Гипатия Ли — Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилиями Ли и Линч.Гипатия Ли | |
---|---|
Hyapatia Lee | |
Имя при рождении | англ. Victoria Lynch |
Дата рождения | 11 ноября 1960(1960-11-11) (59 лет) |
Место рождения | Индианаполис, США |
Гражданство | США |
Цвет волос | брюнет |
Рост | 163 см |
Награды | Зал славы AVN (1993) Зал славы XRCO (1994) Премия AVN лучшей актрисе (1991) |
IMDb | ID 0497412 |
AFDb | 242 |
IAFD | hlee |
hyapatialee.net |
Гипатия Ли (англ. Hyapatia Lee, настоящее имя Виктория Линч (англ. Victoria Lynch), 11 ноября 1960 (1960-11-11), Индианаполис, США) — бывшая американская танцовщица и порноактриса.
Содержание
- 1 Биография
- 2 Награды
- 3 Источники
- 4 Ссылки
- 5 Примечания
Виктория родилась в Индианаполисе у родителей-подростков. Имеет индейские (чероки) и ирландские корни. Она посещала местную школу, где сыграла в нескольких мюзиклах[1].
- 1991 AVN Лучшая актриса (за фильм «Массажистка» (англ. «The Masseuse»))[2]
- 1993 F.O.X.E Выбор зрителей[3]
- Включена в Зал славы AVN[1][4]
- 1994 включена в Зал славы Legends of Erotica[5]
- Rosemary Skinner Keller, Rosemary Radford Ruether, Marie Cantlon. Encyclopedia of women and religion (неопр.). — Indiana University Press (англ.)русск., 2006. — С. 107. — ISBN 9780253346865.
- Официальный сайт
- Hyapatia Lee (англ.) на сайте Internet Movie Database
- Hyapatia Lee на сайте Internet Adult Film Database
- Hyapatia Lee на сайте Adult Film Database
- Официальная страница Гипатия Ли (англ.) на сайте Myspace
- Гипатия Ли в «Твиттере»
- Профиль на сайте AVN (англ.)
В социальных сетях | Myspace · Twitter |
---|---|
Тематические сайты | AFDb · ČSFD · Discogs · IAFD · Internet Movie Database · КиноПоиск · MusicBrainz · Penthouse |
Словари и энциклопедии | Notable Names Database |
Нормативный контроль | BNF: 140388710 · LCCN: no2018042036 · VIAF: 44500347 · WorldCat VIAF: 44500347 |
- ↑ 1 2 Daniel S. Comiskey. The Naked Truth (неопр.). — indianapolismonthly.com.
- ↑ Past AVN Award Winners.
- ↑ Adult Video Awards. Дата обращения 29 декабря 2007.
- ↑ 25th Annual AVN Awards Show (неопр.). avnawards.com. Архивировано 21 июля 2013 года.
- ↑ Legends of Erotica Class of 2008 (неопр.). www.ainews.com. Дата обращения 22 октября 2019.
Премия AVN лучшей актрисе | |
---|---|
Примечание: обозначения (в)идео и (ф)ильм были использованы для отдельных категорий, существовавших до 2009 года. | |
1980-е |
|
1990-е |
|
2000-е |
|
2010-е |
|
Члены зала славы XRCO — актрисы | |
---|---|
1980-е |
|
1990-е |
|
2000-е |
|
2010-е |
|
Обсуждение:Гипатия — Википедия
Йота Дракона называется Эдасих. Гипатией названа экзопланета Йота Дракона b. В статье из ленты.ру, на которую дается ссылка, ошибочно указано, что имя Гипатии присвоено звезде (возможно, простая опечатка – забыли букву b). Hypatia в английской Вики.
Какая Древняя Греция в IV-V веках??? —Volkov (?!) 10:50, 5 августа 2006 (UTC)
Самая обычная. Историю Древнего мира доводят обычно до VI в. Авторов, работавших в эту эпоху и писавших на греческом языке, принято называть древнегреческими математиками, философами etc. schetnikov 06:51, 2 февраля 2009 (UTC)
Непонятно, по каким причинам были удалены абсолютно релевантные ссылки, которые я вставил ранее и сейчас вставил снова. Причины должны быть четко указаны. Dmitri Klimushkin 03:38, 28 декабря 2009 (UTC)
Добрый день! Может быть, через какое-то время разберусь немного более в этом деле и добавлю альтернативную версию, относительно того, что по некоторым источникам убили Ипатию противники Кирилла Александрийского, и вообще не было конкретного повода, потому что в убийстве действовала чернь. В первый раз слышу, что ее убили сторонники епископа Кирилла. Kirill-Hod 18:08, 8 марта 2011 (UTC)
«Школа неоплатонизма» и пр[править код]
- «Признанным лидером» «философской школы неоплатоников» (в смысле, неоплатонизма) была не Гипатия, а Плотин.
- Употребление «школа неоплатоников/неоплатонизма» некорректно; может быть «Пергамская школа неоплатонизма», «Афинская школа неоплатонизма», «Александрийская школа неоплатонизма» и т. п. Неоплатонизм это направление античной философии, в котором существовали свои школы.
И т.п. Вообще, пожелание участникам: сначала разобраться в предмете, затем вносить правки, и не полностью полагаться на современные справочные издания. — Гай Север 13:40, 20 февраля 2010 (UTC)
/* Историческая, религиозная и культурная обстановка */[править код]
Историческая, религиозная и культурная обстановка[править код]
До конца 4 века в Александрии отмечается расцвет мультикультурной, мультирелигозной толерантности.
Римский император Адриан в 131 году писал, независимо свидетельствуя, в своих заметках о городе Александрии и о какой-то связи с александрийским храмом Сераписа христиан
Те, которые называют себя епископами Христа, поклоняются Серапису. Нет здесь такого начальника синагоги, самарянина или христианского епископа, который не был бы астрологом, гадателем или заклинателем |
Однако к концу 4, началу 5 века симбиоз иудео-христ. и «язычества», сохранявшийся на первых этапах становления иудео-христ., был нарушен и превращён в антагонизирующий сепаратизм:
Вот как эти события описывает церковный историк Сократ Схоластик/Константинопольский[3] в переводе Евгения Мирошниченко в статье Александрийская библиотека:
Опираясь на такое полномочие, Феофил употребил все, чтобы покрыть бесславием языческие таинства: он срыл капище митрийское, разрушил храм Сераписа… Видя это, александрийские язычники, а особенно люди, называвшиеся философами, не перенесли такого оскорбления и к прежним кровавым своим делам присовокупили ещё большие; воспламененные одним чувством, все они, по сделанному условию, устремились на христиан и начали совершать убийства всякого рода. Тем же со своей стороны платили христиане… |
Когда оригинальная английская цитата:
At the solicitation of Theophilus, Bishop of Alexandria, the emperor issued an order at this time for the demolition of the heathen temples in that city; commanding also that it should be put in execution under the direction of Theophilus. Seizing this opportunity, Theophilus exerted himself to the utmost to expose the pagan mysteries to contempt. And to begin with, he caused the Mithreum to be cleaned out, and exhibited to public view the tokens of its bloody mysteries. Then he destroyed the Serapeum, and the bloody rites of the Mithreum he publicly caricatured; the Serapeum also he showed full of extravagant superstitions, and he had the phalli of Priapus carried through the midst of the forum. … Thus this disturbance having been terminated, the governor of Alexandria, and the commander-in-chief of the troops in Egypt, assisted Theophilus in demolishing the heathen temples.[Socrates; Roberts, Alexander; Donaldson (1885), «Socrates: Book V: Chapter 16», in Philip Schaff et al., Nicene and Post-Nicene Fathers, II, U.S.] |
переводится совершенно иначе:
По настойчивой просьбе Феофила, епископа Александрии, император отдал приказ на этот раз о разрушении языческих храмов (капищ) в том городе; повелевая также, что приказ должен быть исполнен под руководством Феофила. Пользуясь этой возможностью, Феофил приложил все возможные усилия, чтобы подвергнуть языческие мистерии презрению. И, чтобы начать исполнение приказа, он указал на очистку Митреума и выставление на всеобщее обозрение символов его кровавых мистерий/таинств (не тайн, а оккультных действий, — моё прим.). Затем он уничтожил Серапеум, а кровавые обряды Митреума он публично выставил в карикатуре; Серапеум он также показал полным экстравагантных суеверий, и фаллосы (phalli — plural of phallus — половой член) Приапа он пронёс через центр форума. … Так эти беспорядки были прекращены, губернатор Александрии и командующий начальник войск в Египте содействовали Феофилу в сносе языческих храмов. |
Что подтверждается и описанием Гиббона утраты культурного наследия античности[4]:
Почти во всех провинциях Римского мира армия фанатиков нападала на мирных жителей, и развалины прекраснейших древних строений до сих пор свидетельствуют о бесчинствах этих варваров, которые имели время и желание осуществлять столь чудовищное разрушение |
- ↑ Ориген Александрийский. О началах./ пер с греч. Самара: РА, 1993
- ↑ Firmus et al. 8 Historia Augusta 8.
- ↑ Сократ схоластик. Книга V Глава 16
- ↑ A. H. M. Jones: Constantine and the Conversion of Europe. London: English Universities Press, 1948
[1] The Alexandrians were syncretic, and a letter inserted in the Augustan History, ascribed to the Emperor Hadrian, refers to this indifference:
The land of Egypt, the praises of which you have been recounting to me, my dear Servianus, I have found to be wholly light-minded, unstable, and blown about by every breath of rumour. There those who worship Serapis are, in fact, Christians, and those who call themselves bishops of Christ are, in fact, devotees of Serapis. There is no chief of the Jewish synagogue, no Samaritan, no Christian presbyter, who is not an astrologer, a soothsayer, or an anointer. Even the Patriarch himself, when he comes to Egypt, is forced by some to worship Serapis, by others to worship Christ.[5] |
[2] Socrates of Constantinople provides the following account of the destruction of the temples in Alexandria, in the fifth book of his Historia Ecclesiastica, written around 440:
At the solicitation of Theophilus, Bishop of Alexandria, the emperor issued an order at this time for the demolition of the heathen temples in that city; commanding also that it should be put in execution under the direction of Theophilus. Seizing this opportunity, Theophilus exerted himself to the utmost to expose the pagan mysteries to contempt. And to begin with, he caused the Mithreum to be cleaned out, and exhibited to public view the tokens of its bloody mysteries. Then he destroyed the Serapeum, and the bloody rites of the Mithreum he publicly caricatured; the Serapeum also he showed full of extravagant superstitions, and he had the phalli of Priapus carried through the midst of the forum. … Thus this disturbance having been terminated, the governor of Alexandria, and the commander-in-chief of the troops in Egypt, assisted Theophilus in demolishing the heathen temples.[28] |
Как же быть с А. Штекли о Гипатии Александрийской?:
А время вовсе не способствовало занятиям наукой. Математика вызывала подозрения. В ту пору в церквах нередко молили господа обрушить свой гнев на головы «математиков, колдунов и прочих злодеев». Астрономия была частью математики, а разницы между астрономом. изучающим небесные явления, и астрологом, предсказывающим судьбу по звездам, каи правило, не делалось. Даже в официальных документах звездочетов называли просто математиками. В 409 году императоры Гонорий и Феодосии II издали специальный закон. Математикам вменялось в обязанность явиться к епископу, отречься от богопротивных взглядов, предать огню описок своих заблуждений и поклясться блюсти христианскую веру. Тех же, кто отказывался принести отречение, было ведено изгнать из Рима и всех прочих городов. Математиков, которые осмелились нарушить это установление, самовольно остались в городах или под прикрытием ложной клятвы продолжали тайком заниматься своей профессией, надлежало карать без всякого милосердия. |
и другими современниками/историками, свидетельствующими не только о борьбе религиозной, но и культурно-информационной?:
Для устранения всех следов язычества все его культы в Римской империи попали под жестокий запрет. В 381, 382, 385 и 391 гг. были изданы строгие постановления о запрете всех религий, кроме христианства, и в течение последующих четырех лет они подвергались жесточайшим гонениям, пока последний из них не исчез в правление Феодосия. Христианские фанатики преследовали своих соперников.Гиббон пишет: «Почти во всех провинциях Римского мира армия фанатиков нападала на мирных жителей, и развалины прекраснейших древних строений до сих пор свидетельствуют о бесчинствах этих варваров, которые имели время и желание осуществлять столь разрушение» (47). Гектор Хоутон, описывая религиозное неистовство христиан в искоренении следов язычества, говорит: «Возглавляемая архиепископом фанатичная толпа: разрушила храм Сераписа в Александрии, а затем принялась разорять великую библиотеку с ее бесценными рукописями» (48). В 414 г. несчастную Гипатию, язычницу-философа, раздели донага и втащили в церковь. Св. Кирилл убил ее ударом дубины, ее плоть была содрана с костей при помощи раковин, а ее члены были брошены в огонь (49). В 376 г. храм Митры — предшественника и прототипа Иисуса — был разрушен христианами, и папа Римский занял место первосвященника на Ватиканской горе и сел в священное митраитское кресло, хранящееся в соборе Св. Петра до сих пор (50). В 390 г. император Феодосии велел разрушить статую Юпитера Серапского в Александрии, Г. Уэллс в своей книге «Краткая мировая история» отмечал, что «с начала V в. и далее единственными жрецами и храмами в Римской империи были христианские священники и храмы» (51). Следует упомянуть, что даже античная литература -ценнейшее наследие, состоящее из трудов греческих и римских авторов, не смогла избежать слепой ярости орд необразованных монахов. Архиепископ Феофил Александрийский в 389 г. разрушил бесценную Александрийскую библиотеку (52). Согласно д-ру Густаву, Григорий II «не только предал огню все математические труды римлян, но и сжег ценнейшую Палестинскую библиотеку, основанную императором Августом. Он уничтожил большую часть произведений Ливия и запретил изучение классиков» (53). Уильям Дрейпер говорит по этому поводу следующее: «Любая рукопись, попадавшая в руки, немедленно сжигалась. Повсеместно люди в ужасе уничтожали свои библиотеки, опасаясь, чтобы какое-либо несчастное изречение в какой-нибудь книге не послужило бы причиной уничтожения их и их семей»(54). Таким образом, цивилизация лишалась огромных ценностей. Особо плачевно то, что христианство не смогло заполнить пустоту, сотворенную своими же руками, во всех сферах жизни. Будучи бесплодным, христианство оказалось не в силах дать адекватную замену. Вместо греческой логики оно предлагало чудеса и предрассудки; вместо гиппократовской и галеновской медицины целительную силу святых мощей и остатков креста Христова, а скудная литература Нового Завета (включая множество апокрифов) заменила труды Платона и Аристотеля. Таким образом, в мире утвердилось пресловутое христианское «царствие Божие» (55). |
Последняя цитата достаточно чётко определяет глубину происходивших процессов преобразования. Причём существует ошибочное мнение, возлагающее вину за разрушения сугубо на иудео-христ., когда иудео-христ. стало всего лишь удобным инструментом-посредником в реализации более масштабных задач укрупнения Византии. Вместе с тем, необходимо понимать причинно-следственные связи, фоновые события, породившие окончательную утрату историко-культурного наследия античности.
Полноценное, нейтральное [3] (с приведением разносторонних цитат) отражение геополитической ситуации информационно обогатило бы статью. Например, в спец. разделе статьи «Историческая, культурная и религиозная обстановка»
Благодарю. 78.36.98.242 02:48, 6 февраля 2011 (UTC)
Все вышеприведенные цитаты вырваны из контекста. «Все религии, кроме христианства» — странная выдумка, ведь иудеи в Римо-Византийской империи существовали, также и в Персии, которая к этой империи не относилась, свободно существовало язычество. «Христианство бесплодно» — голословное утверждение, нет никаких аргументов. Что сжигали многие библиотеки, не совсем правда; если бы действительно сжигали все сочинения Платона и Аристотеля, какие попадались, то откуда их так много сохранилось, на много томов современного издания? То, что Кирилл Александрийский своими руками убил Ипатию, — выдумка, достойная и слез, и смеха, ни один нормальный историк так не скажет. И в статье хотя и возлагается вина на еп. Кирилла, но прямо говорится, что все происходило по-другому. Таким образом, это фальсификация. В стате ссылка на «Криминальную историю христианства», но «криминальная история», какая бы она ни была, не может служить научным аргументом: это не история. Kirill-Hod 18:02, 8 марта 2011 (UTC)
Перевод Сократа Схоластика[править код]
Не кажется ли вам, что перевод Сокрарта Схоластика о гибели Гипатии, сделанный в Санкт-Петербургской духовной академии искажает смысл? Опущены важные слова вроде «церковный народ», «чтец» (церковная должность), описание истязаний и «скорбь» вместо «позор». Мне кажется это намеренные искажения и об этом стоит написать. —Ющерица 20:45, 3 мая 2011 (UTC)
Ладно, Бог с ним с переводом. Касаемо Аверинцева, которого я не считаю авторитетным источником. Сергей Сергеевич учёный филолог и культуролог. Почтенный учёный. Но это не делает из него автоматически учёного историка. А биография Гипатии лежит в русле исторической науки, а не филологической. Точно также (ну или почти точно также) можно добавить информацию, что Гипатии не существовало вовсе и сослаться на труды Фоменко. Он же академик РАН всё-таки. Ющерица 17:43, 27 июня 2011 (UTC)
- Вообще-то С. С. Аверинцева обычно определяют, среди прочего, как историка культуры, причём это определение подтверждается множеством его трудов именно в этой области. Поскольку феномен Гипатии явно относится к разделу культуры, то не вижу оснований отказывать Аверинцеву в праве на аргументированное мнение. Вы имеете право не соглашаться с ним и отразить это несогласие в статье, если другие АИ высказывают иное аргументированное и распространённое мнение. Можете также, если угодно, вынести вопрос на ВП:КОИ и предложить там считать Аверинцева дилетантом в вопросах истории. LGB 18:02, 27 июня 2011 (UTC)
- Иногда я просто поражаюсь уважаемым Википедистам. Я сначала попросил указать, откуда выведено, что Гипатия астролог. От меня просто отмахнулись, сказав, что первоисточники здесь никого не волнуют. Потом я поставил под сомнение авторитетность Аверинцева. В ответ последовали аргументы: «Аверинцева обычно определяют, среди прочего, как историка культуры» (какие АИ его так определяют?), «не вижу оснований отказывать Аверинцеву в праве на аргументированное мнение». Ну да Бог с ним, С Аверинцевым, он уважаемый учёный, наверняка он и историком культуры является. Мне вот интересно, кто-нибудь источники здесь проверял? Кто-нибудь проверял «аргументированное мнение» Аверинцева? Если открыть книгу «Культура Византии. IV — первая половина VII века.» (Её вообще кто-нибудь здесь открывал?), то на странице 59 НЕТ слова «астролог», «астрология» и т.п. Единственное упоминание астрологии связано лишь с Посидонием, да и то, что его философия оправдывала такие вещи как астрология. Имя Гипатии упоминается в статье Аверинцева всего в одном абзаце. Вот он:
В Александрии, кипевшей этническими и конфессиональными конфликтами, ненавидевшей центральную власть, для Ипатии, замечательной женщины, которая серьезно занималась неоплатонической философией, оказалась гибельной дружба с константинопольским наместником Орестом: египетская чернь вообразила, что Ипатия и Орест соединились на погибель христианскому народу, и в 415 г. Ипатия была зверски растерзана. Одного нельзя сказать ни о смерти Сопатра, ни о смерти Максима, ни даже о много более трагической и несправедливой смерти Ипатии: нельзя сказать, что суеверные современники по невежеству приняли ученых за магов. Ученые сами выдавали себя за магов, и притом с глубоким внутренним убеждением. Конечно, они были жертвами суеверия, однако того суеверия, которое сами обосновывали и распространяли. Чем они не были, так это мучениками науки. В лучшем случае они были мучениками языческой религии.
Вот где здесь сказано про астрологию? В лучшем случае на основании этого можно сказать, что какие-то античные учёные выдавали себя за магов. Выдавала ли за кого-нибудь себя Гипатия, из этого отрывка не следует. Ющерица 19:20, 27 июня 2011 (UTC)
- В самом деле, уважаемые википедисты дают много оснований для удивления. Кто-то объявил Гипатию астрологом — на мой взгляд, совершенно безосновательно. Вместо того, чтобы затребовать источник таких сведений, на странице появляется запрос авторитетности Аверинцева, который про астрологов ничего не говорил, а всего лишь рассуждал о возможных мотивациях. Чудны дела твои, Википедия! LGB 06:21, 28 июня 2011 (UTC)
Информация в статье остаётся далеко неполной без мнения основателя Теософского Общества Блаватской Е. П.[править код]
«Разрушение эклектической школы стало самой желанной мечтой христиан. Искали к этому пути, над этим задумывались с напряженной озабоченностью. И наконец это было достигнуто. Члены этой школы были рассеяны руками чудовищ Теофила, епископа Александрийского и его племянника Кирила – убийцы юной, ученой и невинной Ипатии!
После смерти замученной дочери математика Феона неоплатоникам невозможно было продолжать деятельность своей школы в Александрии. Пока была жива юная Ипатия, ее дружба и влияние на Ореста, правителя города, обеспечивало философам безопасность и защиту от их идущих на убийства врагов. С ее смертью они потеряли своего самого сильного друга. Насколько ее почитали все, знавшие ее, за ее эрудицию, благородство, добродетели и характер, – можно заключить из писем, адресованных ей Синезием, епископом Птолемеи, отрывки из которых дошли до нас.
«Мое сердце томится по присутствию вашего божественного духа», – писал он в 413 г. н. э., – «которое более чем что-либо другое могло бы смягчить горечь моей судьбы».
В другом месте он говорит:
«О, моя мать, моя сестра, мой учитель, мой благодетель! Моя душа очень опечалена. Воспоминания о моих детях, которых я потерял, убивают меня… Когда я слышу вести о вас и узнаю, как я надеялся, что вы более счастливы, чем я сам, тогда я, по меньшей мере, только наполовину несчастен».
Каковы были бы чувства этого наиболее благородного и достойного из христианских епископов, который оставил семью и детей и счастье ради веры, к которой его влекло, если бы пророческое видение раскрыло ему, что его единственный друг, оставшийся у него, его «мать, сестра и благодетель» – вскоре превратится в неузнаваемое месиво мяса и крови, расколоченного, как студень, под ударами дубины Петра Чтеца – что ее юное невинное тело будет разрезано на куски, что «плоть будет соскребываться с костей» устричными раковинами, а остальное будет брошено в костер по приказу того же самого епископа Кирила, которого он так хорошо знал – Кирила, КАНОНИЗИРОВАННОГО Святого!!
В летописях мира никогда не было религии, которая вписала туда такие кровавые страницы, как христианство. Все остальные, включая и традиционные яростные сражения «избранного народа» со своими родственными, идоло-поклоняющимися племенами Израиля, бледнеют перед кровожадным фанатизмом самозваных последователей Христа! Даже быстрое распространение магометанства перед побеждающим мечом пророка ислама является прямым следствием кровавого разгула и сражений между христианами. Междоусобная война несториан и кириловцев явилась тем, что зародило исламизм; и в монастыре Бозрах было посеяно то плодовитое семя Бахирою, несторианским монахом. Свободно обводняемое реками крови дерево Мекки разрослось так, что в нынешнем веке под его тенью ютится более двухсот миллионов людей. Недавние зверства в Болгарии ничто иное, как естественные последствия восторжествования Кирила и Марио‑поклонников.
Жестокий, коварный политикан, интриган-монах, прославленный церковной историей, окруженный ореолом святого мученика. Ограбленные философы, неоплатоники и гностики, ежедневно предаваемые анафеме церковью по всему миру в течение долгих мрачных веков. Проклятие бесстрастного божества, ежечасно вызываемое церковью на магические церемонии и применение теургии, тогда как христианское духовенство само веками пользуется колдовством. Ипатия, чудесная девушка-философ, разорванная на куски беснующейся толпою христиан. И такие, как Катерина Медичи, Лукреция Борджиа, Жанна Неапольская и Испанская Изабелла, преподнесены миру, как верные дочери церкви – некоторые их них даже награждены папою орденом «Беспорочной Розы», высочайшим символом женской чистоты и добродетели, символом посвященным Беспорочной матери Божией! Таковы примеры человеческой справедливости! Насколько менее кощунственным кажется полное отвержение Марии как беспорочной богини, чем идолопоклонное ее обожествление, сопровождаемое такими деяниями».
источник Е.П. Блаватская «Разоблачённая Изида» т.2. Гл. 1
Владимир Спиридонов 18:13, 25 сентября 2013 (UTC)
- Доброе утро. Сначала необходимо оценить авторитетность источника, а уж потом добавлять информацию в текст. С уважением. Коркем/о/вклад 00:28, 26 сентября 2013 (UTC)
- Добрый вечер. А Вы можете предложить более авторитетный источник касательно современной Теософии? Я с интересом прислушаюсь! С уважением Владимир Спиридонов 19:07, 26 сентября 2013 (UTC)
- Уважаемый коллега. Вообще-то это нужно Вам. Потому как не я , а Вы хотите внести текст в статью. С уважением. Коркем/о/вклад 15:05, 27 сентября 2013 (UTC)
- Добрый вечер. А Вы можете предложить более авторитетный источник касательно современной Теософии? Я с интересом прислушаюсь! С уважением Владимир Спиридонов 19:07, 26 сентября 2013 (UTC)
Здравствуйте! Или я что-то не понимаю или подскажите, чего не хватает. Вы пишите: «Вообще-то это нужно Вам». Так у меня нет более авторитетного источника с мнением Теософской школы (Хотелось бы знать, у кого он есть). Блаватская Е. П. признанный во всём мире авторитет в вопросах религии и философии. Противоречивое отношение к Ней тех или иных личностей или структур, или сект, только подтверждают весомость Её слова. Внизу цитаты указан автор и источник, откуда цитата, а перед началом цитаты стоит вводная информация! Я не очень хорошо знаком с законодательными тонкостями Вики, потому подхожу к правке через обсуждение. Если у Вас есть что-то конкретное, по-существу, напишите. Вы сделали мне два замечания, а я не могу понять о чём и правка стоит на месте, вместо того, чтобы продвинуться на пути к основной информации статьи! Будьте здоровы,
Владимир Спиридонов 16:13, 27 сентября 2013 (UTC)
- Уважаемый коллега, вопрос о том, кого по научной теме считать авторитетом, а кого нет, чётко регулируется правилами Википедии: ВП:АИ, ВП:МАРГ и ВП:ВЕС. Прочитайте их, и многие вопросы отпадут сами собой. Могу сразу сказать, что Блаватская может быть признана авторитетом и источником ссылок только для статей, касающихся теософской или оккультной проблематики. В любой исторической или иной научной статье она как источник недопустима и будет немедленно удалена. Сочувствую, но таковы жестокие законы Википедии. LGB 17:23, 27 сентября 2013 (UTC)
Хорошо, спасибо!
Я посмотрел правила и недоумеваю.
Касательно значимости, вот выдержка из статьи о Блаватской Е. П. в Новейшем философском словаре (Научное издание) под ред. Грицанова Александр Алексеевич
«… Учение Б. — попытка синтеза достижений философско-религиозной мысли человечества: анализируя египетские, халдейские, индуистские, христианские, зороастрийские, гностические, буддистские и другие священные первоисточники, Б. указывает на единую сущность всех религий и философий, стремится объединить их стройной мировоззренческой системой, названной Тайной Доктриной. Рассматривая в каждой религии эзотерическую (тайную) и экзотерическую (внешнюю) части, Б. рассматривала их скрытую сторону, стремясь очистить ее от социально-исторической оболочки, наслоений догматики и искажений времени. Личность Б. и ее книги вызывали споры и при ее жизни, и, особенно, после смерти. …»
и далее:
«… Высоко оценили ее жизненный подвиг и вклад в мировую культуру Махатма Ганди и Дж. Неру, индийский философ К. Мурти, Н.К. Рерих. Е.И. Рерих назвала Б. «огненной посланницей Белого Братства». ЮНЕСКО объявило 1991 годом Б. Основные труды Б.: «Разоблаченная Изида» (1876-77), «Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии» (1884—1891), «Ключ к Теософии», «Изыскания в оккультных науках», ряд литературных работ. Ею обнародованы «Драгоценные камни Востока», «Голос Безмолвия», «Станцы Книги Дзиан». В.В. Лобач»
Мне думается уже этого достаточно, чтобы подтвердить значимость источника и дополнить историческую статью о Ипатии предложенной выше трактовкой исторического факта мнением всемирно признанного философа и теософа Е. П. Блаватской. Жду аргументированный ответ, а не потому что «В любой исторической или иной научной статье она как источник недопустима и будет немедленно удалена. Сочувствую, но таковы жестокие законы Википедии.» Сочувствую Вам, ибо в отличие от Вас, мне хотелось бы знать источник недопустимости и немедленного удаления (может его уже пора пересмотреть!): правило, закон, статья и т.д…. Потому вновь прошу Вас о конкретном: почему нельзя или уже можно.
Будьте здоровы Владимир Спиридонов 17:55, 29 сентября 2013 (UTC)
- Цитировать надо полностью, и не надо лукаво опускать неудобные фразы. Например, у Грицанова вы вырезали фразу: «Серьезным аргументом критиков выступают в данном контексте письма Б., в которых Б. пишет о своих мистификациях и удивляется доверчивости «этих душек — людей» («глупость их доставляет невиданное мне удовольствие»)». Кроме того, не надо путать значимость и право быть научным источником. Грабовой и Глоба тоже значимы, и поэтому статьи про них в Википедии имеются, но кто же в здравом уме верит их бредовым фантазиям? Впрочем, я никоим образом не собираюсь спорить с вами о Блаватской, тут не место для подобных дискуссий. Веру логикой не опрокинешь. Я просто хотел объяснить вам, почему ссылка на сочинения Блаватской так же неуместна в статье научного характера, как ссылка на «Гиборийскую эру» Роберта Говарда. Если ни я, ни текст правил не смогли вас в этом убедить, дискуссия на этом закончена. «Пересмотреть источник недопустимости», как вы предлагаете, я не могу, с этим вам лучше обратиться в какую-нибудь Эзотерическую энциклопедию Светоносной Изиды. Если не жаль времени, можете выйти на форум оценки источников, но что-то мне подсказывает, что вашу многословную настойчивость там в конце концов сочтут троллингом и заблокируют, так что лучше не надо. Невежественный материалист, но ваш искренний доброжелатель LGB 11:46, 30 сентября 2013 (UTC)
Уважаемый LGB лукавства здесь нет: каждый волен цитировать на столько, на сколько считает нужным в поддержку мнения и темы. А потом, что меняется с тем, что Вы дополнили, или это новое?! Перечтите! Или я в своей правке требую оставить одно мнение Блаватской? Да нет, сделать конкретнее и интереснее исторический факт. Но дело не в этом, вероятно дискуссию действительно стоит прекратить, лет на 20-ть, как миниум…
Вы знаете, всегда испытываю особое чувство, когда общаюсь с теми человеками, которые не скрывают, что они знают и понимают этот мир глубже Платона, Плотина, Кепллера, Гепатии (или она где-то отрицает в своих трудах Троичность Мира?), Ньютона (или он отвергает эту троичность гле-то), Блаватской — признающих Троичность этого мира и, соответственно, законы в них.
Есть знаменитые слова Ньютона, когда он магнитом разделил железные опилки и мусор пояснил одну из ипостасей этого мира (слов этих в Википедии, конечно же, вероятно, нет, но найти и прочесть в интернете, наверное, — можно! Не проверял.)
Собственно, глухой материализм, или как Вы изволите говорить, невежественный, это инквизиция Духа, но современник волен сам решить: пострадавший он или инквизитор. Да и дело ведь не в невежественном материалисте, а в том, что есть под словом доброжелательность… Дискуссия невозможна, однако не мы прекращаем её, но она!
Что касается многословий — так обсуждения для того и существуют, что были люди могли договориться, но, подозреваю, Ваш материализм, как Вы говорите, наверное, с удовольствием и сочно, невежественный, склоняет Вас к необходимости напомнить мне про троллей и баны!
Как же тогда можно что-то выяснять словом, если собеседник уже достал пистолеты! Оставляем тему, надеюсь Вы понимаете, дело не в пистолетах, а в умении собеседника слушать. Будьте здоровы Владимир Спиридонов 09:03, 2 октября 2013 (UTC)
Гипатия Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Гипатия (значения).Гипатия Александрийская | |
---|---|
др.-греч. Ὑπᾰτία ἡ Ἀλεξάνδρεῖα | |
портрет Гипатии (Jules Maurice Gaspard, 1908) | |
Дата рождения | (350-370)(?) |
Место рождения |
|
Дата смерти | март 415 |
Место смерти |
|
Страна | Римская империя → Византия |
Научная сфера | астрономия, математика, механика, философия |
Известна как | схоларх Александрийской школы неоплатонизма |
Медиафайлы на Викискладе |
Гипа́тия Александри́йская (др.-греч. Ὑπᾰτία ἡ Ἀλεξάνδρεῖα; (350/370 (?) — март 415) — позднеэллинистический философ-неоплатоник, математик, астроном и механик. Преподавала в Александрии; схоларх школы Теона-Гипатии.
Разночтения в написании имени (Гипатия — Ипатия) связаны с фонетическими изменениями в древнегреческом языке (оформлявшимися в IV—V вв.), исчезновением густого придыхания в начале слова и итацизмом (классическое произношение — «Хюпатия», передаваемое ныне по-русски как «Гипатия»; византийское — «Ипатия»).
Содержание
- 1 Свидетельства древних авторов
- 2 Биография
- 3 Философская, научная, административная деятельность
- 3.1 Смерть и последующие оценки
- 4 Память о Гипатии
- 5 Примечания
- 6 Литература
- 7 Ссылки
Свидетельства древних авторов[ | ]
(238) Гипатия — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(238) Гипатия | |
---|---|
Астероид | |
Первооткрыватель | Виктор Кнорре |
Место обнаружения | Берлин |
Дата обнаружения | 1 июля 1884 |
Альтернативные обозначения | 1947 HA |
Категория | Главное кольцо |
Эпоха 14 марта 2012 года JD 2456000.5 | |
Эксцентриситет (e) | 0,08654 |
Большая полуось (a) | 435,043 млн км (2,90808 а. е.) |
Перигелий (q) | 397,394 млн км (2,65641 а. е.) |
Афелий (Q) | 472,691 млн км (3,15975 а. е.) |
Период обращения (P) | 1811,373 сут (4,959 г.) |
Средняя орбитальная скорость | 17,433 км/с |
Наклонение (i) | 12,392° |
Долгота восходящего узла (Ω) | 183,975° |
Аргумент перигелия (ω) | 208,947° |
Средняя аномалия (M) | 94,736° |
Диаметр | 148,49 км |
Масса | 3,43⋅1018кг |
Плотность | 2,000 г/см³ |
Ускорение свободного падения на поверхности | 0,0415 м/с² |
2-я космическая скорость | 0,0785 км/с |
Период вращения | 8,86 ч |
Спектральный класс | C |
Видимая звёздная величина | 13,75m (текущая) |
Абсолютная звёздная величина | 8,18m |
Альбедо | 0,0428 |
Средняя температура поверхности | 166 К (−107 °C) |
Текущее расстояние от Солнца | 2,777 а. е. |
Текущее расстояние от Земли | 3,678 а. е. |
Информация в Викиданных |
(238) Гипатия (лат. Hypatia) — крупный астероид главного пояса. Он был обнаружен 1 июля 1884 года русским астрономом немецкого происхождения Виктором Кнорре в обсерватории около Берлина и назван в честь древнегреческой женщины философа и математика Гипатии[1].
- Орбита астероида Вальпурга и его положение в Солнечной системе
Гипатия Александрийская — Альтернативный взгляд Salik.biz
Гипатия (или Ипатия) Александрийская, жившая на рубеже IV-V веков н.э. — самая известная женщина-учёный Древнего мира.
Точная дата рождения Гипатии неизвестна. Считается, что она родилась в период между 355 и 370 годами. Гипатия была дочерью известного древнегреческого ученого Теона Александрийского, который был управителем Александрийской библиотеки — крупнейшей библиотеки древности. Теон преподавал астрономию и математику, до нас дошли «Начала» Евклида в редакции Теона, снабжённые его комментариями.
— Salik.bizГипатия получила образование под руководством отца и стала самостоятельно заниматься преподаванием в Александрии. Младший современник Гипатии, церковный историк Сократ Схоластик писал о ней:
«Она приобрела такую ученость, что превзошла современных себе философов, была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей, да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную ее скромность все уважали ее и дивились ей».
Можно встретить мнение, что на этом фаюмском портрете изображена Гипатия, однако это не так. Гипатия жила спустя два века после написания портрета.
Ниже другие картины:
Элберт Хаббард — Гипатия.
Рекламное видео:Альфред Сайферт — Гипатия.
Считается, что трудов Гипатии не сохранилось и поэтому мы не можем судить, каковы были её философские и научные взгляды. Впрочем, существует другая точка зрения на сохранность её трудов. В книге “История диофантова анализа от Диофанта до Ферма” И. Г. Башмакова и Е. И. Славутин ставят вопрос о создателе текста, положенного в основу найденной немногим более 20 лет тому назад арабской рукописи «Арифметики» древнегреческого математика Диофанта. Известные русские историки математики полагают, что автора трактата, переведенного Костой Ибн Лукой, следует искать в среде александрийских и византийских ученых IV–VI веков. Башмакова и Славутин приходят к выводу, что арабская рукопись является не частью “Арифметики” Диофанта, а самостоятельным произведением на ту же тему, написанным неизвестным, но хорошо разбиравшимся в методах Диофанта комментатором. Но в период между V–IX вв. жил лишь один математик, о котором источники говорят как о комментаторе “Арифметики” Диофанта. Это — Гипатия. Кроме того, нам ничего не известно о других математиках высокого уровня, живших в этот период. «Таким образом, — заключают Башмакова и Славутин, — можно предположить, что арабский фрагмент является переводом аннотированного ею текста. Если так, то это — единственное сочинение Гипатии, сохранившееся до наших дней».
Фрагмент картины *Афинская школа*, Рафаэля Санти, где художник изобразил Гипатию.
С 395 года Египет становится Византийской провинцией, управляемой императорским префектом. Александрия — третий по величине город империи (после Константинополя и Антиохии). Поскольку большинство населения Александрии в то время составляли христиане, большим влиянием в городе пользовался Александрийский патриарх. Язычество и христианские ереси разъедали единство Византийской империи, которая к тому же находилась под угрозой падения от нашествий варваров, поэтому в 391 году император Феодосий своим указом запретил отправление всех языческих культов. В Александрии под управлением патриарха Феофила началось разрушение языческих храмов, что вызвало столкновение между язычниками и христианами. Вероятно, в этот период была полностью уничтожено хранилище языческой мудрости — Александрийская библиотека. Гипатия в конфликте язычников и христиан сохраняла нейтралитет, т.к. среди её учеников были представители обоих религиозных лагерей.
Иллюстрация к роману Чарльза Кингсли "*Гипатия*. Художник Ли Вудварт Циглер.
Иллюстрация к роману Чарльза Кингсли *Гипатия*. Художник Байам Шоу.
Постановка *Гипатии* в лондонском Королевском театре (1893 год).
Актриса (возможно Мэри Андерсон) в роли Гипатии (1900 год).
В 412 году умирает патриарх Феофил и его место в результате внутрицерковной борьбы занимает Кирилл — племянник Феофила. Кирилл стремится к полноте власти в Египте и решительной рукой устраняет всех недовольных, опираясь на верных ему людей — монахов из Нитрийской пустыни и парабаланов (христианская община, члены которой добровольно ухаживали за больными и хоронили умерших от болезней, в надежде таким образом принять смерть во имя Христа). Кирилл успешно борется с еретиками и иудеями: церкви последователей Новациана (римский антипапа в 251—258 годах) были закрыты, а их имущество конфисковано, иудеи были изгнаны из Александрии и у Кирилла остаётся только помеха в борьбе за абсолютную власть в Египте — императорский префект Орест, ученик Гипатии. Однажды толпа сторонников Кирилла преградила путь колеснице Ореста и принялась оскорблять префекта, обвиняя его в язычестве. Поводом для слухов, что префект принял язычество, стали его симпатии к Гипатии. Защищаясь от брошенного обвинения, Орест сообщил монахам о том, что был крещен константинопольским патриархом Аттиком. Поскольку Аттик был союзником Иоанна Златоуста, противника Теофила (дяди Кирилла), то слова Ореста еще больше разъярили толпу. Противостояние кончилось тем, что один из монахов, Аммоний, бросил в Ореста камень, который попал префекту в голову. Аммоний был схвачен стражей и подвергнут пытке, от которой скончался. Кирилл провозгласил Аммония святым мучеником, за что патриарх подвергся критике со стороны умеренных христиан.
Поскольку противостояние напрямую с Орестом закончилось для Кирилла безуспешно, патриарх решить убрать с пути самого известного в городе союзника Ореста — Гипатию. По городу пошли разговоры, что именно она выступает против примирения патриарха и префекта, а потом появился новый слух: Гипатия якобы практикует черную магию. Слухи достигли желаемого Кириллом результата: мартовским днём 415 года толпа парабаланов напала на Гипатию, вытащила её из повозки и потащила в церковь. Разодрав на Гипатии одежду, христианские фанатики убили ее черепками битой глиняной посуды. Расчленив мёртвое тело, они сожгли его.
Чарльз Уильям Митчелл — Гипатия.
Иллюстрация к роману Чарльза Кингсли *Гипатия*. Художник Ли Вудварт Циглер.
Уильям Мортенсен — Смерть Гипатии.
Смерть Гипатии возымела свой эффект: после этого история умалчивает об Оресте. Кирилл сделался полновластным хозяином в Египте. После смерти Кирилл был признан святым. В «Житии святого Кирилла Александрийского» смерть Гипатии представлена совершенно иначе, чем было на самом деле:
«В Александрии проживала одна девица, по имени Гипатия, дочь философа Теона. Она была женщина верующая и добродетельная и, отличаясь христианской мудростью, проводила дни свои в чистоте и непорочности, соблюдая девство. С юности она была научена своим отцом Теоном философии и настолько преуспела в любомудрии, что превосходила всех философов, живших в те времена. Она и замуж не пожелала выйти отчасти из желания беспрепятственно упражняться в любомудрии и изучении книг, но в особенности она хранила свое девство по любви ко Христу». Убили ее «ненавидевшие мир мятежники». Нитрийских монахов, согласно житию, в городе тогда не было. Узнав о происшедшем, они «исполнились скорби и жалости к неповинным жертвам мятежа» и, придя в Александрию, чтобы защитить Кирилла, забросали камнями колесницу префекта.
Существует и другая версия гибели Гипатии, которую выдвинул Ари Алленби, который считает, что Гипатию убили не в 415, а в 416 году из-за конфликта по вычислению точной даты наступления Пасхи 417 года.
В соответствии с современной формулой, Пасха выпадает на первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, т.е. полнолуние должно случиться или в сам день или вскоре после дня Весеннего равноденствия. Однако неизвестно, когда это определение было принято — все, что есть в наших руках, это церковные календарные таблицы четвертого — пятого веков. Римская церковь вычисляла Пасху исходя из 84-летнего цикла, а Александрийская — по 19-летнему календарю. Между двумя традициями существовали дополнительные разногласия: если первое весеннее полнолуние выпадало на субботу, то Александрийская церковь праздновала Пасху на следуюший день, а вот Римская церковь задерживала Пасху на неделю, до следующего воскресенья. Александрийская церковь была признана в 325 году Никейским Собором экспертом по датированию Пасхи (возможно, из-за практического «Синтаксиса» — знания знаменитой книги Клавдия Птолемея). Ари Алленби считает, что путём астрономических наблюдений Гипатия выяснила, что весеннее равноденствие выпадает на гораздо более раннюю дату (16 или 17 марта), чем принятое 21 марта. Об этом Гипатия сообщила префекту Оресту. Сообщение префекта в Константинополь могло подорвать доверие к Александрийской церкви в вопросе вычисления дня Пасхи и поэтому Гипатия была убита.
Конфликт Кирилла с иудеями Ари Алленби также связывает с разногласиями по вычислению дня Пасхи. Еврейская Пасха должна выпадать на первое весеннее полнолуние; христианское пасхальное полнолуние является ее прямым аналогом. В 417 г. еврейская Пасха в Александрии выпала на 17 марта — в тот же день как и Римское пасхальное полнолуние. Это заставило Кирилла заподозрить сговор Римской церкви и иудеев Александрии, именно по этой причине иудейская община Александрии была изгнана.
В 2009 году был выпущен испанский фильм «Агора», где роль Гипатии сыграла Рэйчел Вайс. Хотя, как уже сказано ранее, мы не можем ничего знать о научных взглядах Гипатии, в фильме она показана как убежденная сторонница гелицентрической системы Аристарха Самосского и создательница теории об элиптических орбитах планет. Фильм «Агора» вызвал шквал критики со стороны христиан, однако даже в христианской среде нашлись те, кто не воспринял фильм как антихристианский. Например, священник из Нью-Йорка Филипп Грей отметил, что христиане, которые узнали себя в фанатиках и убийцах из фильма, нуждаются в серьезном самоанализе. Гипатия, показанная в фильме, по мнению Грея, выглядит большей последовательницей христианства, чем её гонители, а финальная сцена, где Гипатия спокойно идет на смерть, вызывает ассоциации с путём Христа на Голгофу.
Рэйчел Вайс в роли Гипатии в фильме *Агора*.
Гипатия Александрийская: женщина-ученый, обвиненная в чародействе и зверски убитая христианами
“Самое страшное — это преподносить суеверие как истину”, — слова, которые приписывают Гипатии Александрийской.
Представьте себе город, в котором сосредоточены все великие научные достижения античности, лучшие произведения искусства того времени, труды по математике и естественным наукам, философские трактаты и творения древнегреческих авторов. Здесь встречаются писатели, ученые, скульпторы, философы, они дискутируют, и в их спорах рождается истина. Только подумайте, какие идеи и изобретения могли возникнуть в таком городе! Какое могущество эти знания дали бы его правителям! Представили? Отлично. На самом деле такой город существовал. В Египте, на берегу Средиземного моря. Это была Александрия, Александрия IV века до н.э. — V века н. э.
Именно здесь был похоронен основатель города Александр Македонский, здесь Клеопатра соблазнила Цезаря и Марка Антония, здесь находилась крупнейшая библиотека древности и музей (чуть позже превратившийся в академию и университет), а также седьмое чудо света — Александрийский маяк.
Фото: Jan van der Crabben/ Иллюстрация Александрийской библиотеки, опубликована в 1888 году
Здесь жили и творили такие известные ученые, как географ Эратосфен, математики Герон и Теон, астроном Гипсикл, лексикограф Исихий, механик Папп и героиня нашего материала — философ и астроном Гипатия.
Гипатия была уникальной личностью — женщина-ученый и язычница в христианской Римской империи, которая осмелилась бросить интеллектуальный вызов мужчинам и которой суждено было хранить наследие древних греков.
УБИЙСТВО ГИПАТИИ
“Все религиозные догматы ошибочны, уважающий себя человек никогда не примет их как непреложную истину”, — высказывание, которое приписывают Гипатии.
415 год н.э. Улицы Александрии. Гипатия возвращается домой с очередной лекции, которую она читала в стенах своей школы неоплатонизма. Вдруг путь ее колесницы преграждает толпа религиозно настроенных людей, хватает женщину и волочит в главный храм города, где жестоко убивает.
Фото: Charles William Mitchell/ Гипатия — картина кисти английского художника Чарльза Митчелла, выставлена в художественной галереи Laing в Ньюкасле
Вот как в своей статье, ссылаясь на работы ученых, описывает расправу христиан над Гипатией американский историк и философ Джошуа Марк:
“… в храме ее раздели до гола и долго кромсали обломками кровельной черепицы. Пока она находилась в сознании, ей выкололи глаза, а когда женщина умерла, ее изуродованное тело разорвали на куски и отнесли в место под названием Синарон, где и сожгли”
По одной из версий, Гипатию убили члены христианской общины парабаланы, которые в эпоху раннего христианства состояли на службе епископов и в основном занимались “грязной работой”: ухаживали за больными и хоронили их после смерти. Также есть свидетельства, что парабаланы использовались священнослужителями в качестве телохранителей и как орудие в расправе над оппонентами.
ПОЧЕМУ ПОШЛИ НА УБИЙСТВО
“Истина не меняется оттого, что в нее верит или не верит большинство людей”, — слова, приписываемые Гипатии.
Чтобы ответить на вопрос, почему убили Гипатию, нужно понять, что представляла из себя Александрия IV-V веков.
В это время город все больше начинал походить на поле битвы религиозных группировок. На улицах кипели страсти: язычники, иудеи, христиане колотили и убивали друг друга, последние даже преуспели в разрушении библиотеки при храме античного бога изобилия Сераписа и самого храма, грабили дома, срывали праздники религиозных общин.
В 412 году епископом Александрии стал Кирилл. Священнослужитель испытывал неприязнь к иудеям, язычникам и часто вступал в конфликты с властями города, которые не хотели отменять язычество и официально признавать “истинную веру”. Ситуацию усугубляла Гипатия, как считал епископ. Эта женщина мало того, что плохо влияла на префекта Ореста в вопросе признания христианства, так еще и подливала масла в огонь своими философскими и математическими трудами, а они шли вразрез с учением новой церкви.
Фото: Сцена из фильма Агора, 2009 год. Роль Гипатии сыграла Рэйчел Вайс
Что сделал Кирилл? Пустил слухи, что Гипатия ведьма, занимается черной магией, при помощи сатанинских хитростей очаровала Ореста так, что он прекратил ходить в церковь, искушает верующих людей отказаться от религии и принимает в доме префекта язычников.
Слухи сыграли свою роль: сторонники Кирилла убили Гипатию, избили Ореста, а после изгнали евреев и язычников из города, разграбили их храмы и дома.
КЕМ БЫЛА ГИПАТИЯ
Точно неизвестно, когда именно Гипатия появилась на свет. Некоторые историки считают, что где-то между 350 и 375 годами н.э. Родилась она в семье греческого математика Теона — последнего смотрителя Александрийской библиотеки. О матери девушки нет никакой информации, впрочем, и о жизни самой Гипатии специалисты знают очень мало. Как пишет историк Дикин: “Наиболее подробные сведения о жизни Гипатии, которые у нас есть — это записи о ее смерти. Из первоисточников мы знаем больше о том, как она умерла, чем о том, как жила”.
Основные труды, которые хоть что-то могут рассказать о женщине-философе — это энциклопедический словарь на греческом языке “Суда” и тексты христианских историков, в частности, работы Сократа Схоластика, Синесия Киренского.
Теон не хотел для своей дочери участи, которая традиционно ожидала девушек того времени, и поэтому воспитал ее так, как если бы это был сын: дал домашнее образование — обучил основам математики, астрономии и философии.
Историк Слаткин отмечает: “Участь гречанки того времени — бытовые дела: ухаживать за детьми, стариками, больными, скотом и готовить пищу”.
Домашнее образование принесло первые плоды совсем скоро. В юном возрасте Гипатия помогла своему отцу написать комментарии к переведенным им на родной язык работе Евклида “Начало” и произведениям Птолемея.
Чуть позже девушку пригласили читать лекции по математике, астрономии, философии Платона и Аристотеля в Александрийскую школу неоплатонизма, то есть удостоили такой привилегии, какая тогда была доступна только мужчинам.
Со своими учениками Гипатия делилась знаниями по алгебре и геометрии (женщине-ученому приписывают несколько трактатов по алгебре, геометрии, астрономии, но ни один из них до нас не дошел), также считается, что она усовершенствовала некоторые научные инструменты: астролябию (служила для определения широты и долготы небесных тел), планисферу (плоскость, на которую нанесена карта неба), приборы для измерения плотности воды и получения дистиллированной жидкости.
Кроме прочего, Гипатия продолжала дело своего отца: переписывала и сохраняла великие научные труды своих предков.
Фото: H. Thiersch/ Рисунок Александрийского маяка немецкого археолога Тиршера (1909 год)
После смерти Гипатии христиане разорили Александрийскую школу, а потом и вовсе спалили. Город, в котором соединилась наука Греции и Египта, который долгое время оставался “центром мировой мысли”, город, в который приезжали студенты и ученые со всего мира, чтобы получить передовые знания и предложить новаторские идеи, стал теперь “обителью новой церкви без иудеев и язычников”. Когда христиане “подчинили” Александрию, из города случился большой отток ученых и художников, которые направились в Афины, где еще процветало язычество.
Чуть позже Орест примирился с Кириллом и крестился, а самого епископа причислили к лику святых “за его усилия по подавлению язычества и в борьбе за истинную веру”.
Личность Гипатии волновала многих исследователей на протяжении сотен лет. Она была замечательным теоретиком и учителем, воспитавшим целое поколение молодых ученых. Смерть Гипатии нанесла последний и решающий удар не только по математической школе Александрии, но и по всей античной науке в целом.
При написания статьи автор использовал следующие источники: ancient.eu, cosmosmagazine.com, Deakin, M. A. B. Hypatia of Alexandria. (Prometheus Books, 2007), Dzielska, M. Hypatia of Alexandria. (Harvard University Press, 1996)
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Связь с редакцией по электронной почте
Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Гипатия — это… Что такое Гипатия?
Гипа́тия (Ипа́тия) Александри́йская (др.-греч. Ὑπᾰτία ἡ Ἀλεξάνδρεῖα; 370(?)—415) — женщина-учёный греческого происхождения, философ, математик, астроном. Преподавала в Александрии; схоларх Александрийской школы неоплатонизма.
Биография
Образование Гипатия получила под руководством своего отца, Теона Александрийского, принадлежавшего к числу учёных Александрийской школы.
Около 400 года Гипатия была приглашена читать лекции в Александрийскую школу, где заняла одну из ведущих кафедр — кафедру философии. Преподавала философию Платона и Аристотеля; также преподавала математику, занималась вычислением астрономических таблиц. Написала комментарии к сочинениям Аполлония Пергского и Диофанта Александрийского, которые до нас не дошли.
Историк Сократ Схоластик характеризует Гипатию следующим образом:
Она приобрела такую учёность, что превзошла современных себе философов; была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей; да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную её скромность все уважали её и дивились ей.[1]
Смерть
Гипатия принимала участие в александрийской городской политике, имея влияние на главу города, префекта Ореста. Это обстоятельство вызывало постоянные трения с епископом Кириллом (впоследствии канонизированным), почему христианская община считала Гипатию виновной в возникшей в итоге смуте. В 415 году группа египетских христиан — парабаланов[2], сторонников епископа Кирилла, напала на Гипатию и убила её[3].
Христианский историк Сократ Схоластик вину в смерти Гипатии возлагает на «некоего Петра»:[1][4]
Оригинал | Перевод, выполненный в Санкт-Петербургской духовной академии | |||
---|---|---|---|---|
ἐπεὶ γὰρ συνετύγχανε συχνότερον τῷ Ὀρέστῃ͵ διαβολὴν τοῦτ΄ ἐκίνησε κατ΄ αὐτῆς παρὰ τῷ τῆς ἐκκλησίας λαῷ͵ ὡς ἄρα εἴη αὕτη ἡ μὴ συγχωροῦσα τὸν Ὀρέστην εἰς φιλίαν τῷ ἐπισκόπῳ συμβῆναι. Καὶ δὴ συμφρονήσαντες ἄνδρες τὸ φρόνημα ἔνθερμοι͵ ὧν ἡγεῖτο Πέτρος τις ἀναγνώστης͵ ἐπιτηροῦσι τὴν ἄνθρωπον ἐπανιοῦσαν ἐπὶ οἰκίαν ποθέν• καὶ ἐκ τοῦ δίφρου ἐκβαλόντες͵ ἐπὶ τὴν ἐκκλησίαν ᾗ ἐπώνυμον Καισάριον συνέλκουσιν͵ ἀποδύσαντές τε τὴν ἐσθῆτα ὀστράκοις ἀνεῖλον• καὶ μεληδὸν διασπάσαντες͵ ἐπὶ τὸν καλούμενον Κιναρῶνα τὰ μέλη συνάραντες πυρὶ κατηνάλωσαν. Τοῦτο οὐ μικρὸν μῶμον Κυρίλλῳ καὶ τῇ Ἀλεξανδρέων ἐκκλησίᾳ εἰργάσατο• ἀλλότριον γὰρ παντελῶς τῶν φρονούντων τὰ Χριστοῦ φόνοι καὶ μάχαι καὶ τὰ τούτοις παραπλήσια. Καὶ ταῦτα πέπρακται τῷ τετάρτῳ ἔτει τῆς Κυρίλλου ἐπισκοπῆς͵ ἐν ὑπατείᾳ Ὁνωρίου τὸ δέκατον͵ καὶ Θεοδοσίου τὸ ἕκτον͵ ἐν μηνὶ Μαρτίῳ͵ νηστειῶν οὐσῶν | Так как она очень часто беседовала с Орестом, её обращение с ним подало повод к клевете [в церковном народе][5], будто бы она не дозволяла Оресту войти в дружбу с Кириллом. Посему люди с горячими головами, под начальством некоего [чтеца][6] Петра, однажды сговорились и подстерегли эту женщину. Когда она возвращалась откуда-то домой, они стащили её с носилок и привлекли к церкви, называемой Кесарион, потом, обнажив её, умертвили черепками, [разорвали на части][7], а [куски][8] тело снесли на место, называемое Кинарон, и там сожгли. Это причинило немало скорби [позора][9] и Кириллу, и александрийской церкви, ибо убийства, распри и все тому подобное совершенно чуждо мыслящим по духу Христову. Упомянутое событие произошло в четвёртый год епископства Кирилла, в десятый консульства Гонория и шестой Феодосия, в месяце марте, во время поста. |
Несмотря на слова Сократа Схоластика об ответственности чтеца Петра, позднейшие авторы вину за смерть Гипатии часто возлагают на Кирилла Александрийского (Отца Церкви, канонизированного святого). Так, в сборнике «Реформаторы церкви» (1970), наряду с упоминанием Кирилла как одного из величайших святых, отмечается: «Он, по крайней мере морально, ответствен за подлое убийство благородной язычницы Ипатии». Ф. Тиннефельд замечает: «Можно быть уверенным, что благородная и высокообразованная женщина была самой знаменитой жертвой фанатичного епископа».[10] Такую же версию поддерживают разные авторы.[11][12][13][14][15]
С. С. Аверинцев отмечает, что Гипатия могла быть принята за мага, что и стало причиной её смерти: «Одного нельзя сказать ни о смерти Сопатра, ни о смерти Максима, ни даже о много более трагической и несправедливой смерти Ипатии: нельзя сказать, что суеверные современники по невежеству приняли учёных за магов. Учёные сами выдавали себя за магов, и притом с глубоким внутренним убеждением. Конечно, они были жертвами суеверия, однако того суеверия, которое сами обосновывали и распространяли. Чем они не были, так это мучениками науки. В лучшем случае они были мучениками языческой религии»..[16]
П. Ф. Преображенский отмечает: «…Христианская церковь чувствовала некоторую неловкость за кровавую расправу с Ипатией. Приходилось тщательно выгораживать Кирилла Александрийского, чтобы снять с этого признанного авторитета клеймо погромщика… По странной иронии судьбы Кирилл, этот ревностный и неутомимый борец за достоинство христианской Богоматери, как Девы и Матери не человека, а именно Бога, оказался идеологическим вдохновителем гнусного растерзания девушки…».[11] По мнению Преображенского, образцовая жизнь и мученическая смерть Гипатии послужила прообразом для жития христианской мученицы Екатерины Александрийской, составленного около X века н. э. Житие св. Екатерины Александрийской почти в точности повторяет жизнь Гипатии. Обе женщины занимаются философией, математикой, астрономией, отличаются редкой красотой, чистотой, красноречием, и обе погибают мучительной смертью в руках разъяренной толпы. «Таким образом, жертва христианского фанатизма и изуверства превратилась в христианскую святую».[11]
В наше время представители Церкви отрицают вину еп. Кирилла в трагической гибели Гипатии[17]. А. Л. Дворкин в «Очерках по истории Вселенской Православной Церкви» указывает на отсутствие документальных источников, подтверждающих версию об ответственности св. Кирилла за гибель Гипатии: «Многие историки обвиняют в этом Кирилла, но нет ни малейших доказательств того, что это убийство произошло с его ведома и одобрения. Скорее всего, нет, ибо, при всем своем горячем темпераменте, он был против ничем не спровоцированного самосуда толпы»[18].
Александр Мень отмечает, что «Кирилл не был непосредственным виновником этих преступлений, но нитрийцы ссылались на его авторитет»[19].
Вскоре после смерти Гипатии многие из её учеников покинули город, что послужило началом упадка Александрии как научного центра.
Философская и научная деятельность
«Моё сердце томится по присутствию вашего божественного духа, которое более чем что-либо другое могло бы смягчить горечь моей судьбы». «О, моя мать, моя сестра, мой учитель, мой благодетель! Моя душа очень опечалена. Воспоминания о моих детях, которых я потерял, убивают меня… Когда я слышу вести о вас и узнаю, как я надеялся, что вы более счастливы, чем я сам, тогда я, по меньшей мере, только наполовину несчастен».[20]
Из писем епископа Синезия к Гипатии
В прежние времена Гипатия представлялась языческой мученицей, которая была растерзана толпой за религиозную нетерпимость. Сегодня многие полагают, что Гипатия, наоборот, относилась лояльно к прочим религиям.
Гипатия признавала примат разума над религиозными верованиями. Сближалась с Порфирием по вопросу об отсутствии субординации в трактовании трех основных ипостасей неоплатонизма, и расходилась с прочими неоплатониками в высокой оценке гражданских добродетелей.
Гипатия не участвовала в юлианской реставрации древнего язычества; среди своих учеников имела духовных лиц из христиан. После смерти Гипатии Александрийская школа неоплатонизма превратилась в своего рода христианский богословский институт, просуществовавший до VII века. Синезий называл Гипатию «гениальным философским учителем».[21]
Гипатия, как считается, изобрела или усовершенствовала некоторые научные инструменты: дистиллятор (прибор для получения дистиллированной воды), ареометр (прибор для измерения плотности жидкости), астролябию (инструмент для астрономических измерений, усовершенствовав астролабон Клавдия Птолемея) и планисферу (плоскую подвижную карту неба).
Многие работы, приписываемые Гипатии, как считается, написаны в сотрудничестве с её отцом Теоном. Наиболее известны работы:
Память о Гипатии
- Имя Гипатии занесено на карту Луны.[22]
- в честь Гипатии назван астероид (238) Гипатия. открытый в 1884 году.
- В 1720 году английский философ Джон Толанд посвятил Гипатии один из очерков своего «Тетрадима», характеризуя свою героиню, как «… добродетельнейшую, ученейшую и достойнейшую даму, разорванную на куски александрийским духовенством, чтобы удовлетворить гордость, завистливость и жестокость своего архиепископа, обычно, но незаслуженно называемого святым Кириллом». Против очерка Толанда резко выступил Клайв Льюис, называвший Гипатию «самым бесстыдным школьным преподавателем Александрии».[11]
- О Гипатии писал Вольтер. Чтобы яснее представить читателю облик Гипатии, он переносит александрийскую трагедию в современный ему Париж, где кармелитские монахи якобы растерзали некую парижскую красавицу за то, что она предпочитала Гомера поэме кармелита, посвящённой Магдалине.[11]
- Французский писатель XIX века Леконт де Лиль изображает Гипатию настоящим символом погибавшей эллинской культуры, последним воплощением «духа Платона и тела Афродиты».[11]
- Знаменитый английский писатель Чарльз Кингсли посвятил ей роман.
- Олдос Хаксли использует сравнение с Гипатией в романе «Контрапункт»: «Очень мила, но далеко не Гипатия».
- Гипатия (Ипатия) — один из главных персонажей повести украинского писателя Олеся Бердника «Прометей» (1970—1971 гг.).
- Астрофизик и популяризатор науки Карл Саган в книге «Космос» подробно останавливается на истории гибели Гипатии, связываемой им с разгромом Александрийской библиотеки.[23]
- В романе Умберто Эко «Баудолино» описывается загадочное племя гипатий, они являются последовательницами Гипатии. Племя состоит из одних женщин, которые отличаются невероятной красотой и умом. Они утверждают, что являются потомками учениц Гипатии, которые после ее смерти бежали из Александрии.
- В 2009 году режиссёр Алехандро Аменабар снял высокобюджетный фильм «Агора», рассказывающий историю Гипатии. Роль Гипатии исполнила Рэйчел Вайс.
Примечания
- ↑ 1 2 Сократ Схоластик. Церковная история, 7, 15.
- ↑ Гипатия. // Энциклопедия «Религия».
- ↑ Edward Jay Watts, (2006), City and School in Late Antique Athens and Alexandria. pages 197—198. University of California Press
- ↑ См. перев. с греческого, выполненный в Санкт-Петербургской духовной академии.
- ↑ ἐκκλησίας λαῷ — упущено в переводе
- ↑ τις ἀναγνώστης — слово упущено в переводе. Чтец, читающий в богослужениях тексты Священного Писания
- ↑ Διασπάσαντες — упущено в переводе
- ↑ μέλη — слово упущено в переводе
- ↑ «Скорбь» здесь — некорректный перевод греческого слова μῶμος, «хула, порицание, позор». У Сократа Схоластика фраза звучит так: Τοῦτο οὐ μικρὸν μῶμον Κυρίλλῳ καὶ τῇ Ἀλεξανδρέων ἐκκλησίᾳ εἰργάσατο; «Это навлекло немалую хулу не только на Кирилла, но и на Александрийскую церковь [в целом]», то есть убийство Ипатии создало повод для порицания александрийских христиан. См. также англоязычный перевод оригинального текста.
- ↑ Дешнер Карлхайнц. Криминальная история христианства; в 4 кн. Кн. 2. — М., 1999. — С. 178. // Цит. по: Владимиров А. Кумран и Христос. — М.: Беловодье, 2002. — С. 173.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Преображенский П. Ф. Вступление. // Кингсли Ч., Маутнер Ф. Ипатия. — Харьков: ИКП «Паритет» ЛТД, 1994.
- ↑ Соловьёв В. С. Гипатия. // Толковый словарь по философии.
- ↑ Гипатия. // Большая советская энциклопедия.
- ↑ Гипатия, Ипатия. // Атеистический словарь. Под общ. ред. М. П. Новикова. — М.: Политиздат, 1986.
- ↑ Штекли А. Гипатия, дочь Теона. — М.: «Молодая гвардия», 1971.
- ↑ Аверинцев С. С. Эволюция философской мысли. // Культура Византии. IV — первая половина VII века. — М., 1984, с. 59
- ↑ ПРАВДА И ЛОЖЬ «АГОРЫ»
- ↑ Дворкин А. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. — Нижний Новгород: Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, 2005. — 928 с.
- ↑ А. Мень. Кирилл Александрийский // Библиологический словарь
- ↑ Цит. по: Блаватская Е. Разоблаченная Изида. // Е. Блаватская; пер. А. Хейдока. — М.: Эксмо; СПб.; Мидгард, 2007. С. 719; См. также: Мирча Элиаде. История веры и религиозных идей. Том второй: от Гаутамы Будды до триумфа христианства. Перевод Н. Б. Абалаковой, С. Г. Балашовой, H. H. Кулаковой и A. A. Старостиной. — М.: Критерион, 2002.
- ↑ Sineseios. Epistulae, 137, 1525 A.
- ↑ Гипатия. // Энциклопедия «Кругосвет».
- ↑ Карл Саган. Космос. Эволюция Вселенной, жизни и цивилизации. — СПб.: Амфора, 2005. — С. 481—482.
Литература
- Еремеева А. И. Гипатия — дочь Теона: Земля и Вселенная, 1970, № 1.
- Кингсли Ч., Маутнер Ф. Ипатия // Вступ. ст. П. Ф. Преображенского.
- Лосев А. Ф. История античной эстетики, т. VII. — М., 1988.
- Полисфен. Под звёздами Александрии. — Киев: Содружество «Сердце», 1990. — 40 с. [1]
- Соловьёв В. С. Гипатия: Толковый словарь по философии.
- Сорокина И. Афина по уму, Гера по осанке, Афродита по красоте.
- Фили К. Гипатия: жертва конфликта между старым и новым миром: / Вопросы истории естествознания и техники, 2002, № 2.
- Штекли А. Гипатия, дочь Теона. — М., 1971.
- J. J. O’Connor, E. F. Robertson Hypatia of Alexandria (англ.)
Добавить комментарий