Разное

Что такое хатха йога: Хатха-йога — Википедия – что это такое и зачем она нужна, а также что дает практика, ее польза и вред

Содержание

понятие и структура её преподавания.

«Йога – это прекращение мысленных колебаний»
Мудрец Патанджали.

Прямой перевод с санскрита слова «хатха» — «сила, мощь; усилие, напряжение, натуга; насилие, принуждение, необходимость». Слово «йога» переводится как «упряжка; сбруя, узда; применение; средство, прием, уловка; магия, волшебство; связь, контроль».

До сих пор ритуальными атрибутами странствующих по дорогам Юго-Восточной Азии монахов-шиваитов остаются трезубец и меч. Трезубец — это символ и оружие Шивы, который традиционно считается хранителем и покровителем хатха-йоги.

«Хатха-йога в древние времена использовалась как одна из высших ступеней в технике общефизической и общеэнергетической подготовки отборных воинов — воинов-магов, чье участие в боевых действиях зачастую становилось решающим фактором. Эти воины не только умели модулировать психологический настрой как своих, так и вражеских солдат, но также владели особым воинским искусством — посредством волевых манипуляций, намерением они могли формировать ситуации, приводившие к неожиданному стечению совершенно случайных и непредсказуемых, но тем не менее роковых для противника объективных обстоятельств».

Хатха - йога была разработана для людей с невысоким уровнем духовного развития, и считается начальным этапом постижения более высоких ступеней в Радже - йоге. Поэтому очень важно относиться с почтением к человеку, вставшему на путь самосовершенствования, также как и с уважением относиться к любому направлению йоги.

Преподавание хатхи-йоги, начинается с изучения древних текстов, таких как «Махабхарата», «Рамаяна», «Йога Васишткха», «Бхагават –Гита», «Йога –сутра», «Хатха-йога Прадипика», анализ этих текстов способствует раскрытию одного из принципов Ниямы -«свадхиайи».

В древних трудах сказано: «Йогин должен практиковать Хатха-Йогу в маленьком помещении, расположенном в уединенном месте, где нет скал, сырости и огня, в стране, управляемым мудрым владыкой, где люди добры, а пища добывается легко.

Жилище йогина должно иметь маленькую дверь, быть без окон, невысоким и не длинным; (дом этот) должен быть хорошо обмазан (обожженным) коровьим навозом, чистым и свободным от насекомых. Кроме этого, здесь должен быть небольшой коридор с возвышением для сидения и водоем. Таким должно быть жилище йогина, описанное знатоками практики Хатха-Йоги.

Находясь в таком жилище, освободившись от всякого беспокойства, йогин должен практиковать Йогу согласно наставлениям своего Гуру.

Йогу вредят следующие 6 вещей: переедание, перенапряжение от тяжелого труда, болтливость, несоблюдение обетов - в том числе купание в холодной воде по утрам, еда на ночь, еда из одних только фруктов; беспокойная компания и отсутствие настойчивости».

Чтобы легче было справляться со страстями и держать свои мысли в чистоте, практикующему йогу необходимо уединяться для личной практики в спокойное место среди природы, особенно это необходимо делать преподавателю, так как от чистоты его энергии зависит качество энергии его учеников. Главной мотивацией преподавания, является служение другим людям, и только отречение от своего эго, способствует продвижению в практике и достижению высоких результатов, которые могут принести благо для всего окружающего.

Практика хатхи –йоги начинается с выполнения шаткарм – это первая и необходимая процедура, которая способствует очищению на физическом уровне, что приводит и к очищению сознания человека, здесь раскрывается ещё один принцип Ниямы-шауча, то есть очищение сознания начинается с очищения физического тела.

«Практику хатха-йоги целесообразнее всего рассматривать как процесс общения человеческого существа с Бесконечностью в самом себе, в ходе которого происходит постижение, развитие и совершенствование им самого себя и своих взаимоотношений с Миром. Существует огромное количество асан, из которых фактически в практике используется две-три тысячи. Наиболее распространенных — около полутысячи, из них базовых — порядка трехсот. Нет двух различных асан, которые бы идентично воздействовали на энергетическую структуру. Поэтому для достижения наибольшей полноценности и разносторонности физического и психоэнергетического развития целесообразно строить практику так, чтобы в ней использовалось как можно большее количество доступных для выполнения асан».

Для преподавания очень полезно изучить анатомию йоги: опорно-двигательного аппарата, нервной системы, дыхательного аппарата и правила травмобезопасности. Важно помнить, что не следует терпеть боль в шее, пояснице и коленно-локтевых суставах, так как это самые уязвимые места на теле человека.

Боль при выполнении асан в любой другой части тела, кроме вышеперечисленных, можно назвать оздоровительной аскезой, которая является ключевым звеном в практике йоги, так как терпение аскезы помогает изменить кармические страдания, происходит очищение сознания. Очень важно заниматься аскезой сейчас, чтобы в будущем неблагоприятная карма изменилась на благоприятную, ради этого стоит пережить небольшие «муки» на коврике.

«Тренировочная технология хатха-йоги на протяжении тысячелетий специально разрабатывалась для того, чтобы создавать тело, специально предназначенное для воплощения в себе сложноорганизованного сознания. Многовековой опыт позволил практикам хатха-йоги настолько усовершенствовать систему асан, что она превратилась в уникальный арсенал средств для оптимизации функциональных состояний любых органов и систем посредством естественной оптимизации процессов управления их работой.

Сегодня уже ни для кого не является секретом, что физическое тело человеческого существа есть нечто большее, чем просто совокупность органических тканей, и что, помимо органического тела, человек обладает телом «энергетическим». Йоги знали об этом очень давно. Они рассматривали человеческое тело как некую энергетическую структуру, состоящую из органического тела и «собранных» на нем оболочек — «тонких» компонент «энергетического тела». Эти оболочки на санскрите называют «кошами». Слово «коша» переводится как «кокон». Йоги разработали целый класс техник, специально предназначенных для управления распределением энергии в нервной системе и в системе «кош». Техники этого типа основаны на управлении дыханием и называются «пранаямой» — «искусством управления Силой». Прана — сила, энергия, яма — контроль, управление. В йоговской тренировке выполнение гимнастических упражнений — асан — обязательно совмещается с практикой техник управления дыханием — дыхательных упражнений пранаямы. Прана в индивидуальном теле – это часть Вселенского Духа, поэтому пранаяма направлена на гармонизацию индивидуального дыхания с Космическим дыханием. Занятия пранаямой не только улучшают состояние здоровья, но и позволяют контролировать свои чувственные стремления, помогают регулировки и устранению ума, а также концентрации его, что приводит к Самадхи, т. е. единению с Космическим Духом.

Таким образом, хатху – йогу называют лестницей для тех, кто хочет подняться к высотам Раджи – йоги. Занимаясь физической стороной жизни, хатха – йога представляет собой фундамент для всех остальных видов йоги, она является системой оздоровительных упражнений, состоящих из асан, и пранаямы, которые помогают очищать энергию и менять сначала внутренний мир, а затем окружающий мир.

Поэтому очень важно прикладывать массу усилий и направлять накопившуюся энергию на благо других, особенно это необходимо делать преподавателям йоги. Встав на путь бадхисатвы, только трудом и благими намерениями можно удержаться на этом пути. Помнить что, делая для кого-то, то делаешь это для себя; стараться помогать другим на высоких чакрах, от этого зависит и твой личный рост, лучше посвящать себя тем, кто хочет развиваться – это и есть служение в высшем его проявлении.

Маркишова Татьяна

Что такое Хатха-йога? Хатха-йога — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Хатха-йога — это древняя индийская духовная практика, учение о физической гармонии. Одна из основных целей хатха-йоги, состоит в том, чтобы привести тело к состоянию полного здоровья, чтобы оно не являлось бременем для человека в поиске высших истин.

Термин "Хатха" имеет глубокий философский смысл: "Ха" — Солнце (мужское начало), "Тха" — Луна (женское начало). Йога на санскрите означает "союз", "единение". Хатха-йога — это древняя система, помогающая привести в единство и гармонию противоположные начала, существующие в человеке.

Занятие по хатха-йоге включает в себя следующие модули:

  • асаны (позы), помогающие сохранять своё тело здоровым, красивым и сильным;
  • пранаямы (дыхательные упражнения), которые научат регулировать дыхание и контролировать эмоции;
  • концентрацию внимания, помогающую успокоить ум и направить энергию в конструктивные каналы для духовного роста человека;
  • медитацию (расслабление, релаксацию), дающую возможность услышать себя "настоящего".

Главным образом практика хатха-йоги состоит в выполнении асан, статических поз в комплексе с дыханием и концентрацией внимания.

Основной аспект хатха-йоги — это развитие гибкости и поддержание здоровья суставов, особенно позвоночника. Каждое упражнение воздействует на определённую часть тела, орган или группу органов, поэтому важную роль играет последовательность асан. При выполнении упражнений хатха-йоги учитывают дыхание (упражнения могут делаться на задержке, на вдохе или выдохе), а также точку / место в теле, куда должна быть направлена концентрация внимания.

Выполняя асаны, самое главное не забывать, что не надо прилагать сверхусилия, не должно быть дрожи в теле. Находиться в асане, должно быть комфортно и приятно. Приятные ощущения в то время когда вы находитесь в асане, признак того, что энергия свободно течет через ваше тело, оздоравливая и омолаживая его. У некоторых асан есть противопоказания к выполнению, поэтому при наличии серьезных заболеваний рекомендуется заниматься с профессиональным тренером.

Уникальной особенностью методики хатха-йоги являются упражнения, стимулирующие гормональные железы и осуществляющие массаж внутренних органов. Стимуляция гормональной системы позволяет поддерживать эмоции в балансе, что в свою очередь способствует позитивному восприятию мира. Йоги считают, что болезни являются следствием неправильного распределения жизненной энергии в организме (

праны), а выполнение асан (как и выполнение одних лишь пранаям) ведёт к правильному течению праны в организме, что и является способом излечивать болезни, как физического плана так и психического. В дополнение к физическим упражнениям хатха-йога включает также методы очищения организма и устанавливает принципы здорового питания.

Необходимо отметить, что заниматься хатха-йогой может каждый. Ограничений по возрасту и здоровью нет. Хатха-йога помогает обрести полноценное здоровье, используя скрытые резервы собственного организма, и своими силами добиться исцеления, красоты и молодости тела. Занятия хатха-йогой укрепляют и успокаивают нервную систему, снимают стрессы и напряжение. Хатха-йога — это искусство полноценного отдыха и расслабления всего организма, поскольку только в расслабленном состоянии к нам приходит покой ума.

Что такое Хатха-йога?

Хатха-йогу наверное можно назвать самым популярным направлением йоги в современном мире. В каждом, даже небольшом городе, обязательно есть хотя бы один клуб, предлагающий желающим приобщиться к древнему учению. Однако многотысячелетняя практика йоги на Западе имеет не такую уж длинную историю — всего около ста лет. Лишь в конце ХIХ — начале ХХ века учение широко распространилось в Европе и Америке, чему в немалой степени способствовал технический прогресс, непрестанно совершенствующий средства коммуникации и связи. Немалый вклад в популяризацию йоги внес Свами Вивекананда, изложивший ее основы в упрощенной форме, доступной западному сознанию.

Истоки Хатха-йоги

Большинство серьезных практиков считают Хатха-йогу лишь подготовительным этапом. Коротко говоря, Хатха-йога это практика асан – специальных статических поз, развивающих физические возможности тела, такие как сила, выносливость, гибкость, баланс, устойчивость и т.д.

Можно сказать, что Хатха-йога развилась в самостоятельное направление из Раджа-йоги, где асана является всего лишь третьей ступенью из восьми на пути к освобождению из круговорота сансары. Первые две ступени (яма и нияма) представляют собой некий «моральный кодекс» начинающего йога.

Несколько столетий назад йога была секретным учением, премудрости которого постигались только под руководством гуру, имевшего непререкаемый авторитет для своих учеников. Именно учитель решал, когда тот или иной ученик готов перейти на новую ступень и двигаться дальше. Месяцы, а то и годы уходили у будущих йогов только на усваивание этических норм.

В первую очередь требовалось отказаться от насилия и свести к минимуму вред, причиняемый кому бы то ни было. Затем, ученик приступал к наведению порядка в своем внутреннем мире, практикуя воздержание и аскетизм, довольствуясь тем, что имеется в его распоряжении. И только научившись контролировать свои эмоции и желания, отказавшись от насилия, стяжательства, лжи и потакания своим слабостям, с благословения гуру, ученик приступал к практике асан.

Важные аспекты перед началом практики

Само собой, в наше время редко где найдется такой серьезный подход, о соблюдении ямы-ниямы порой не задумываются даже преподаватели йоги. Современного западного человека по большей части привлекает внешняя сторона какого бы то ни было явления. Мало кто готов тратить годы на совершенствование внутреннего мира, большинство жаждет немедленных результатов. Именно такое мировоззрение и сделало Хатха-йогу наиболее популярным направлением в западном мире.

Возможно, с точки зрения обычного человека соблюдение каких-то там этических правил перед началом занятий выглядит бессмысленной тратой времени, однако с точки зрения йоги это необходимо. Продвинутые практики дают следующее объяснение: после того, как человек начинает практиковать асаны (условно говоря, заниматься Хатха-йогой), у него резко повышается уровень энергии. Многим людям удается избавиться от многолетних физических недугов, обрести бодрость и почувствовать необычайный прилив сил. Казалось бы, одни сплошные плюсы, ведь кто не хочет быть здоровым и энергичным? Именно для этого большинство людей и начинают заниматься.

Однако серьезные практики предлагают смотреть на ситуацию гораздо шире. Предположим, у человека имеется какая-то физическая проблема, и с помощью занятий Хатха-йогой от этой проблемы удалось избавиться. Человек счастлив, доволен и со свежими силами продолжает свою деятельность во внешнем мире. Но какова эта деятельность? Допустим, человек работает учителем или врачом – значит, он сможет вложить в своих учеников больше знаний, или же лечить пациентов гораздо эффективнее.

А если наш гипотетический человек торгует алкоголем, сигаретами или, того хуже, наркотиками и оружием? Значит, ощутив прилив энергии, он будет торговать всем этим еще активнее? Возможно, физическая проблема и была послана человеку свыше для того, чтобы он мог остановиться и задуматься о своих поступках. Именно поэтому, прежде чем приступать к асанам, человек должен привести в гармоничное состояние не только свой внутренний мир, но и внешнее окружение.

Для чего нужна Хатха-йога?

Древние йоговские тексты уделяют физическому аспекту, лежащему в основе Хатха-йоги поразительно мало внимания. В «Йога-сутрах» древнего индийского мудреца Патанджали (фундаментальном труде, лежащем в основании йоги как таковой) об асане сказано только , что это удобная поза, способствующая медитации. Тогда возникает резонный вопрос — для чего же нужны все эти скрутки, выворачивания суставов под немыслимым углом, стойки на голове и прочие экзотические выверты, с которыми у современного человека ассоциируется йога? Ответ состоит из нескольких частей.

Укрепление физического тела

Во-первых, практика асан нужна для того, чтобы во время медитации сосредоточенный ум не отвлекался на нужды тела. Неподготовленному человеку трудно просидеть в неподвижной позе хотя бы 10-15 минут — затекают ноги и руки, ломит поясницу, начинает чесаться нос и т.д. Ежедневная упорная практика приводит к тому, что тело становится более выносливым и сильным, и со временем отвлекает на себя все меньше внимания, позволяя практику концентрироваться не отвлекаясь.

Разблокировка энергии

Во-вторых, образ жизни современного человека приводит к тому, что энергия застаивается в теле, создавая непроходимые блоки. Узнать где расположены такие «очаги» застоявшейся энергии совсем нетрудно — это как раз те части тела, которые доставляют наибольший дискомфорт. Болит поясница? Значит именно в этом месте и стопорится поток энергии. Ломит суставы? Причина та же самая. Работа над проблемными зонами с помощью асан предоставляет возможность постепенно убрать телесные блоки и зажимы, позволяя энергии протекать свободно и беспрепятственно по всему телу.

Практика аскезы

В-третьих, само понятие йоги неразрывно связано с понятием аскезы. Вступая на путь самосовершенствования, адепт просто вынужден отказываться от чего-либо. Даже в самом приземленном случае, практикуя Хатха-йогу всего лишь для оздоровления организма, человек жертвует хотя бы своим временем, которое мог бы потратить например, на развлечения. Дискомфорт, который тело претерпевает на коврике, становится аскезой, помогающей дисциплинировать, в том числе и ум.

В Индии принято считать, что счастья и несчастья человеку дается одинаковое количество, хотя не обязательно в одной жизни, ведь краеугольным камнем мировоззрения индусов является реинкарнация: то есть в одной жизни человек может родится богатым, здоровым и счастливым, а в другой бедным, невезучим калекой. Сознательно причиняя себе дискомфорт и претерпевая добровольную аскезу, человек уменьшает количество будущих несчастий, искупая негативную карму прошлого.

Как и везде, среди адептов Хатха-йги встречаются люди, теряющие главную цель за обилием деталей. Увлекаясь «акробатической» составляющей, закручивая свое тело в немыслимые узлы, такие практики забывают ради чего все это собственно затевалось. Направляя душевные силы и высвобождающиеся в результате практики энергетические ресурсы на освоение все более и более сложных асан, они, сами того не замечая, ходят по кругу, поддавшись очередному искушению сансары, принимающей в этом случае обманчивый облик самосовершенствования.

Технические аспекты Хатха-йоги

Как уже было сказано, Хатха-йога является третьей ступенью из восьми в Раджа-йоге. Более-менее грамотный инструктор все-таки постарается донести до своих подопечных хотя бы основы морального «йогического» кодекса — ямы и ниямы. Четвертой же ступенью является пранаяма — наука о правильном дыхании и перераспределении с его помощью энергии, накопленной во врема практики асан. Таким образом, эти четыре ступени — яма, нияма, асана, пранаяма — можно объединить в отдельную подгруппу, работающую с физическим и энергетическим телом человека. Эта подгруппа по сути и есть Хатха-йога в современном ее понимании. На следующих этапах, изучив в некоторой степени премудрости Хатха-йоги, желающий дальнейшего продвижения практик, приступает к осваиванию медитации, концентрации и прочих техник освобождения сознания.

Любопытные последователи йоги иногда интересуются сколько всего существует асан. Однозначного и четкого ответа нет, однако принято считать что их количество составляет около 9 сотен. Один из трех фундаментальных трудов по Хатха-йоге Гхеранда Самхита утверждает, что всего боги создали 8 млн. 400 тыс. асан, однако Шива описал только 84 из них. Но даже из этих 84 людям разрешено практиковать лишь 32.

С технической точки зрения асаны можно подразделить на две группы — увеличивающие силу и выносливость или улучшающие растяжку. Делаются асаны в любом положении — стоя, сидя, лежа или в перевернутом состоянии. Каждая из асан имеет свой терапевтический и энергетический эффект, воздействуя на определенные участки тела. Перевернутые (например, стойка на голове), помимо всего прочего еще и улучшают мозговое кровообращение. Как уже упоминалось, асана это статическая поза — то есть приняв какое-либо положение, тело замирает в нем на некоторое время.

Однако в ХХ веке некоторые гуру начали создавать динамические направления йоги (например, Аштанга-виньяса) — то есть некие связки, где одна асана перетекает в другую. Другим ярким примером можно назвать широко известный комплекс Сурья Намаскар («приветствие Солнцу») состоящий из последовательности 12 асан, сопровождающихся системными вдохами-выдохами.
Хотя сам термин Сурья Намаскар упоминается в древних источниках, в те времена «приветствие Солнцу» было скорее ритуальными действиями, почитающими божество. В качестве комплекса физических упражнений Сурья Намаскар начал упоминаться лишь в ХХ веке, когда учение о йоге вышло за пределы Индии и начало набирать популярность во все мире.

Заключение

Последователи Раджа-йоги, считающие что с ее помощью душа может достичь освобождения от бесконечной череды рождений и смертей, несколько пренебрежительно относятся к физическому аспекту йоги, как таковой, и конкретно к Хатха-йоге, считая что максимум энергии надо вкладывать в медитацию и сосредоточение.

Однако некоторые учителя ХХ века, в частности Свами Шивананда, считали, что неприспособленность западного человека к концепциям индийского мировоззрения не должна быть препятствием на пути распространения йоги. Если западный человек видит лишь внешнюю сторону явления, значит на нее и нужно делать упор, в надежде, что рано или поздно потенциальный ученик дорастет до духовных ценностей.

Такой подход не лишен здравого смысла, ведь часть людей, начинающих практиковать Хатха-йогу из любопытства или для оздоровления, действительно со временем начинают интересоваться духовной и философской составляющей этого древнего учения.

Хатха-йога — Википедия

Хатха-йога (санскр. हठयोग, haṭhayoga IAST, hʌʈʰʌjo:gʌ, «усиленное/настойчивое слияние») — направление йоги, сформированное в X—XI веке Матсьендранатхом и, в большей степени, его учеником Горакшанатхом[1][2][3]. Основанная им йогическая традиция натхов сыграла значительную роль в развитии классической хатха-йоги в средневековой Индии.[4][5]

Во многих источниках хатха-йога рассматривается как набор психофизических техник, позволяющих успокоить колебания ума и подготовиться к практике раджа-йоги.[6][7][8] В других указывается на то, что хатха-йога представляет собой целостную систему, которая ведет к самадхи и мукти (мокше)[9][10].

Практики хатха-йоги включают в себя шаткармы, асаны, бандхи, мудры и пранаямы, а также элементы пратьяхары, дхараны и дхьяны[11]. Во всех практиках есть элементы работы с сознанием (концентрация внимания, осознанное восприятие). Также для практикующего предписывается соблюдение ям и ниям.

Этимология

Слово «хатха» (हठ, haţha) переводится с санскрита как «усилие», «насилие», «натуга», «интенсивность».[12] Слово «йога» (योग, yoga) переводится с санскрита как «союз», «единение», «слияние»[13]. Таким образом, словосочетание «хатха-йога» (हठयोग, haţhayoga) можно перевести на русский язык как «насильственное слияние», «усиленное единение», «интенсивное единение» и т. д.

Некоторые исследователи переводят словосочетание «хатха-йога» как «йога силы» или «силовая йога». Буквально это указывает на то, что практики хатха-йоги требуют значительных усилий и дисциплины, но в эзотерическом смысле под «силой» можно понимать энергию кундалини. [14]

Также термин «хатха» часто рассматривают как составленный из двух частей «ха» и «тха». По отдельности это не слова, а слоги, формально не имеющие собственных значений. [15] Но в паре они наделяются мистическим смыслом: «ха» — ум, ментальная энергия и «тха» — прана, сила жизни; «ха» символизирует Солнце, «тха» — Луну; «ха» отождествляется с каналом Пингала, «тха» — с каналом Ида; «ха» — мужской вариант мантры, «тха» — женский[16][17]. Таким образом, термин «хатха-йога» означает единение «ха» и «тха», Солнца и Луны, мужского и женского, Шивы и Шакти.

История

Существует несколько легенд, согласно которым учение хатха-йоги передал людям Шива [18]. Авторы классических текстов по хатха-йоге упоминают Шиву как первого гуру в парампаре[19].

Современные исследователи связывают возникновение хатха-йоги с Матсьендранатхом и его учеником Горакшанатхом, основавшим в X—XI веках йогическую традицию натхов. Горакшанатх систематизировал существующие в его время практики работы с телом и сознанием, а также дополнил их тантрическими элементами. Он считается автором многих текстов по хатха-йоге (Горакша-паддхати, Горакша-штака, Джняна-амрита, Аманская йога, Йога-мартанда, Сиддха-сиддханта паддхати и др.)[20].

Классическим текстом, в котором систематизированы многие практики хатха-йоги, стал труд Свами Сватмарамы «Хатха-йога-прадипика» (по разным источникам относится к XIV—XV в. [21]). Свами Сватмарама принадлежал к шиваисткой традиции йоги из Андхры [21].

Хатха-йога активно развивалась в XVII—XVIII веках. К этому времени относят такие тексты, как: «Гхеранда-самхита», написанная вайшнавским мудрецом Гхерандой из Бенгалии; «Йога-карника» Агхорананды; «Хатха-санкета-чандрика», приписываемый Сундарадэве и др. [22]. Также к XVIII веку Фершнтайн относит «Шива-самхита» — текст, в котором наряду с практиками излагается философия хатха-йоги[23].

Важно уточнить: никаких упоминаний о хатха-йоге в Йога Сутры Патанджали нет[24].

Практики

«Все в Хатха-йоге существует для Раджа-йоги[25]»

Практически во всех эзотерических учениях существовали специальные системы, направленные на работу с физическим телом, что является их дополнительным отличием от религий[26].

Хатха-йога — это учение о психофизической гармонии, достигаемой с помощью физических средств воздействия на организм (диета, дыхание, шаткармы, асаны, бандхи, мудры), и психических средств (медитация и концентрация внимания во время выполнения асан, пранаямы).

Цели, которых можно достичь, практикуя хатха-йогу, весьма разнообразны. Это может быть как хорошее здоровье и долголетие[7], так и пробуждение кундалини[27][28], осознание тождества атмана с Абсолютом[10], и даже просветление и освобождение (самадхи)[9][10].

Движение тела и течение мысли неразрывно связаны с дыханием. Поэтому особо пристальное внимание уделяется обучению практике правильного дыхания, как во время занятий, так и в жизни.

Хатха-йога учит сознательно и внимательно относиться к своему здоровью, учит практикам внешнего и внутреннего очищения тела и ума, способам поведения в мире и системе правильного питания.

Яма и Нияма

Основная статья: Яма

Этические принципы хатха-йоги — яма и нияма. Они описываются в первых двух ступенях восьмиступенчатой аштанга-йоги, изложенной в Йога-сутрах Патанджали[29]. Ахимса — это главный этический принцип, лежащий в основе хатха-йоги.

В некоторых других источниках (Майтрайяния Упанишады (глава 6, строфа 18), Вишну Самхита[30], а также в текстах написанных Горашанатхом, таких как Вивека-Мартанда[31]) говорится о шестиступенчатой йоге, подразумевая, что ямы и ниямы уже освоены учеником до того, как он приступает к изучению хатха-йоги.

Шаткармы

Шаткарма (санскр. षटकर्मन : шат — шесть, карма — действие) — общее название очистительных практик для тела, применяемых в хатха-йоге. Эти практики классифицированы и описаны в древних йогических текстах «Хатха-йога-прадипика» и «Гхеранда-самхита»:

  1. Дхоути — набор техник очищения пищеварительного тракта;
  2. Басти — метод промывания и тонизирования толстой кишки;
  3. Нети — набор методов промывания и очищения носовых проходов;
  4. Наули (Лаулики) — способ укрепления органов брюшной полости путём массирования их особым образом;
  5. Капалабхати — методика очищения передней доли головного мозга, состоящая из трёх простых техник;
  6. Тратака — практика пристального созерцания объекта, развивающая силу сосредоточения, укрепляющая глаза и оптические нервы.

Асана

» Йоги, выполняющие Врикшасану (поза дерева)

Асана — устойчивое положение тела, специальная поза, принимаемая для выполнения какого-либо упражнения, либо сама им являющаяся.[32] Классические тексты по йоге говорят о том, что асана должна быть «стхирам» — устойчивой, «сукха» — легкой.[33] Горакшанатх определяет асану как пребывание в своей истинной форме.[34]

Изначально, в традиционных текстах описывается небольшое количество асан. В «Хатха Йога Прадипика» их 16, в «Гхеранда-самхита» — 32.[1]. Самой важной из асан Свами Сватмарама называет Сиддхасану[35].

Выполнение асан способствует улучшению подвижности и гибкости, повышению выносливости, благотворно влияет на сердечно-сосудистую, дыхательную, эндокринную и пищеварительную системы, снижает тревожность, улучшает внимание и память.[36] В хатха-йоге асаны используются в качестве инструмента интенсификации потоков праны в теле[37], поддержания здоровья и продления жизни.[1]

На более глубоком уровне в асанах происходит работа с вниманием. Принимая асану и оставаясь в ней, практикующий воспринимает ощущения на разных уровнях своего существа: на уровне тела, эмоций, ума. Асана создает определённое внутреннее энергетическое состояние, в котором и тело и сознание становятся едины и воспринимаются таковыми в каждый данный момент.[38]

Несмотря на то, что Хатха-йога многими воспринимается как разминка для тела - в ней существует и глубокий скрытый смысл. Так, каждая асана дает невидимый обычным взором мистический эффект, которые действует за пределами обыденного человеческого восприятия.[39]

Пранаяма

Праная́ма (санскр. प्राणायाम , Prāṇāyāma IAST, букв.: «контроль или остановка дыхания») — управление праной (жизненной энергией) с помощью дыхательных упражнений. Основной целью пранаямы является установление контроля над потоками сознания, которые тесно связаны с дыханием.[40] Упражнения пранаямы применяются для очистки так называемого «тонкого тела» и нади от загрязнений[41], а также для накопления и преобразования жизненной энергии.

Упражнения состоят из продолжительного вдоха (пурака), выдоха (речака) и задержки между ними (кумбхака).[37]

Осознанное дыхание помогает сознанию сконцентрироваться, а также позволяет практикующему достичь крепкого здоровья и долголетия.[37]

Мудры и бандхи

Мудра переводится как «печать», «оттиск». Другое значение этого слова — «дарующая радость». Бандха переводится как «замок». Свами Сватмарама описывает цель практики мудр и бандх, как пробуждение и поднятие энергии кундалини[42]. По его мнению самой важной мудрой является кхечари-мудра[35].

Классические тексты по хатха-йоге

Школы Хатха-йоги

Примечания

  1. 1 2 3 Фойерштейн. Глубинное измерение йоги, 2006, с. 246.
  2. Борислав (Борис Мартынов). Йога. Источники и течения. Хрестоматия.. — М.: Йогин, 2009. — С. 69. — 440 с.
  3. ↑ Hatha Yoga (англ.). Encyclopædia Britannica.
  4. ↑ Ферштайн. Энциклопедия йоги., 2002, с. 637.
  5. Банерджи Акшая Кумар. Философия Горакхнатха / пер. с англ. Гуру Йоги Матсьендранатха Махараджа, В.Л. Зернова, В.В. Кириллиной. — М.: Международный натха-йога центр, 2015. — С. 413. — ISBN 978-5-905006-03-6.
  6. Вуд Эрнест. Словарь йоги / перевод К.Семенова. — К.: София, 1996. — 224 с.
  7. 1 2 Свами Вивекананда. Четыре йоги. — М.: Прогресс-академия, 1993. — С. 127.
  8. ↑ Хатха Йога Прадипика с комментариями, 2007, с. 7.
  9. 1 2 Фойерштейн. Глубинное измерение йоги, 2006, с. 52.
  10. 1 2 3 Ферштайн. Энциклопедия йоги, 2002, с. 659.
  11. Гхеранда. Гхеранда-самхита.
  12. ↑ Sanskrit Dictionary for Spoken Sanskrit.
  13. ↑ Sanskrit Dictionary for Spoken Sanskrit.
  14. ↑ Фойерштейн. Глубинное измерение йоги, 2006, с. 45, 50.
  15. ↑ Ферштайн. Энциклопедия йоги, 2002, с. 695.
  16. ↑ Хатха Йога Прадипика с комментариями, 2007, с. 32, 75, 282.
  17. Андрей Сидерский. Йога Восьми Кругов. Книга 2. — 2008. — С. 25. — 576 с.
  18. ↑ Ферштайн. Энциклопедия йоги, 2002, с. 639.
  19. Свами Сватмарама. Хатха Йога Прадипика. — шлока 1.1.
  20. ↑ Ферштайн. Энциклопедия йоги, 2002, с. 661—662.
  21. 1 2 Ферштайн. Энциклопедия йоги, 2002, с. 690.
  22. ↑ Ферштайн. Энциклопедия йоги, 2002, с. 692—694.
  23. ↑ Ферштайн. Энциклопедия йоги, 2002, с. 692.
  24. А.Г. Сафронов. Хатха йога и Патанджали, Йога сутра: комментарий современного практика. योगसूत्रचूर्णि: (27.01.2018).
  25. ↑ «[[1]» Хатха йога прадипика
  26. А.Г. Сафронов. Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика / Хатха-йога в системе йоги. — 3. — Харьков: Ритм Плюс, 2016. — С. 8—9. — ISBN ISBN 978-966-2079-46-3.
  27. Т. К. В. Дешикачар. Сердце йоги. — К.: София, 2003. — С. 171—173.
  28. Артур Авалон. Глава 7. Теоретические основания этой йоги // Кундалини-йога. Змеиная сила. — Центрполиграф, 2012. — ISBN 978-5-227-03740-4, ISBN 978-0-486-23058-0.
  29. B. K. S. Iyengar. Light on the Yoga Sutras of Patanjali.. — ISBN 978-0-00-714516-4.
  30. M.M.T. Ganap Sastri. Vishnu Samhita. — ISBN 978-8170302230.
  31. Шри Йоги Матсьендранатх Махарадж. Сиддха-сиддханта паддхати и другие тексты натха-йогинов. — ISBN 978-5-91680-005-30.
  32. ↑ Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь, 1996, с. 63.
  33. Патанджалир. Садхана пада // Йога сутры. — сутра 46.
  34. ↑ Сиддха-сиддханта паддхати и другие тексты натха-йогинов, 2009, с. 173.
  35. 1 2 Свами Сватмарама. Хатха Йога Прадипика. — шлока 1.45.
  36. ↑ Фойерштейн. Глубинное измерение йоги, 2006, с. 247.
  37. 1 2 3 Айенгар. Пояснение пранаямы, 2008, с. 39.
  38. ↑ Фойерштейн. Глубинное измерение йоги, 2006, с. 248.
  39. Виталий Оснач. Йога. Путь к свету. — Новосибирск: "ИД Манускрипт", 2010. — С. 11, 16, 37, 46, 61, 76, 94, 113, 128. — 268 с.
  40. ↑ Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь, 1996, с. 336.
  41. ↑ Айенгар. Пояснение пранаямы, 2008, с. 40.
  42. Свами Сватмарама. Хатха Йога Прадипика. — шлока 3.5.

См. также

Литература

  • Анатолий Пахомов. Хатха Йога: корректный подход к позвоночнику. — К.: Велес, 2007. — 280 с. — ISBN 978-966-96850-1-8.
  • Бойко В. С. Йога. Искусство коммуникации. — 4-е издание, исправленное и дополненное. — Деком, 2011. — 508 с. — ISBN 978-5-89533-239-9.
  • Айенгар Б. К. С. Пояснение пранаямы. Пранаяма Дипика. — Альпина нон-фикшн, 2008. — 328 с. — ISBN 978-5-9614-0842-3.
  • Свами Дхирендра Брахмачари. Йогасана Виджняна. — Проспект, 2006. — 296 с. — ISBN 5-98597-065-5.
  • Громов С. Н. 40 дней, практикуя Йогу. — Одесса: ВМВ, 2005. — 507 с. — (Йога — день за днём). — ISBN 966-8286-43-x.
  • Громов С. Н. 108 дней, практикуя Йогу (Раджа-йога для всех). Книга — Учитель. — 2009. — 944 с. — (Йога — день за днём). — ISBN 978-966-8835-01-8.
  • Кукалев С. В. Опыты Йоги: Религия личного пути. — СПб.: Питер, 2004. — 448 с. — ISBN 5-94723-815-2.
  • Кукалев С. В. Тайны хатха-йоги: 163 вопроса «почему?» с ответами. — Ростов: Феникс, 2007. — 314 с. — ISBN 978-5-222-12507-6.
  • Мира Метха. Простые упражнения йоги для здоровья. — ФАИР-ПРЕСС, 2005. — 256 с. — ISBN 5-8183-0961-4, ISBN 0-00-711620-9.
  • Свами Муктибодхананда Сарасвати, Свами Сатьянанда Сарасвати. Хатха Йога Прадипика с комментариями / пер. с англ. А.Липатова. — Минск: Ведантамала, 2007. — 664 с. — ISBN 987-3517-09-1.
  • Классические тексты натха-сампрадайи: Горакша-вачана-санграха; Горакша-упанишада; Йога-биджа; Горакша-йога / пер. с санскрита Шрипада Йоги Матсьендранатха Махараджа. — К.: Ника-центр, 2007. — 120 с. — ISBN 978-966-521-440-3.
  • Сиддха-сиддханта паддхати и другие тексты натха-йогинов / пер. с санскрита и коммент. Гуру Шри Йоги Матсьендранатха Махараджа. — М.: Международный натха-йога центр, 2009. — 278 с. — ISBN 978-5-91680-005-0.
  • Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / под общ. ред. Альбедиль М.Ф. и Дубянского А.М.. — М.: Республика, 1996. — С. 576. — ISBN 5-250-02557-9.
  • Николаева М. В. Философские основания современных школ хатха-йоги. — 2007. — 315 с. — ISBN 978-5-85803-348-6, ISBN 978-5-352-02116-3.
  • Ферштайн Г. Энциклопедия йоги / Пер. с англ. А. Гарькавого. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — С. 637. — 728 с. — ISBN 5-8183-0397-7.
  • Фойерштейн Г. Глубинное измерение йоги / Пер. с англ. И.А. Забелиной. — М.: РИПОЛ классик, 2006. — 432 с. — ISBN 5-7905-4315-4.

Чем полезна хатха-йога и как ею правильно заниматься

Хатха йога выступает достаточно ёмким понятием. Она является одной из методик, направленных на духовное развитие с помощью физических практик. А если рассматривать хатха-йогу с позиции физиологии, то она представляет собой способ найти компромисс со своим телом касательно гармоничного взаимодействия с ним.

В этой статье я хочу рассказать вам более детально о хатха-йоге и её особенностях.

хатха-йога фото

хатха-йога фото

Хатха-йога: что это такое?

Древний мастер искусства Патанджали называл йогу определённым состоянием сознания, свободным от непроизвольных вибраций разума (представленных мыслями, эмоциями, желаниями).

А хатха-йогу можно выделить, как «напряжённый труд над своим телом – «хатха», позволяющей выводить своё сознание на более высокие планы – «йогу».

Обзор тесной связи между телесным и умственным

Не только неврологи и физиологи говорят о наличии тесной связи между телесным и умственным. Абсолютно все разновидности движений, совершаемые нашим телом (махи, покачивания, пульсация крови по венам и так далее) являются ответной реакцией на сигналы мозга.

И наоборот – по обратным сигналам мы можем понять, в чём нуждается определённый орган (ткани либо клетки), а от каких веществ ему следует избавиться. Становится понятно, что скорость и точность описанных связей оказывает влияние на жизнедеятельность организма в общем.

При сбоях в сигнальной системе мы сталкиваемся с общим разладом в организме: его проявления будут меньше и больше для конкретных частей тела, но в общем задействуют весь организм.

Эти сбои нередко проявляются, как травмы, но зачастую провоцируют их не сами травмы, а нетренированные должным образом каналы связи.

Когда сигнальная система, управляющая телом, огрубевает, мы начинаем тратить очень много энергии попусту. Также из-за того, что неправильно работают органы и системы – организм сталкивается с их голоданием либо загрязнением, скоплением большого количества отходов, а по итогу всё это чревато различными патологиями.

Действие хатха-йоги на организм

Физиологически хатха-йога выступает гимнастикой, своеобразной физкультурой, которая развивает ту сигнальную систему между частями тела и мозгом.

Если вы хотя бы парочку раз были на занятиях йогой, то наверняка знаете, что после тренировок начинаете ощущать такие мышцы, про наличие которых раньше и не догадывались. А если позаниматься на протяжение нескольких месяцев – и связь между мозгом и различными органами будет восстановлена в полном объёме.

Попробуйте вообразить себе, что происходит с мозгом при занятиях йогой? Если в обычной жизни в него поступают сигналы, указывающие на стресс в различных частях туловища, ему приходится снова учиться контактировать с ними.

Благодаря же развитию сети нейронных связей вы помогаете своему мозгу различать сигналы, что, безусловно, очень пригодится ему в ежедневной жизни. Вы получаете уникальную возможность делать обычные действия, но с минимальным напряжением мышц, а значит, — с минимальными энергетическими затратами. Благодаря налаживанию механизма регуляции тела вы получаете общее оздоровительное воздействие, которое будет выше любых ваших ожиданий.

За счёт же экономии энергии происходит освобождение потенциала для осознания. Когда у вас много накопленной внутренней энергии – вы можете расходовать её на различные творческие занятия и начинаете улучшаться как личность. Также можно направлять энергию на осознание своей личности и своей природы (то есть, на духовное самоулучшение). Это будет завершение хатха-йоги и начало раджа-йоги – йоги осознанности.

с помощью йоги можно достичь состояние осознанности

с помощью йоги можно достичь состояние осознанности

Когда человек обучается концентрации своего внимания, он может улавливать движение в теле тонких энергий и получает возможность сознательно их контролировать.

Тогда практикующий переносит акцент своего внимания с того, что происходит «снаружи» на то, что творится внутри, максимально концентрируется на своих внутренних ощущениях. В тот момент, когда концентрация оказывается на самом высоком уровне – становится возможным полное отключение восприятия раздражителей извне и вы полностью погружаетесь в себя.

В такие моменты вы осознаёте себя, как единое, целостное и бесконечное существо, которое не ограничивается ни с помощью пространства, ни с помощью времени (по отзывам практикующих людей).

Зачем нужен наставник в йоге?

Асаны йоги обладают мощным воздействием на тело человека, но в случае некорректного выполнения оно вместо положительного станет разрушающим.

Конечно, вы можете парировать, что на сегодня хватает различных книг, а также обучающих видео по йоге, которые помогут освоить данное искусство самостоятельно. Да они действительно могут помочь вам, но обучаться йоге, как искусству необходимо исключительно лично у тех, кто уже давно её практикует.

Не зря ведь существует поговорка «лучше раз увидать, чем 100 раз услыхать»: нашему телу будет значительно проще понять язык другого тела, чем словесное описание.

Таким же образом традиция йоги издревле и передавалась от наставника к ученику.

Польза и вред хатха-йоги

Йога окажет исцеляющее влияние на тело человека в ряде ситуаций:

  • при наличии патологий хребта (если вы страдаете от остеохондроза, сколиоза, лордоза, кифоза, грыж межпозвоночных дисков;
  • при наличии артритов и артрозов;
  • если вы страдаете от синдрома хронического истощения, повышенной тревожности, плохо спите;
  • находитесь в постоянном состоянии хронического стресса;
  • страдаете от астении либо вегетососудистой дистонии;
  • у вас нарушены функции внутренних органов

Однако, обязательно обратите внимание на то, что йога имеет свои противопоказания устойчивого и временного характера. Дальше мы рассмотрим обе категории более детально.

К устойчивым противопоказаниям можно отнести:

  • общее тяжёлое состояние;
  • наличие психологических расстройств либо пограничных состояний психики;
  • наличие органических патологий сердца – некомпенсированных пороков; пароксизмальной тахикардии; мерцательной аритмии; аневризма аорты, дистрофии миокарда;
  • при наличии патологий кровообращения;
  • при тяжёлых инфекционных поражениях опорно-двигательного аппарата;
  • при серьёзных черепно-мозговых травмах, повреждённом позвоночнике в ситуации, когда имеет место неудовлетворительная компенсация;
  • при нейро-инфекциях;
  • в случае серьёзных нарушений пропорций тела;
  • при наличии злокачественных опухолей.

Нужно заметить, что даже во всех перечисленных выше состояниях корректное выполнение упражнений йоги может быть полезным, но крайне важно, чтобы вас контролировал опытный наставник. Для этого рекомендуется запись на курс йоготерапии, перед которой потребуется пройти предварительное индивидуальное собеседование.

перед занятиями йогой нужно пройти обследование

перед занятиями йогой нужно пройти обследование

Обзор временных противопоказаний

  • регулярное потребление в больших дозах сильнодействующих медикаментов;
  • обострившиеся хронические патологии;
  • период после операции;
  • состояния физического истощения;
  • состояния перегрева и переохлаждения;
  • увеличение температуры выше тридцати семи или меньше тридцати шести и двух градусов;
  • выполнение тяжёлого физического труда;
  • состояние наполненного желудка;
  • прохождение курса глубокого массажа по «чжэнь-цзю» терапии;
  • посещать парную или сауну можно не менее, чем через 6-8 часов после занятий йогой или за четыре часа до неё.

Составляющие хатха-йоги

Практику хатха-йоги образуют такие составляющие:

  1. Пранаяма – практика, заключающаяся в исполнении специальных дыхательных упражнений, которые призваны научить человека контролировать свои эмоции. А ещё пранаяма позволяет массажировать внутренние органы.
  2. Асаны – физические упражнения, выполняемые в особенных позициях, которые дополняют особенные дыхательные техники и концентрация внимания.

В хатха-йоге практикуются статические упражнения, выполняемые на вдохах, выдохах либо задерживаниях дыхания. Недопустимо выполнение асан на пределах своих физических возможностей, ведь, напротив, они должны способствовать расслаблению, умиротворению.

Очень важно, чтобы занимаясь хатха-йогой, вы не ощущали физический дискомфорт. А вот приятные ощущения, возникающие в теле в процессе выполнение асан являются хорошим знаком – они указывают на правильную циркуляцию праны по телу.

  1. Медитативная практика. Её главное целью является умение слышать себя, избавляться от всего лишнего, напускного. При релаксации человек расслабляется физически и психически, также происходит направление энергии на его духовное развитие.
  2. Шаткармы – выступают упражнениями и методами хатха-йоги, способствующими очищению внутренних органов. В переводе с санскрита обозначают «шесть деяний». В действительности всего существует шесть очистительных практик:
  • джоути – очищает пищеварительный тракт;
  • басти – тонизирует и промывает толстый кишечник;
  • наули (лаулики) – особые техники, при которых массируется область живота и укрепляются внутренние органы;
  • нети – очищает и промывает носовые проходы;
  • капалабхати – три простые техники, способствующие очищению передней доли головного мозга;
  • тратака – укрепляет оптические нервы и глаза, улучшает зрение, развивает внимательность.
  1. Здоровый рацион питания. В практике йоге очень много внимания уделяется правильному питанию. Мастера йоги уверены, что здоровье и удовлетворённость жизнью обеспечит простая натуральная пища и отказ от переедания.

С помощью практики хатха-йоги становятся возможными такие цели:

  • пробудить энергию Кундалини – особенную энергию, сконцентрированную в основании позвоночного столба;
  • восстановить либо поддержать здоровье;
  • обеспечить долгую жизнь;
  • осознать своё высшее Я;
  • достичь гармоничного состояния между внутренним и внешним, то есть – оказаться в состоянии просветления.

Асаны в хатха-йоге

Асаны выступают статическими позициями, которые необходимо удерживать определённое время с целью перераспределить энергические потоки в теле.

При удерживании конкретной позиции (асаны) происходит перекрывание одного либо сразу нескольких каналов, а также перенаправление энергии по остальным каналам – открытым. Именно поэтому важно достаточно длительное удерживание каждой из позиций, не следует спешить быстро менять её на другую, ведь важно, чтобы энергия правильно распределялась.

Перейти из одного упражнения в другое помогут специальные движения-связки, хотя они и не относятся к обязательным. Ведь изначально асаны не задумывались в качестве группы упражнений, призванных развивать физическое тело либо заниматься физкультурой. Это идеальные позы, чтобы выполнять духовные практики и многие из них можно использовать при медитативных практиках либо самосозерцании.

Разновидности асан в хатха-йоге

Хатха-йога образована огромным количеством асан, она выступает своего рода энциклопедией позиций в йоге. А для большего удобства все асаны разделяются по категориям:

  • стоячие;
  • сидячие;
  • лежачие;
  • прогибы;
  • наклоны;
  • скрутки;
  • упражнения на баланс;
  • перевёрнутые.

перевёрнутые асаны фото

перевёрнутые асаны фото

Кроме этого, все разновидности асан могут быть разделены и по прочим признакам. Например, часть из них способствует развитию силы и выносливости, а остальная часть – растяжке.

К примеру, асана Хануманасана является типичным образцом упражнения на растяжку из сидячей позиции, а вот позиции журавля (Бакасан) либо павлина (Маюрасана) – выступают силовыми.

Для перевёрнутых позиций характерна стимуляция кровоснабжения мозга, ведь во время их выполнения кровь приливает к голове и это очень позитивно воздействует на мозговую деятельность. Также в большей части асан данного типа происходит стимуляция пищеварительных органов и тонизирование внутренних органов.

Скрутки тоже благоприятно влияют на здоровье спины и на брюшную полость.

А упражнения, предназначенные для баланса, в принципе выступают универсальными. Грамотно составленный комплекс асан на баланс способствует укреплению почти всех групп мышц и нормализует деятельность внутренних органов. Кроме того, значительно улучшается координация движений. Если начнёте регулярно практиковать йогу, то очень скоро отметите, что даже асаны, выполняемые на одной ноге, даются очень легко и привычно.

Обзор основных позиций для новичков в йоге

Изначально неплохо начать выполнять стоячие асаны, ведь к ним легче привыкнуть, чем к остальным. Для них не потребуются ни прогибы, ни скрутки, хотя существуют и такие виды упражнений, которые делаются из сидячей позиции и постепенно усложняются.

Для новичков в хатха-йоге рекомендовано начинать именно с таких позиций. Как Тадасаны, Врикшасаны, Вирабхадрасаны.

Дальше рассмотрим основные варианты асан с детальным описанием.

Сидячие асаны

Ваджрасана внешне является очень простой позой, выполняемой из сидячего положения, однако она невероятно полезна, так как способствует правильному распределению энергии по позвоночнику снизу наверх.

С помощью этой асаны, а также прочих асан, к примеру, Сидхасаны, Сукхасаны, Свастикасаны и классической Падмасаны вы сможете выполнить медитативную практику.

Данные позиции являются устойчивыми, приводят позвоночник в правильное положение и в них допустимо задерживаться на протяжение продолжительного времени.

Лежачие упражнения

Среди них, безусловно, выделяется Шавасана. Это та асана, которая всегда является завершительной для ежедневной йоговской практики. Выполнить её довольно несложно и она способствует органичному завершению всего комплекса асан.

Причём совершенно неважно, сколько всего времени ушло на практику – двадцать минут либо несколько часов – всегда помните про то, что выполнение указанной позиции в конце помогает гармонично завершить практику, принять энергию и позволить ей начать растворяться в теле.

Шавасана - поза мертвеца фото

Шавасана - поза мертвеца фото

Ещё указанная асана полезна не только как завершительная, а также представляет собой базовую асану, которая может быть практикована в процессе медитации. Она оказывает замечательное воздействие не только на физический организм, но и на эмоциональное состояние, способствует умиротворению и приведению в порядок своих чувств.

Сурья Намаскар – Приветствие Солнышка

Особенного внимания следует уделить комплексу упражнений «Сурья Намаскар». Он представляет собой поистине идеальный вариант для новичков в йоге.

Выполнение Приветствия Солнцу основано на нескольких основных асанах, которые образуют динамичный комплекс, а потом уже выполняются по отдельности.

При всём при этом Сурья Намаскар не отнимет у вас много времени и, как правило, применяется в качестве разогревающего комплекса на начальных этапах практики, хотя может выполняться и отдельно. Допускается делать одновременно по несколько кругов данного комплекса.

Насколько важна регулярность в занятиях хатха-йогой?

Нужно заметить, что систематическое выполнение упражнений йоги – это, пожалуй, основное правило. Если вы будете даже по чуть-чуть заниматься йогой, но ежедневно, то сможете получить намного больший результат, чем в случае непостоянных тренировок.

Причём данный принцип подходит и для новичков, и для тех, кто уже достаточно долго занимается йогой. Регулярные занятия помогут поддерживать мускулатуру в тонусе, и вам не придётся восстанавливаться после длительных перерывов.

Плюс появление постепенного прогресса всегда очень позитивно воздействует на организм и доставляет практикующему человеку уйму положительных переживаний.

Поэтому однозначно лучше практиковать ежедневно, чем раз за неделю. Причём вы можете не выполнять сразу все асаны комплекса, а делайте самые любимые или те, которые уже успели достаточно хорошо освоить. Вскорости это станет вашей привычкой и вы будете ждать каждого занятия с воодушевлением.

Комфорт исполнения упражнений

Самый важный принцип – это чтобы в процессе выполнения всех асан хатха-йоги вы чувствовали комфорт. Значит, смысл в этом случае  заключается не в том, чтобы бороться с постоянным внутренним протестом либо совершать какие-либо достижения.

Хотя, безусловно, когда вы будете заниматься более трудоёмкими асанами, вероятно, почувствуете определённый протест и для их выполнения вам потребуется больше времени.

Однако, главное правило здесь будет следующим – ваше тело должно быть расслабленным в процессе выполнения упражнений, а сами асаны должны приносить настоящее удовольствие. Именно по этому принципу вы и понимаете, насколько правильно выполняете упражнения.

Принцип компенсации

При построении своего комплекса практик не забывайте о компенсаторном принципе. Он заключается в том, что каждое из движений должно быть дополнено противодвижением.

Например, если вы наклоняетесь, то потом необходимо прогнуться. А если напрягаетесь – следует расслабиться. После вдоха следует выдох – это несложный принцип, соблюдение которого обеспечивает безопасность при практике йоги длительное время, и тогда по итогу вы сможете получить желаемую пользу и обогатитесь в духовном плане.

Это были основные принципы занятий хатха-йогой, в частности для начинающих.

В завершение темы обязательно просмотрите тематический видео-ролик:

Marissa

Что такое Хатха-йога? Хорошее здоровье — хорошая медитация

Здравствуйте, дорогой читатель, добро пожаловать в реальность йоги!

Чтобы принести в этот мир ещё больше практичной и интересной информации, сегодня поговорим на тему Хатха йоги!

Хатха йога- является одним из видов йоги, не основным (про основные написано здесь), но безусловно очень важным: ведь в нынешнее время, человечество все ещё очень сильно отождествляет себя со своими физическими телами, поэтому очень разумно начинать раскрывать Свой Истинный, Безграничный потенциал исходя именно из этой точки координат.

Итак, что же такое Хатха йога и какова её самая главная задача, чем Хатха йога отличается от гимнастикии как она работает?

Обо всём этом в данной статье.

Что такое Хатха-йога

В современном мире, само понятие йога, более всего стало известно именно благодаря разделу йоги, занимающимся физическим телом человека. Помимо физического тела у человека есть ещё как минимум парочка других, более тонких, но именно из-за их тонкости, пощупать руками эти тела сложнее, а физическое для органов чувств вполне доступно, поэтому  никому его существование доказывать не надо.

Именно благодаря сильной отождествленности современного человечества с телом-умом, наука йоги стала широко известна именно как определённого рода гимнастика, призванная помочь вылечить спину, дать почувствовать себя молодым и гибким, а кто-то даже надеется похудеть, занимаясь Хатха-йогой. Что ж, йога действительно может выполнить все вообразимые и невообразимые стремления человека, может выполнить и эти. Конечно при таком скромном запросе обращаться к ней, это всё равно что стрелять из пушки по воробьям, но кто знает, может начав с таких простых целей, как стать здоровее и красивее, человек в будущем захочет хотя бы чуть-чуть больше и уже займётся настоящей йогой. Так кстати часто и бывает, человек начинает заниматься асанами, достигает своих целей по оздоровлению, но вместе с этим замечает, что стал спокойнее, жизнерадостнее, с большей готовностью  открыт новым возможностям.

А может и книгу уже какую успел о йогах прочитать и цели свои в отношении этой науки расширить. И как следствие,  далее он продолжит заниматься йогой уже с гораздо более высокими ожиданиями.

Так или иначе, спасибо Хатха-йоге за то, что она хоть и отдаленно, но всё же знакомит широкие массы людей с йогой и формирует в нашем представление способ достижения, здоровья и силы.

Лично я впервые о том, что такое Хатха-йога поняла уже будучи несколько лет йогой занимаясь (в том числе и медитацией), из книги «Хатха-йога» автора йог Рамачарака.

И как оказалось, Хатха-йога — это далеко не только закручивание в непонятные позы (асаны) – это комплексный подход к оздоровлению тела и поддержанию его в очень хорошем состоянии, ведь в здоровом теле  — здоровый дух. Для медитации (в которой истинная йога и осуществляется) тело должно быть как можно более здоровым, ведь далеко не каждый человек сможет хотя бы час просидеть с прямой спиной).

Хатха йога, сама по себе является частью Раджа йоги, и в то же время содержит в себе целостный комплекс рекомендаций по всем возможным способам оздоровления и омоложения физического тела человека.

Отличие Хатха-йоги от гимнастики и других систем здорового образа жизни.

Основная разница между подходом йоги к оздоровлению тела и большинством других современных дисциплин в точке отсчёта координат. Йога работает в любом случае, и Хатха-йога оздоравливает в любом случае, но лучше сразу понимать, что физическое тело существует, как инструмент души, и цель не просто сделать его здоровым, чтобы подольше пожить и поразвлекаться, а чтобы болезни не  отвлекали внимание человека от раскрытия его Высшего потенциала, Божественного потенциала.

То есть йоги, занимаясь здоровьем  тела и концентрацией ума ни на минуту не забывают, что это не они сами, а всего лишь их инструменты, которые для их же собственного блага и наилучшего выполнения главной задачи йоги – расширения осознанности, должны содержаться в здоровом, сильном, крепком состоянии.

Все, даже самые великие, полностью реализованные Мастера йоги единогласно призывают поддерживать тело в хорошем состоянии, хотя сами уже и имеют право обращаться с ним далеко не так бережно.

Свами Шри Ютешвар в Автобиографии йога говорит:

Пока человек не реализовался в Боге, он обязан следить, чтобы его тело было здоровым.

И для реализации вышеназванной цели, в Хатха йоге присутствует бесчисленное количество рекомендаций, советов, предписаний и ценнейших указаний, как по физическим упражнениям, так и по режиму дня и по питанию. Так же Хатха йога очень сильно соприкасается с индийской медициной – аюрведой и индийской, ведической астрологией.

По сути все три ветви, призваны помочь человеку устранить все препятствия на пути к глубокой медитации и познанию Своей Истинной Природы.

Как работает Хатха-йога

Сама по себе Хатха йога и асаны йоги так же помогают раскрытию внутреннего потенциала. Любая болезнь – дисгармония на физическом, эмоциональной или ментальном уровне (отклонения от принципов гармоничного взаимодействия вселенских законов Ямы и Ниямы). Любая дисгармония (проявления негативных эмоций (гнев, жадность, ревность) или же неправильные ментальные установки), блокируют потоки энергии в тонком энергетическом теле человека, вследствие чего возникают сбои в работе и физического тела. Правильный распорядок дня, питание и йогические асаны способствуют тому, что тонкие каналы прочищаются и энергия вновь начинает течь свободно, одновременно успокаивая негативные чувства, трансформируя их в позитивные и радостные, а так же способствуя изменению ментальных, умственных концепций (то есть через физическое тело идёт работа с астральным телом и ментальным телом человека, за счёт чего очищаются тонике энергетические каналы нади в энергетическом теле теле).

Однако, если ограничить свою практику йоги только разделом Хатха-йоги, то говорить о серьёзном прогрессе, серьёзных изменениях и эволюционном росте не придётся. Для тех кто занимается йогой, чтобы достичь полной Самореализации нужны более эффективные методы, например такие как Крийя йога.

Кстати правильная Хатха-йога так же уже сама по себе соответствует всем ступеням йоги Патанджали и способствует перенаправлению энергии вовнутрь и вверх. Хотя сегодня есть направления Хатха-йоги, которые наоборот толкают энергию во вне и после таких занятий медитировать и успокоиться вообще уже не возможно. Если расклад такой, то это будет уже не йога, а просто физкультура, где люди доводят себя до приличной степени физической усталости и изнеможения. Но цель йоги вообще и Хатха-йоги в частности — успокоить тело, чувства и ум, если сильно замучить тело, от переутомления чувства конечно успокоятся и ум отключится, но медитировать так же будет проблематично.В общем, правильная Хатха-йога — это чудесный способ подготовить тело к медитации. Именно для этого данное направление йоги было создано и доведено до совершенства.

Будьте здоровыми йогами, мои дорогие читатели. Пишите комментарии и до встречи.

Хатха-йога и ее особенности

Слово «хатха-йога» слышал каждый современный западный человек. Однако далеко не все знают, что включает это понятие, ограничиваясь расплывчатыми представлениями о некоем индийском философском учении.

Слог «Ха» символизирует мужское начало и положительную энергию. «Тха» означает женскую, отрицательную энергию.

«Йога» переводится как объединение, слияние. Следовательно, понятие «хатха-йога» означает гармоничное единство двух противоположностей.

Хатха-йога

Практики этого древнего учения включают специальные дыхательные и физические упражнения (асаны), а также медитацию.

Кроме того, йога учит правильному питанию, рациональному распределению энергии на работу и отдых, умению осознанно напрягать и расслаблять любую часть тела, владеть собственными эмоциями.

Регулярно практикуя данную систему, можно сделать свое тело более выносливым, стройным и гибким, избавиться от так называемых мышечных зажимов, повысить иммунитет.

Осознанный контроль над дыханием способствует выработке положительного психического настроя, улучшает память и внимание, повышает устойчивость к стрессам.

Хатха-йога

А также многократно отмечалось, что у регулярно занимающихся могут открыться новые способности, которые до этого никак не проявлялись: к сочинению стихов, танцам, рисованию и так далее.

Ограничений для занятий практически нет. Йогой можно заниматься мужчинам и женщинам в любом возрасте, а также детям и пожилым людям.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

E-mail

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о