнеру. Тот, в свою очередь, бросает мяч обратно и присаживается на корточки. Далее мяч кидают второму игроку, третьему и всем последующим. Та команда, которая выполняет задание первой,- выигрывает.
- «Канатоходец»
Мелом на игровой площадке рисуют тропу канатоходца шириной, не превосходящей ширину стопы. Задача каждого, игрока: пройти дистанцию как можно быстрее и не оступиться.
- «Змейка»
В этой игре должны участвовать, как минимум, 6 человек. В начале игры выбирается ведущий. Впоследствии его может сменить другой участник. Затем ребята выстраиваются друг за другом и кладут руки на талию стоящего впереди. Ведущий становится самым первым, он будет направлять всю змейку. Остальные участники должны точно следовать за ним. При этом основная цель ведущего — поймать свой «хвост», т. е. последнего участника змейки. Если он поймает, то становится последним в цепочке, а на его место встает участник, стоявший следом за ним.
- «Робот»
Предложить одному из учеников представить, что он робот с дистанционным управлением. Вы будите подавать ему команды, которые он должен выполнять четко и дословно, например: «Иди вперед, поверни вправо, подними левую руку, повернись налево». Поменяйтесь ролями, теперь вы робот, а ребенок пусть вами руководит.
- «Гусеница»
Игроки делятся на две команды. Они выстраиваются в колонну следующим образом: правая рука каждого последующего игрока лежит на правом плече предыдущего, а левой рукой он поддерживает левую ногу стоящего впереди. По сигналу ведущего колонна начинает движение по дистанции. Побеждает та команда, которая пройдет дистанцию первой.
- «Вышибалы»
Два игрока занимают места напротив друг друга — это вышибалы. Остальные игроки располагаются между ними. Задача вышибал: постараться мягким мячом попасть в игроков. Игроки же должны как можно дольше продержаться в игре, уворачиваясь от мяча, не сходя со своих мест.
- «Хвосты»
Игра осуществляется в парах. Игроки прикрепляют сзади к поясу ленты. Задача каждого участника пары: сорвать ленту партнера и при этом сохранить свою.
- «Пальчики-солдатики»
Предложите ребенку положить правую руку на стол и представить, что его пальчики — это дружные солдатики. Сейчас они должны промаршировать попарно. Рука ребёнка должна это изобразить, поднимая те пальчики, которые соответствуют номеру солдатика. Первый палец — первый солдатик. Указательный — второй солдатик. Средний — третий, безымянный — четвертый, мизинец-пятый. Так, например, если вы называете второго и пятого солдатика, должны подниматься указательный палец и мизинец, если вы называете первого и четвертого солдатика, должны подниматься первый и безымянный пальцы и т. д.
- «Ключи»
На игровой площадке чертят небольшие круги. Из числа игроков выбирается водящий. Остальные игроки встают в круги. Водящий подходит к любому участнику игры и спрашивает: «Где ключи?» Игрок ему отвечает: «Пойди к (называет имя любого игрока) и постучи». В то время как происходит этот разговор, другие игроки меняются местами. Водящий должен быстро среагировать и занять любой освободившийся круг. Если ему это удается, то он меняется ролями с игроком, оставшимся без круга. А если водящий долго не может занять чей-то круг, он может сказать «Нашел ключи!» — и тогда все игроки должны меняться местами. В это время водящий легко может занять чей-то круг.
37. «Надо местом нам меняться»
В игре могут принимать участие от 3 до 10 человек. Вдоль противоположных стен расставляются стулья или скамейки. На одной стороне рассаживаются дети, у противоположной стены ставится на один стул меньше.
Педагог или ведущий, выбранный из детей, начинает читать стихотворение:
— Мы на стульях посидели,
Головою повертели,
Надоело нам сидеть,
Надо прыгать и галдеть.
После этих слов дети поднимаются со стульев и прыгают, бегают, веселятся. Когда ведущий произносит следующие строки:
— Уж я прыгал, прыгал, прыгал и устал.
Сел на стул и снова прыгать перестал,
Дети должны занять стульчики, расположенные у стены, противоположной той, у которой они сидели прежде. Тот, кому не достанется места, выходит из игры. Убирается еще два стула. Игра начинается сначала. Победителем становится тот, кто займет последний стул.
38. «Острова»
Разложить коврики или маленькие обручи на полу в разных местах на расстоянии 20-30 см друг от друга. Педагог показывает, как нужно перепрыгивать с коврика на коврик, или с обруча в обруч. После того как дети выполнят задание, нужно разложить коврики или обручи квадратом, кругом, зигзагом и т. д.
Для усложнения задания можно просить детей прыгать на одной ноге, с прихлопами и т. д.
39. «Дикая прыгающая змея»
Дети усаживаются на пол друг за другом, раздвинув ноги. Каждый крепко держит впереди сидящего ученика. Самый первый изображает голову змеи: по его команде змея начинает подпрыгивать, продвигаясь вперед, так, чтобы игроки не отрывались друг от друга. Если все-таки змея упала, то «головой» становится следующий из детей.
Упражнения на развитие координации движений:
- Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.
- И.п. — стойка ноги врозь. Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу).
- И.п. — стойка ноги врозь. Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх.
- И.п. — ноги вместе. Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д.
- И.п. — стойка ноги врозь, руки опущены вниз. Движения правой руки вверх — вниз с одновременным движением левой руки от себя — к себе перед грудью. То же самое с движением левой руки вверх-вниз.
- И.п. — стойка ноги врозь. Перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки
- И.п. — стойка ноги вместе. Отведение правой ноги в сторону и возвращение в исходное положение с одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу.
- И.п. — стойка ноги вместе. Высокое поднимание левой ноги, согнутой в колене, с одновременным подниманием и опусканием правой руки.
- И.п. — стойка ноги вместе. Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону, противоположную взмаху ноги.
- И.п. — стойка ноги вместе. Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки.
- И.п. — стойка ноги врозь. Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени.
- И.п. — стойка ноги врозь, руки в стороны — книзу под углом 60 градусов. Скрестные маховые движения руками перед телом — правая, затем левая рука сверху. Руки прямые, мышцы напряжены, пальцы вытянуты. При перекрещивании локти касаются друг друга.
- И.п. — стойка ноги врозь, руки в стороны — книзу. Сгибая правую ногу, выводя таз влево, руки скрестно перед телом, вернуться в и. п. То же в другую сторону.
- И.п. — стойка ноги врозь, руки в стороны — книзу, кисти разогнуты (от себя). Скрестные маховые движения руками перед телом. Здесь активно участвуют в работе статически напряженные разгибатели кисти.
- И.п. — стойка ноги врозь, руки в стороны — книзу, слегка отведены назад. Скрестные махи руками за телом. Руки не сгибать, в пояснице не прогибаться.
- И.п. — стойка ноги врозь, руки перед грудью, кисти сжаты в кулак. Рывки руками внутрь: правая рука над левой, левая над правой. Движение выполняется активно, резко.
- И.п. — стойка ноги врозь, руки в стороны ладонями вверх. Круги вперед с небольшим радиусом. Руки выпрямлены до предела, кисти напряжены, пальцы вместе, плечи опущены, голова прямо, мышцы туловища напряжены. В поясничном отделе не прогибаться. Аналогично выполняются круговые движения назад.
- Упражнение аналогично предыдущему, но ладони вниз.
- Упражнение аналогично предыдущему, но кисти сжаты в кулак.
- И.п. — стойка ноги врозь, руки к плечам, локти в стороны. Движением таза вправо, правую руку в сторону, ладонью вверх, движение таза влево, правую руку к плечу, левую в сторону, ладонью вверх.
- И.п. — стойка ноги врозь, правая нога слегка согнута, согнутая правая рука в сторону (предплечье вверх), левая согнута, ладонь на уровне желудка, таз отведен влево. Передать тяжесть тела на правую ногу, таз вправо, поменять положение pук.
- И.п. — стойка ноги вместе, руки в стороны. С полуприседом колени вправо, исходное положение, то же в другую сторону.
- И.п. — стойка ноги врозь, руки в стороны. Полуприсед колени внутрь, руки согнуть, вернуться в исходное положение.
- И.п. — то же. Приседание с поворотами коленей внутрь. Вернуться в исходное положение.
- И.п. — стойка ноги вместе, руки в стороны. Поочередные махи согнутыми ногами с хлопками под ногой.
- И.п. — ноги вместе, руки в стороны. 4 маха согнутой правой ногой, 4 — левой, руки касаются колена; 2 маха согнутой правой, 2 левой, повторить 2 раза; мах согнутой правой, то же левой.
- И.п. — ноги вместе, руки в стороны. Мах согнутой левой ногой вперед, согнуть левую руку, опустить левую ногу носком на пол, левую руку вниз; вновь мах левой вперед, согнуть левую руку, приставить левую ногу к правой. То же с другой ноги.
- И.п. — стойка ноги вместе, руки к плечам, локти в стороны. Мах согнутой правой ногой вперед, небольшой поворот туловища направо, коснуться локтем левой руки, колена правой ноги. То же с другой ноги.
- И.п. — основная стойка, руки в стороны. Махи согнутыми ногами в стороны. Во время выполнения упражнения корпусом не качать.
- И.п. — основная стойка, руки перед грудью, пальцы сцеплены. 4 маха согнутой правой ногой в сторону, небольшой наклон вперед, руки вниз; то же левой; 2 маха правой, 2 левой.
- И.п. — стоя прямо, руки на бёдрах. Мах согнутой правой ногой в сторону — невыворотно, колено вниз. Стараться локтем коснуться пятки. То же мах левой ногой.
- И.п. — основная стойка. Мах согнутой правой ногой назад, правая рука в сторону, левая вверх-наружу. То же с другой ноги.
- И.п. — полуприсед в стойке ноги вместе, колени вправо, согнутые руки вправо — на уровне талии. Перевести колени и руки влево.
- И.п. — основная стойка. Мах согнутой правой ногой назад, правая рука в сторону, левая вверх-наружу. То же с другой ноги.
- И.п. — стойка ноги вместе. Движение ног вперёд, назад, в стороны. Нога ставится на носок, колено не сгибается.
- И.п. — стоя. Проделать несколько одновременных круговых движений прямыми руками так, чтобы движение правой руки было направлено вперед, а левой — назад. Затем изменить направление движения рук: правой назад, левой вперед.
- И.п. — стоя прямо. Поднять правую руку в сторону ладонью вниз. Попробовать, оставляя в горизонтальном положении кисть, проделать вращательные движения плеча и предплечья вперед и назад. Тоже упражнение выполняется левой рукой.
- И.п. — стоя прямо, ноги на ширине плеч. Вытянутой правой рукой делать вращательные движения, левой рукой – горизонтальные движения. Упражнения выполняются на два счета.
- И.п. — стоя прямо, ноги вместе. Вытянутой правой рукой делать круговые движения, левой рукой — вертикальные взмахи вверх-вниз на два счета.
- И.п. — стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Вытянутой правой рукой делать вращательные движения, левой рукой — вычерчивать равнобедренный треугольник. Выполнять на три счета.
- И.п. — стоя прямо, ноги вместе. Руки на уровне груди согнуты в локтях ладонями вниз. Одну руку поворачивать по часовой стрелке, чуть разгибая в локтевом суставе, другую — против часовой стрелки.
- И.п. — стоя прямо, ноги вместе. Правая рука на голове, согнутая левая ладонью повернута к животу. Правой рукой делать движения вверх-вниз, левой рукой – круговые движения во фронтальной плоскости около живота.
- И.п. — стоя прямо, ноги вместе. Правая рука вперед, вверх, в сторону, вниз. Повторить два раза. Левая рука в сторону, вверх, вперед, вниз. Повторить два раза. Соединить рисунки упражнений.
- И.п. — стоя прямо, ноги вместе. Правая рука вперед, перед грудью (согнуть локоть), в сторону, вниз. Повторить два раза. Левая рука в сторону, вверх, перед грудью, вниз. Повторить два раза. Соединить рисунки упражнений и выполнить как единое целое упражнение.
- И.п. — стоя прямо, ноги вместе. Правая рука в сторону, за голову, в сторону, вниз. Левая рука вперед, перед грудью, вперед, вниз. Надо выполнить рисунки каждой рукой по четыре раза отдельно, затем соединить их в непрерывное упражнение. Добиваться точного и свободного исполнения.
- И.п. — стоя прямо, ноги вместе. Правая рука в сторону, кулак сжать; перед грудью, кулак открыть; в сторону, кулак сжать; вниз, кулак открыть. Левая рука вперед, ладонь открыта и направлена вниз; в сторону и ладонь вверх; вниз. Выполнить рисунки по четыре раза порознь, затем соединить их в непрерывное цельное упражнение. Добиваться точного выполнения упражнения.
- И.п. — стоя прямо, ноги вместе, руки свободно вдоль туловища. Правая рука вперед, в сторону, кулак сжат и ладонь вверх; рука вверх — кулак открыть и пальцы развести в стороны, вниз. Левая рука вперед — ладонь вниз и пальцы в стороны; в сторону — ладонь вверх — кулак сжать; за голову; вниз. Соединить движения обеих рук в непрерывное целое упражнение.
- И.п. — стоя прямо, ноги вместе. Правая рука вперед, пауза, перед грудью, вниз. Левая рука в сторону, перед грудью, пауза, вниз. Сделать по четыре раза каждой рукой, а затем соединить эти движения.
- И.п. — стоя прямо, ноги вместе. Правая рука в сторону, перед грудью, пауза, вниз. Левая рука в сторону, пауза, за голову, вниз. Выполнить оба упражнения по четыре раза, затем соединить движения рук. Можно затруднить ходьбой по классу. Это упражнение можно выполнять с флажками.
- И.п. — стоя прямо, ноги вместе. Правая рука в сторону, вверх, вперед, вниз. Левая рука в сторону, пауза, вниз, пауза. Выполнить по четыре раза и соединить движения обеих рук. Это упражнение можно выполнять во время ходьбы по кругу. Дыхание свободное, ненапряжённое.
- И.п. — сидя на стуле. Поочередно поднимать вверх, затем отводить в сторону то одну, то другую руку.
- И.п. — сидя на стуле. Поочередно выводить правую, левую ноги вперёд, ставя на носок, на пятку, и возвращаясь в исходное положение.
- И.п. — сидя на стуле. Правую ногу вывести вперёд и поставить на носок. Одновременно левую ногу вывести в сторону и поставить на носок. Добиваться точности выполнения упражнения.
- И.п. — стоя прямо, ноги вместе. Поднимать вверх правую руку и одновременно отводить в сторону левую руку. Затем руки сменить.
- И.п. — стоя прямо, ноги вместе, руки в свободном положении вдоль тела. Согнуть правую руку к плечу и одновременно поднять левую руку вперед. Затем сменить положение рук.
- И.п. — сидя на стуле. Откинувшись на спинку стула и вытянув ноги вперед, опираясь пятками о пол, поочередно подтягивать то правую, то левую ногу. Дыхание спокойное, произвольное.
- И.п. — сидя на стуле. Ноги, согнутые под прямым углом, стоят на полу. Делать движение ступнями ног, перенеся опору с носков на пятки поочередно то одной, то другой ногой, не сдвигая их.
- И.п. — сидя на стуле. Передвигать ступни ног то вправо, то влево, перенося опору с носков на пятки.
- И.п. — стоя прямо, ноги вместе. Согнуть правую руку к плечу, затем поднять ее вверх, одновременно сгибая левую руку к плечу. Опустить правую руку к плечу, а левую — поднять вверх, затем опустить правую руку вниз, а левую — согнуть к плечу; и, наконец, левая рука опускается тоже вниз. Проделать то же движение, начиная с левой руки.
- И.п. — сидя. Опираясь ступнями о пол, согнуть правую руку к плечу и одновременно согнуть левую ногу, поставив ее на носок. Затем возвратиться в исходное положение. То же другой рукой и противоположной ногой.
- И.п. — стоя прямо, ноги на ширине плеч. Отвести левую руку в сторону с одновременным поворотом головы вправо. Вернуться в исходное положение. Проделать то же, поворачивая голову влево и отводя правую руку в сторону.
- И.п. — стоя прямо, ноги вместе. Согнуть левую руку к плечу с одновременным сгибанием правой ноги, стремясь достать пяткой колено противоположной ноги. Вернуться в исходное положение. Проделать то же правой и левой ногой.
- И.п. — стоя прямо, ноги вместе, руки опущены вниз. Прямые руки поднимаем в стороны на уровень плеч и начинаем вращать предплечьями внутрь, а потом наружу. Это подготовительное упражнение, здесь главное — следить за тем, чтобы локти не опускались с линии плеч. Положение тела и рук не изменяется, но теперь одна рука делает вращение предплечьем наружу, а другая рука делает вращение предплечьем внутрь.
- И.п. — стоя прямо, ноги вместе или не шире плеч, руки свободно опущены вдоль туловища. Руки поднимаются перед собой ладонями вниз (ладонь открыта) на уровень груди — солнечного сплетения. Начинаем делать вращение тазом в одну сторону, а руками в другую. Для того, чтобы было легче понять это упражнение, представьте (нарисуйте) на полу перед собой циферблат. Если вращение тазом делается по часовой стрелке, то руки должны делать вращение против часовой стрелки.
- И.п. — стоя прямо, ноги вместе. Поднять одну ногу, согнутую в колене, на уровень пояса, стопа параллельна полу. Выполнять предыдущее упражнение, одновременно вращая голенью поднятой ноги в горизонтальной плоскости.
- И.п. — сидя на стуле. Положить кисти рук на бедра. Одной ладонью ласково и неторопливо гладить себя по бедру от колена к туловищу, второй ладонью быстро похлопывать себя по бедру.
- И.п. — стоя прямо, ноги вместе. Поднять плечи как можно выше, как будто пытаешься достать ими до ушей. Энергично опустить плечи. Повторить несколько раз. Можно немного изменить это упражнение – поднять плечи и круговыми движениями медленно вращать сначала вперед, затем назад.
Литература:
- Алексеева Л.М. «Комплексы детской общеразвивающей гимнастики». – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
- Буренина А. И. «Ритмическая мозаика», Санкт-Петербург, 2000 г.
- Давыдова М.М. «Развивающие игры для детей», М.: Астрель, 2001 г.
- Левина С.А. «Физкультминутки» – Волгоград, «Учитель», 2008 г.
- Шишкина В.А. «Движение + движение», М.: Просвещение, 1992 г.
- ЦОР – цифровые образовательные ресурсы
Консультация по физкультуре (младшая, средняя, старшая группа) на тему: Игры и упражнения для развития координации движений»
Игры и упражнения для развития координации
(Консультация для родителей)
Координация – умение согласовывать движения различных частей тела. Координационные способности не являются врождённым свойством. Координация поддаётся коррекции и развитию, и можно добиться значительного повышения его уровня. При недостаточном развитии координационных способностей у детей формируются неправильные движения в беге, прыжках, лазаньи, метании. Это приведёт к привычке бегать на полусогнутых ногах с неправильной работой рук. Правильная координация движений развивается у детей постепенно, в процессе совершенствования функций вестибулярного, мышечного и зрительного анализаторов, которыми управляет центральная нервная система.
Для начала разберемся, какие же органы отвечают за развитие координации у детей?
Развитие координации начинается в младенческом возрасте и продолжается до тех пор, пока растет скелет человека, а это примерно до 16-18 лет.
Мозжечок
Особую роль играет развитие мозжечка, который начинает активно развиваться примерно с 6 мес. от рождения, и полностью развивается мозжечок к 4,5 годам.
Процесс развития мозжечка отражается в умениях малыша. В 6 месяцев ребенок начинает сидеть, в 8-9 начинает ползать, в 9-10 встает на ножки, в 11-12 месяцев делает свои первые шаги, а к полутора годам уверенно ходит.
Развитие мозжечка в дошкольном возрасте переходит на новый этап, в возрасте 3-4 лет моторные функции качественно совершенствуются, становится доступным выполнение новых задач, улучшается процесс обучения.
Вестибулярный аппарат
Влияет на развитие координации у детей и вестибулярный аппарат. Свой рост вестибулярный аппарат начинает, когда малыш находится у мамы в животе, а окончательное формирование вестибулярного аппарата происходит к возрасту 12-15 лет.
Вестибулярный аппарат — это основа человеческого прямохождения, развитие именно этого органа позволяет ребенку делать свои первые шаги, а нарушения вестибулярного аппарата приводит к «пьяной походке».
Как стимулировать развитие координации у детей?
Для упражнений, рассчитанных на развитие мозжечка, важным фактором является новизна действий, разнообразие, что усилит развитие этого органа.
Для каждого возраста подбирайте упражнения, которые доступны для выполнения вашим малышом. Ниже мы приведем базовые упражнения — вы сами сможете их усложнить или облегчить в зависимости от возраста и умений вашего ребенка.
Игры на замирание (3-7 лет)
Включите музыку и танцуйте вместе с малышом, когда музыка выключается, нужно замереть в той позе, в которой был. Это веселая и простая игра, усложняйте ее, удлиняя время «замирания».
Игры на равновесие(5-7 лет)
«Цапля»
Стойте на одной ноге, кто сможет дольше? А если цапля еще и поймать лягушку решила?
Упражнение «Снеговик» (5-7 лет)
Попросите ребёнка представить, что он — только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замёрзший снег. Вы можете попробовать «снеговика» на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. На вашу команду снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала «тает» голова (расслабляем ее), затем плечи, руки, спина, ноги. Можно так же предложить ребёнку «растаять», начиная с ног.
Упражнение «Лодочка» (3-7 лет)
Попросите малыша лечь на спину, вытянуть руки над головой. По команде пусть они одновременно поднимают прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе.
Упражнение«Колобок».(5-7 лет)
Предложите детям лечь на спину, подтянуть колени к груди, обхватить их руками. Голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.
Упражнение «Песенка стрекозы».(3-4 года)
Попросите ребёнка повторять за вами стихотворение, сопровождая слова движениями. Показывайте эти движения сами. А потом попросите повторить.
Я летала, я летала,
Уставать я не желала.
(Ребёнок плавно взмахивает руками).
Села, посидела,
И опять полетела.
(Ребёнок опускается на одно колено).
Я подруг себе нашла,
Весело нам было.
(Ребёнок снова делает летательные движения руками).
Хоровод кругом вела,
Солнышко светило.
(Возьмитесь с ребёнком за руки и водите хоровод).
«Канатоходец» (3-4 года)
Мелом нарисовать тропу канатоходца шириной, не превосходящей ширину стопы. Задача игрока: пройти дистанцию как можно быстрее и не оступиться.
Важно постоянно поддерживать заинтересованность ребенка к выполнению данных упражнений. Желательно проводить занятия живо, эмоционально, применяя игровые задания. Например, пройти через мостик (доска, скамья), который перекинут через реку, и не замочить ног. Пройти или пробежать по дорожке (две веревки, положенные на расстоянии 25см друг от друга) и не упасть в болото. Гуляя с ребенком на улице, родитель может нарисовать мелом на асфальте: речку и мостик, камушки, дорожку и другие интересные препятствия. Дайте простор своей родительской фантазии! Вспомните свое детство
В 5-6 летнем возрасте ребенку можно предлагать ходьбу по гимнастической скамейке (бревну, бордюру) приставным и переменным шагом с движениями рук (всплеск в ладони перед грудью, над головой) ходьба с мячом в руках. При выполнении этих заданий родитель должен обращать внимание на правильную осанку ребенка, уверенность выполнения движений, его умение ориентироваться в пространстве. Эти упражнения полезно выполнять с «утяжелителем» (вес 500-700гр) на голове. Ребенок приучается держать голову ровно, при этом сохранять правильную осанку.
«Делай одновременно» (5-7 лет)
Попробуйте руку вращать справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону. Добившись успеха, постарайтесь сделать то же обеими руками и ногами.
ЕЩЕ РАЗ, НО ОДНОВРЕМЕННО Предложите ребёнку правой ногой крутить «от себя», а правой рукой крутить к «себе». Левой рукой хлопать себя по голове, одновременно правой рукой гладить свой живот.
К дошкольнику 6-7летнего возраста родитель повышает требования к четкости движений, связанных с сохранением устойчивости положения тела во время приседания, приземления после прыжков, быстрых поворотов. Например, во время ходьбы по скамейке (высота 30см) присесть и повернуться кругом; ходьба по бревну (скамейке, бордюру) навстречу друг другу. Затем постепенно разойдитесь, держась за руки. Попробуйте походить по бревну вместе с ребенком. Это очень увлекательно и полезно для всех!
Жизнь – это движение! Родители, подарите своему ребенку жизнь полную движения, радости общения с вами и здоровье!
Консультация: тесы и упражнения на развитие координации движений
ТЕСТЫ НА КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ
Для этого существуют элементарные способы определения уровня координации:
♦ ТЕСТ № 1 – к примеру, вращайте кисть правой руки вправо и эту же руку в локте в левую сторону. Не получается? Неудивительно, ведь наш организм привык делать всё симметрично.
♦ ТЕСТ № 2 – закройте глаза, станьте на одну ногу, вторую отведите назад, а обе руки разведите в сторону. Простойте в таком положении как можно дольше, это развивает концентрацию и координирует баланс.
♦ ТЕСТ № 3 – возьмите 2 теннисных мяча и кидайте их в стену, можно по очереди, можно вместе. Вроде всё получается и несложно. Далее встаньте на одну ногу и бросайте мячи, начали возникать первые сложности, не так ли?!. В конце прыгайте на ноге и одновременно бросайте мячи обеими руками, вот здесь и полетели мячи в разные стороны, кто куда, а вообще можете грохнуться на пятую точку.
ЧТО ТАКОЕ ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ
Это участок головного мозга, помогающий определять вправо-влево, верх-вниз направления. Чтобы вестибулярный аппарат поддерживался в форме, его необходимо постоянно тренировать, ведь благодаря ему организм имеет возможность приспосабливаться к нестандартным и новым движениям.
Чтобы узнать в порядке ли вестибулярный аппарат, можно провести простой эксперимент:
Стойте прямо, за счёт ног выполните 10 поворотов влево, а потом вправо, после сразу встаньте на одну ногу, если аппарат хоть немного не в порядке, то равновесие будет потеряно. Некоторые после такого даже стоя на двух ногах начнут двигаться в стороны.
Если не проводить тренировки, со временем координация теряется и адаптироваться к разнообразным вращениям и резким движениям становится очень сложно.
Для справки, если вовремя авиа полёта кружится голова и подступает тошнота — это свидетельство слабости именно вестибулярного аппарата.
Хороший метод его развития следующий:
- Ровно встаньте, руки можно как скрестить на груди, так и оставить вдоль туловища;
- Выполните боковые повороты туловища вокруг своей оси по часовой стрелке. Амплитуду необходимо делать по максимуму;
- После 10 повторов, резко остановитесь, если есть признаки тошноты, то выполняйте ещё 10 повторений в медленной манере снизив обороты;
- Далее выполните 10 повторов в обратном направлении, если тошноты нет, ещё раз 10 повторений;
- Выполняйте упражнения ежедневно, увеличивая количество повторений на 2 раза;
- В последующем выполняйте повороты по 5-10 минут и более под любимую музыку или просматривая интересующий фильм.
Выполняя это упражнение одновременно тренируете на только координацию, но и держите в тонусе нижний пресс.
УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ
Упражнений на развитие координации множество, но ниже будет предоставлен перечень самых распространённых, но не менее эффективных:
- для развития моторно-зрительной координации, необходимо стать на одну ногу и бросать теннисный мяч с левой руки в правую и наоборот, далее поменять ноги. В конце упражнения необходимо взять 2 мяча и выполнить их поочередное перекидывание из руки в руки. Не забывайте всё время стоять на одной ноге;
- полюбите пинг-понг, это только на первый взгляд может показаться, что это игра для детей. На самом деле это превосходный способ развить ловкость, концентрацию и скорость реакции;
- полезно стоять на одной ноге и одновременно вертеть головой, бросать мяч в стену и даже читать книгу.;
- еженедельно необходимо проводить простые тесты на совершенствование ловкости;
- каждый раз пытайтесь усложнять упражнения. Пробуйте стоя на одной ноге и жонглировать двумя, а то и тремя мячами. Пробуйте ходить на одной ноге или прыгать через невысокие препятствия;
УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ
Упражнений на развитие координации множество, но ниже будет предоставлен перечень самых распространённых, но не менее эффективных:
- для развития моторно-зрительной координации, необходимо стать на одну ногу и бросать теннисный мяч с левой руки в правую и наоборот, далее поменять ноги. В конце упражнения необходимо взять 2 мяча и выполнить их поочередное перекидывание из руки в руки. Не забывайте всё время стоять на одной ноге;
- полюбите пинг-понг, это только на первый взгляд может показаться, что это игра для детей. На самом деле это превосходный способ развить ловкость, концентрацию и скорость реакции;
- полезно стоять на одной ноге и одновременно вертеть головой, бросать мяч в стену и даже читать книгу.;
- еженедельно необходимо проводить простые тесты на совершенствование ловкости;
- каждый раз пытайтесь усложнять упражнения. Пробуйте стоя на одной ноге и жонглировать двумя, а то и тремя мячами. Пробуйте ходить на одной ноге или прыгать через невысокие препятствия;
Картотека (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Упражнения на развитие координации движений и речи
Средняя группа
_____________________________________________________________________
«ЛИСТЬЯ»
Листья осенние тихо кружатся, кружатся на цыпочках, руки в стороны
Листья нам под ноги тихо ложатся приседают
И под ногами шуршат, шелестят, движения руками вправо-влево
Будто опять закружиться хотят. поднимаются, кружатся
«ДОЖДИК»
Капля раз, прыжок на носочках, руки на поясе
Капля два. прыжок
Очень медленно сперва. 4 прыжка
А потом, потом, потом 8 прыжков
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, руки развести в стороны
От дождя себя укрыли. руки полукругом над головой
«УРОЖАЙ»
В огород пойдем, идут по кругу, взявшись за руки
Урожай соберём.
Мы морковки натаскаем «таскают»
И картошки накопаем. «копают»
Срежем мы кочан капусты, «срезают»
Круглый, сочный, очень вкусный, показывают круг руками – 3 раза
Щавеля нарвем немножко «рвут»
И вернемся по дорожке. идут по кругу, взявшись за руки
«ОВОЩИ»
Как-то вечером на грядке дети идут по кругу, взявшись за руки,
Репа, свекла, редька, лук в центре круга – водящий с завязанными
Поиграть решили в прятки, глазами
Но сначала встали в круг.
Рассчитались четко тут же: останавливаются, крутят водящего
Раз, два, три, четыре, пять.
Прячься лучше, прячься глубже, разбегаются, приседают, водящий ищет
Ну а ты иди искать.
«ЁЖИК И БАРАБАН»
С барабаном ходит ёжик, маршируют по кругу, изображая игру
Бум-бум-бум! на барабане
Целый день играет ёжик,
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами, идут по кругу, спрятав руки за спину
Бум-бум-бум!
Ёжик в сад забрел случайно,
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он, то одной, то другой рукой подносят ко
Бум-бум-бум! рту воображаемое яблоко
Барабан в саду забыл он, останавливаются, разводят руками
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались, руки на поясе, прыжки на месте
Бум-бум-бум!
И удары раздавались, прыжки
Бум-бум-бум!
Зайцы здорово струхнули, делают «ушки» из ладошек, медленно
Бум-бум-бум! приседают, сидят, дрожат, закрывают
Глаз до зорьки не сомкнули, глаза руками
Бум-бум-бум!
«МЯЧИК»
Раз, два, прыгай, мячик. взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу
Раз, два, и мы поскачем. ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
«ПОСУДА»
Вот большой стеклянный чайник, надули животик: одна рука на поясе, другая
изогнута, как носик
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, присели, одна рука на поясе
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, кружатся, рисуя руками круг
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки, потянулись, руки сомкнули над головой
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос. легли на ковер, вытянулись
Он посуду нам принес.
«СНЕЖНАЯ БАБА»
Сегодня из снежного мокрого кома идут по кругу, катят перед собой воображаемый
ком
Мы снежную бабу слепили у дома.
Стоит наша баба у самых ворот. «рисуют» руками три круга, начиная с маленького
Никто не проедет, никто не пройдет. грозят указательным пальцем сначала правой
руки, потом
Знакома она уже всей детворе, левой; идут по кругу, последние слова говорит один
ребенок — Жучка
А Жучка все лает:
«Чужой во дворе!»
«СНЕГИРИ»
Вот на ветках, посмотри, по 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы на
строку
В красных майках снегири.
Распушили перышки, на первое слово каждой строки – частое потряхивание
руками,
Греются на солнышке. на второе – один хлопок по бокам
Головой вертят, по 2 поворота головы на каждую строку
Улететь хотят.
— Кыш! Кыш! Улетели! дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями
За метелью! За метелью!
«ВОРОБЕЙ»
Среди белых голубей дети идут по кругу, изображая голубей; в центре один
ребенок – он скачет, как воробей
Скачет шустрый воробей.
Воробушек-пташка, дети встают лицом в круг, идут приставным шагом;
«воробей» пытается «вылететь» из круга; «голуби»,
взявшись за руки, не пускают его
Серая рубашка.
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей.
«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
Наши уточки с утра – идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток
Кря – кря – кря! Кря – кря – кря!
Наши гуси у пруда – идут по кругу, вытянув шеи вперед и отставив руки-
«крылья» назад
Га – га – га! Га – га – га!
Наши курочки в окно – останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам
Ко –ко –ко! Ко –ко – ко!
А как Петя-петушок встают спиной в круг, вытягивают шею вверх, поднимаются на
Раным-рано поутру цыпочки
Нам споет: ку – ка – ре – ку!
«ХОЗЯЮШКА»
Наша-то хозяюшка идут по кругу, взявшись за руки
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К празднику дала:
Чашечку собачка сложили ладони чашечкой, «лижут» чашечку
Моет языком.
Хрюшка собирает присели, наклоняют ритмично голову
Крошки под окном.
По столу котище встали, правой рукой делают движения к себе
Лапою скребет,
Половичку козочка «метут» пол
Веничком метет.
«ТЕЛЕНОК»
Бу-бу, два прыжка
Я рогатый. «рожки» из пальчиков
Бу-бу, два прыжка
Я хвостатый. «хвостик» из руки – за спину
Бу-бу, два прыжки
Я ушастый. «ушки» из ладошек
Бу-бу, два прыжка
Очень страшный.
Бу-бу,
Испугаю.
Бу-бу,
Забодаю. «бодаются»
«ЗАЯЦ ЕГОРКА»
Заяц Егорка дети бегут по кругу, взявшись за руки; в центре на
корточках сидит один ребенок
Свалился в озерко.
Бегите под горку! дети подбегают к сидящему ребенку и помогают ему встать
Спасайте Егорку!
«МЧИТСЯ ПОЕЗД»
Чух-чух! Чух-чух! дети бегут друг за другом, положив руки на плечи
впередистоящему;
Мчится поезд во весь дух. первый ребенок делает круговые движения руками,
согнутыми в локтях, и произносит слова
Паровоз пыхтит.
— Тороплюсь! – гудит. –
Тороплюсь! Тороплюсь!
Тороплюсь!
«САМОЛЕТ»
Самолет построим сами, дети бегают по группе, разведя руки в стороны
Понесемся над лесами.
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
«ШОФЕР»
Качу, бегут по кругу, крутят воображаемый руль
Лечу
Во весь опор.
Я сам – шофер
И сам- мотор.
Нажимаю останавливаются, нажимают на воображаемую педаль правой ногой,
бегут по кругу в противоположную сторону
На педаль –
И машина
Мчится в даль.
«ВЕСНЯНКА»
Солнышко, солнышко, идут по кругу, взявшись за руки
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, бегут по кругу
Прилетели сто грачей, «летят» по кругу
А сугробы тают, тают, медленно приседают
А цветочки подрастают. тянутся на цыпочках, руки вверх
«НА ЛУЖАЙКЕ ПОУТРУ»
На лужайке поутру дети встают в круг, берутся за руки
Мы затеяли игру.
Я – подснежник, ты – вьюнок.
Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре, делают 4 шага назад, расширяют круг
Раздвигайте круг пошире.
А теперь мы ручейки, бегут по кругу
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим, раздвигают круг
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять, смыкают круг
Будем в солнышко играть. бегут по кругу
Мы – веселые лучи, тянутся на носочках, руки вверх
Мы – резвы и горячи. прыгают на носочках, руки на поясе
«ЛАСТОЧКА»
Ласточка летели, бегут по кругу, машут руками, изображая полет птиц
Все люди глядели.
Ласточки садились, приседают, руки опускают за спиной, как бы складывают крылья
Все люди дивились.
Сели, посидели.
Взвились, полетели. бегут по кругу, взмахивают руками
Полетели, полетели,
Песенки запели.
«МОТЫЛЕК»
Мотылек-витилек, бегут по кругу, расставив руки в стороны
Принеси нам ветерок:
От ворот – поворот поворот; бегут в обратную сторону
Гнать кораблик в ручеек.
Вей, вей, ветерок, останавливаются, поворачиваются лицом в круг; взмахи
руками, подтягиваются
Натяни парусок,
Гони стружок бегут по кругу, взявшись за руки
С запада на восток.
«АКВАРИУМ»
Улитки ползут, передвигаются по кругу в полуприсяде, сложив руки за спиной
Свои домики везут.
Рогами шевелят, останавливаются, делают «рожки» из пальчиков, ритмично
наклоняют
На рыбок глядят. голову влево, вправо
Рыбки плывут, передвигаются по кругу мелкими шажками, опустив руки
вдоль туловища;
Плавничками гребут. движения только ладонями вперед-назад
Влево, вправо поворот, плавные повороты туловища влево-вправо и наоборот
А теперь наоборот.
«РЕЧКА»
К речке быстрой мы спустились, дети идут к центру круга.; наклоняются , трут
лицо руками
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре – на каждую строку четыре движения ладонями к
лицу
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно. идут по кругу, взявшись за руки
Делать так руками нужно:
Вместе –раз, это брасс, показывают «брасс», «кроль», двигаясь по кругу
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывем, как дельфин. идут по кругу друг за другом, делая руками
«брасс» или «кроль»
Вышли на берег крутой идут лицом от центра круга
И отправились домой.
«НА ЛУЖАЙКЕ»
На зеленой на лужайке дети стоят лицом в круг, изображают игру на балалайке
Заиграла балалайка.
Заиграла дудочка, изображают игру на дудочке
Дудочка-погудочка.
В сарафане красненьком пляшут
Заплясала Настенька.
Старшая группа
«ХОЗЯЙКА ОДНАЖДЫ С БАЗАРА ПРИШЛА»
Хозяйка однажды с базара пришла «шагают» пальчики по столу
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, капусту, морковку, горох, загибают по одному пальчику на строчку на
обеих рук
Петрушку и свеклу. Ох! на слово «ох» — хлопок
Вот овощи спор завели на столе – попеременные удары кулачками и ладонями
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка, капуста, морковка, горох, загибают пальчики на обеих руках
Петрушка иль свекла. Ох! на слово «ох» — хлопок
Хозяйка тем временем ножик взяла стучат ребром каждой ладони по столу
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, морковку, горох, загибают пальчики
Петрушку и свеклу. Ох! на слово «ох» — хлопок
Накрытые крышкой, в душном горшке ладони складывают крест-накрест на столе
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, морковка, горох, загибают пальчики
Петрушка и свекла. Ох! на слово «ох» — хлопок
И суп овощной оказался неплох! показывают, как едят суп
«ЯБЛОНЯ»
— Яблоня! Яблоня! дети идут по кругу, взявшись за руки; в центре, подняв руки
Где же твои яблоки? вверх; стоит один ребенок – «яблонька»
Заморозил их мороз? дети останавливаются, на каждую строчку загибают по
Или ветер их унес? одному пальцу на левой руке. Ребенок – «яблонька» отрицательно
Или молния спалила? качает головой
Или градом их побило?
Или птицы поклевали?
Куда они пропали? разводят руками, пожимают плечами
— Не морозил их мороз, дети загибают по одному пальцу на правой руке
И не ветер их унес,
Не спалило их огнем,
Града не было с дождем,
Птицы их не поклевали…
Дети оборвали! дети разбегаются, «яблонька» бежит за ними, «пятнает»
«ПО ЯГОДЫ»
Мы шли-шли-шли, маршируют, руки на поясе
Землянику нашли. наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги, не
сгибая колен
Раз, два, три, четыре, пять, маршируют
Мы идем искать опять. наклонились, левой рукой достали носок правой ноги
«ПОМОЩНИКИ»
Дружно помогаем маме, встают, наклонившись; руками двигают влево, вправо
Мы белье полощем сами.
Раз, два, три, четыре.
Потянулись, тянутся, как бы вытирают правой рукой пот со лба
Наклонились. снова «полощут»
Хорошо мы потрудились. вытирают руку о руку
«МЯЧИК МОЙ»
Друг веселый, мячик мой, 4 прыжка на носочках, руки на поясе
Всюду, всюду он со мной. по 2 взмаха левой и правой рукой – как бы удары по мячу
Раз, два, три, четыре, пять. 5 прыжков на носочках, руки на поясе
Хорошо мячом играть. вновь по 2 взмаха – «удары»
«СНЕГОВИК»
Давай, дружок, смелей, дружок, дети идут по кругу друг за другом, изображая, что
катят перед собой снежок
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком, останавливаются, «рисуют» двумя руками ком
И станет ком снеговиком. «рисуют» снеговика из трех кругов разного размера
Его улыбка так светла! показывают руками на лице улыбку
Два глаза, шляпа, нос, метла. показывают глаза, прикрывают голову ладошкой,
показывают нос, встают прямо, держат воображаемую
метлу
Но солнце припечет слегка – медленно приседают
Увы! – и нет снеговика. пожимают плечами, разводят руками
«КАК МЫ ПОИЛИ ТЕЛЯТ»
Стало жарко, будто в печке, дети идут в хороводе
Замолчали птицы.
Мы телят погнали к речке – идут по кругу друг за другом, взмахивая
воображаемой хворостинкой
Надо им напиться.
Саргис, пестрый встают на четвереньки
Пес дворовый, прыжок в круг
Как навстречу бросится!
Разогнал телят пугливых, бегут по кругу на четвереньках
Скачет, лает, носится…
Уж ходили мы, бродили идут в хороводе
По полям за стадом.
Уж мы Саргиса бранили, останавливаются, встают в круг лицом, грозят
пальцем
Так что был не рад он.
Саргис-Маргис непослушный идут по кругу на четвереньках
Плелся еле-еле.
У бедняги даже уши встают, ладошками изображают висящие уши
От стыда висели.
«МАЛЕНЬКИЙ КРОЛИК»
Маленький кролик, пушистенький кролик дети скачут по кругу, сделав «ушки» из
ладошек и двигая ими вперед-назад
Всех нас смеяться заставил до колик: останавливаются, держатся за животики
Прыгал за белкой, за уткой скакал, сначала прыгают на прямых ногах, потом –
вприсядку
Лапкой тюльпан поднимал, как бокал. останавливаются, поднимают
воображаемый бокал к лицу
Ах, как смешно его уши торчали! делают «ушки» из ладошек
Мы хохотали, души в нем не чая, опять держатся за животики
Но, на опушке заметив лису, смотрят из-под руки
Он подмигнул нам и скрылся в лесу. подмигивают, разбегаются
«САМОЛЕТ»
Руки в стороны – в полет дети бегут на носочках по кругу, расставив руки в стороны
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед, поворот через правое плечо
Левое крыло вперед, поворот через левое плечо
Полетел наш самолет бегут по кругу, расставив руки в стороны
«ТЕПЛОХОД»
От зеленого причала шаг вперед, руки опущены
Оттолкнулся теплоход.
Раз, два – два шага назад
Он назад шагнул сначала.
А потом шагнул вперед – два шага вперед
Раз, два –
И поплыл, поплыл по речке, руки вытянуты вперед и сомкнуты – это нос теплохода;
Набирая полный ход. движения по кругу мелкими шажками
«ЛЕТЧИК»
Быть шофером хорошо, дети бегут по кругу, крутят воображаемый руль
А летчиком – лучше. бегут, расставив руки, как крылья
Я бы в летчики пошел,
Пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин, остановились, наклонили воображаемый сосуд
Завожу пропеллер. круговое движение правой рукой
«В небеса, мотор, вези, бегут, расставив руки
Чтобы птицы пели»
«МАЛЯРЫ»
Маляры известку носят, дети идут по кругу друг за другом, держат в руках
воображаемые ведра
Стены кистью купоросят. повернулись лицом в круг, движения воображаемой кистью
вверх-вниз
Не спеша разводят мел. наклонились, мешают кистью в воображаемом ведре
Я бы тоже так сумел. «красят»
«КРОВЕЛЬЩИК»
То не град, то не гром – стоят кружком, изображают удары молотком, тянутся на
носочках, подняв руки вверх
Кровельщик на крыше.
Бьет он громко молотком – изображают удары молотком
Вся округа слышит. закрывают уши руками
Он железом кроет дом, изображают удары молотком
Чтобы сухо было в нем. наклоняются, достают носки руками
«КЛЕН»
За окном сосулька тает, дети стоят лицом в круг. 4 прыжка на носочках, руки на поясе
Ветер тучи рвет в клочки. руки вверх; наклоны туловища влево-вправо, влево-вправо
Разжимает, разжимает руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно разжимают
кулачки
Клен тугие кулачки.
Прислонился он к окошку. 4 прыжка
И, едва растает снег, наклоны
Мне зеленую ладошку поворачиваются лицом друг к другу, протягивают друг другу
правые ручки — рукопожатие
Клен протянет раньше всех.
«ГРЯДКА»
Я давно весну ждала. дети идут по кругу, взявшись за руки
У меня свои дела.
Мне участок в огороде идут в противоположную сторону
Нынче мама отвела.
Я возьму свою лопатку, остановились, изображают, как копают
Я пойду, вскопаю грядку.
Мягкой грядкой быть должна, показывают, как рыхлят грядку граблями
Это любят семена.
Посажу на ней морковку идут по кругу, изображая, что разбрасывают семена
И редиску. А с боков
Будут кустики бобов.
«МАШИНЫ»
На улице нашей дети двигаются из одного конца группы в другой, держа в
руках воображаемый руль
Машины, машины,
Машины малютки,
Машины большие.
Спешат грузовые, сделав разворот, двигаются в другую сторону
Фырчат легковые.
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
Эй, машины, полный ход, когда все «машины проехали», один из детей – пешеход,
«переходя улицу», произносит эти слова. Пешеходы – все
дети по очереди
Я – примерный пешеход:
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю.
«ГУСЕНИЦА»
Этот странный дом без окон дети лежат на спинках вытянувшись;
У людей зовется «кокон». руки вдоль туловища, ногами в центр круга
Свив на ветке этот дом, переворачиваются на левый бочок,
Дремлет гусеница в нем. подкладывают ладонь под щечку
Спит без просыпа всю зиму. переворачиваются на другой бочок, руки под
щечку
Но зима промчалась мимо – переворачиваются на спину, потягиваются лежа
Март, апрель, капель, весна … медленно садятся
Просыпайся, соня-сонюшка! потягиваются сидя
Под весенним ярким солнышком встают, потягиваются стоя
Гусенице не до сна.
Стала бабочкой она! бегут по кругу, машут руками, как крыльями
Подготовительная к школе группа
___________________________________________________________________
«ДОЖДИК»
К нам на длинной тонкой нож прыжки на одной ноге по кругу
Скачет дождик по дорожке.
В лужице – смотри, смотри! – дети стоят лицом в круг; ритмичные приседания
Он пускает пузыри.
Стали мокрыми кусты, руки вверх, потряхивания кистями
Стали мокрыми цветы. наклон, руки к полу, потряхивания кистями
Мокрой серый воробей встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями
Сушит перышки скорей.
«КАПУСТА»
Отгадайте загадку:
Она растет у вас на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка.
Давайте заготовим капусту на зиму.
Тук! Тук! Тук! Тук! ритмичные удары ребром ладоней по столу
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
Перетерли, хватательные движения обеими руками
Посолили указательный и средний пальцы трутся о большой
И набили плотно в кладку. удары обеими руками по столу
Все теперь у нас в порядке. отряхивают руки
«САДОВНИК»
Мы вчера в саду гуляли, дети идут по кругу, взявшись за руки
Мы смородину сажали. изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст
Яблони белили мы движение правой рукой вверх-вниз
Известью, белилами.
Починили мы забор, имитируют удары молотком
Завели мы разговор: стоят лицом в круг, в центр выходит 1 ребенок
— Ты скажи,
Садовник наш,
Что ты нам
В награду дашь?
— Дам в награду на каждое название фруктов загибают по одному
Слив лиловых, пальцу на правой руке
Груш медовых,
Самых крупных,
Спелых яблок,
Вишен
Целый килограмм.
Вот что вам
В награду дам!
«Журавли учатся летать»
Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох. Для усложнения можно выполнять взмахи руками с одновременно поочередным подниманием ног и движением по кругу.
«ЗА ГРИБАМИ»
Все зверюшки на опушке дети идут в хороводе
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы
Рыжики срывали.
Лисичка бежала, бегут, собирают воображаемые грибы
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, скачут стоя, «срывают» грибы
Искали опятки.
Медведь проходил, идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой
Мухомор раздавил.
«ГДЕ ВЫ БЫЛИ?»
Ножки, ножки, где вы были? ходьба на месте
— За грибами в лес ходили.
Что вы, ручки, работали? присели, «собирают» грибы
— Мы грибочки собирали.
А вы, глазки, помогали?
— Мы искали да смотрели, смотрят из-под руки, поворот влево, вправо
Все пенечки оглядели.
«ИГРА В СТАДО»
Мы вчера играли в стадо, дети идут по кругу, взявшись за руки
И рычать нам было надо.
Мы рычали: «Р-р-р» встали, сделали «коготки» из пальчиков
Мы мычали: «Му!» сделали «рожки»
По-собачьи лаяли: «Гав! Гав!» встали на четвереньки
Не слыхали замечаний опять идут по кругу
Анны Николаевны.
А она сказала строго: останавливаются
— Что за шум такой у вас?
Я детей видала много – слова взрослого
Таких вижу в первый раз.
Мы сказали ей в ответ. стоят в круге
— Никаких детей тут нет! поворачивают голову из стороны в сторону
Мы не Пети и не Вовы – загибают пальцы
Мы собаки встают на четвереньки
И коровы! делают «рожки»
А она в ответ: стали
— Да что вы?
Ладно, если вы коровы,
Я тогда – пастух слова взрослого; дети идут по кругу друг за
другом
И прошу иметь в виду:
Я коров домой веду.
«НА ВОДОПОЙ»
Жарким днем лесной тропой дети идут по кругу друг за другом
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок, идут, громко топая
За мамой-лисицей крался лисенок, крадутся на носочках
За мамой-ежихой катился ежонок, приседают, медленно двигаются вперед
За мамой-медведицей шел медвежонок, идут вперевалку
За мамой-белкой скакали бельчата, скачут вприсядку
За мамой-зайчихой – косые зайчата, скачут на прямых ногах
Волчица вела за собою волчат, идут на четвереньках
Все мамы и дети напиться хотят. лицом в круг, делают движения языком
«лакают»
«МЕДВЕДЬ»
Как на горке – снег, снег, дети стоят кружком, в центре которого «спит медведь»;
руки постепенно поднимаются вверх-вдох
И под горкой – снег, снег, приседают, опускают руки — выдох
И на елке – снег, снег. опять встают и поднимают руки – вдох
И под елкой –снег, снег, приседают, опускают руки — выдох
А под снегом спит медведь.
Тише. Тише … Не шуметь! на цыпочках бегут по кругу; на последних словах
«медведь» просыпается и бросается ловить детей
«ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»
Мы бежим с тобой на лыжах, дети изображают ходьбу на лыжах
Снег холодный лыжи лижет.
А потом – на коньках, изображают бег на коньках
Но упали мы. Ах! «падают»
А потом снежки лепили, стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями
А потом снежки катили, катят воображаемый комок
А потом без сил упали «падают»
И домой мы побежали. бегут по кругу
«С НОВЫМ ГОДОМ»
С Новым годом! С Новым годом! дети стоят лицом в круг, кланяются
Здравствуй, Дедушка Мороз!
Он из леса мимоходом идут по кругу, изображают, как несут елку на плече
Елку нам уже принес.
На верхушке выше веток стоят лицом в круг
Загорелась, как всегда, опускают руки, произносят фразу на выдохе
Самым ярким, жарким светом снова поднимают руки
Пятикрылая звезда. опускают руки
«НА ШОССЕ»
По шоссе спешат машины. дети бегут по кругу, держат в руках
-Ш-ш-ш! – шуршат спокойно шины. воображаемый руль
И шипят со злом уже: поворачиваются и бегут по кругу
— Не спеш-ш-ши на вираже. в обратную сторону
Еж с мешком и посошком
По шоссе идет пешком. наклоняются, чтобы спина стала круглой,
левую руку кладут за спину, в правой держат
воображаемый посошок, идут медленно по кругу
Над ежом кружится стриж: встают на цыпочки, машут руками, как
-Ты куда же, еж, спешишь? крыльями, бегут по кругу
— Прямо в город, по шоссе опять идут, изображая ежика
Тороплюсь я, как и все.
-Будь, дружок, настороже, опять бегут в противоположную сторону,
Не спеши на вираже! изображая стрижа
«СТАРЫЙ КЛЕН»
На поляне перезвон,
Это пилят старый клен.
Поперечная пила дети встают парами, изображают работу пилой
Охватила полствола,
Рвет кору и режет жилки,
Брызжут желтые опилки.
Только крякнул старый ствол руки вверх, медленно наклоняются
И пошел, пошел, пошел.
Грянул наземь левым боком,
Утонул в снегу глубоком. ложатся, вытягиваются
«ЛЕТУЧАЯ РЫБА»
Я летучая, прыгучая, дети двигаются подскоками по кругу
Улетела бы за тучу я. двигаются, взмахивая руками, как крыльями
Да соскучилась бы вскоре – двигаются по кругу, изображая плавание
До того люблю я море.
«ВЕСНА, ВЕСНА КРАСНАЯ!»
Весна, весна красная! дети идут по кругу, взявшись за руки
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью: идут в противоположную сторону по кругу
Со льном высоким, останавливаются, поднимают руки вверх, встают на
носочки, вдох
С корнем глубоким, приседают, опускают руки, выдох
С хлебами обильными. взявшись за руки, бегут по кругу
«БЕРЕЗА»
Береза моя, березонька. дети идут хороводом, взявшись за руки
Береза моя белая, меняют направление движения
Береза кудрявая.
Стоишь ты, березонька, встали, подъем рук вверх, вдох
Посредь долинушки, опустили руки, выдох
На тебе, березонька, подъем рук, вдох
Листья зеленые, опустили руки, выдох
Под тобой, березонька, подъем рук, вдох
Трава шелковая. опустили руки, выдох
«СОЛНЫШКО»
Солнышко, дети стоят в маленьком кругу; шагают назад,
максимально расширяя круг, держась за руки
Колоколнышко,
Ты пораньше взойди, поднимают руки вверх, тянутся на носочках – вдох,
фраза на вдохе
Нас пораньше разбуди. опускают руки – выдох, фраза на выдохе
Нам в поле бежать, бегут по кругу, взявшись за руки
Нам весну встречать.
«ВЕСНЯНКА»
А уж ясно солнышко дети идут по кругу, взявшись за руки, медленно поднимают руки
Припекло, припекло.
И повсюду золото идут по кругу, взявшись за руки, медленно опускают руки
Разлило, разлило.
Ручейки по улице бегут по кругу в противоположную сторону на носочках, держа
руки на поясе
Все журчат, журчат.
Журавли курлыкают идут по кругу в противоположную сторону, высоко поднимая
И летят, летят. колени, руками изображая взмахи крыльев
Добавить комментарий