Разное

Нейрогимнастика упражнения для мозга – Статья «Гимнастика мозга — универсальная система упражнений, эффективная для детей и взрослых в любом возрасте»

Содержание

Комплекс кинезиологических упражнений, которые объединяют тело и ум

Группа упражнений, направленных на энергетизацию тела, то есть обеспечивающих нужную интенсивность и скорость протекания процессов между нервными клетками головного мозга.

Нейрогимнастика — гимнастика для мозга универсальная для детей и взрослых, а также ее теоретическое обоснование — образовательная кинезиология.

Образовательная Кинезиология – это учение о развитии человека через естественные, обычные для него физические движения. Она предлагает нам определенным образом организованные движения, направленные на оптимизацию деятельности мозга и тела.

Комплекс кинезиологических упражнений, которые объединяют тело и ум

Вся наша жизнь проходит в движении, и во время этого движения в течение всей своей жизни человек переживает множество различных проблем. Психологи долгое время пытались найти способ помочь людям, часто сталкивающимся с различными экстремальными ситуациями и испытывающими нервно-мышечные перегрузки. И решение было найдено после разработки образовательной кинезиологии, которая как раз и была направлена на изучение связей ум-тело.

Образовательной ее назвали потому, что в процессе занятий мы узнаем самих себя, получаем знания о собственных проблемах и о том, что же нам делать дальше, чтобы компенсировать перенесенный ранее стресс. С помощью специально подобранных упражнений наш организм балансирует процессы, происходящие в нем, координирует работу правого и левого полушарий, развивает взаимодействие тела и интеллекта.

Разработана нейрогимнастика была более сорока лет назад американским психологом Полом Деннисоном. А в начале 90-х годов прошлого века совместно с доктором Гейлом Деннисоном была создана программа «Гимнастика Мозга», посвященная естественному развитию человека и методике активации созданных природой механизмов работы мозга посредством физических движений тела.

Пол и Гейл Деннисоны увидели огромный потенциал, заложенный в физические движения и который можно использовать для развития человека. Ими были выявлены два типа движений:

Первый тип – это движение, пересекающее среднюю линию тела. Эти движения наиболее полно объединяют мысль и движение, активизируют естественные механизмы нашего тела и в десятки раз ускоряют передачу информации, способствуя оптимизации работы нервной системы, открывая возможность непроизвольности, непосредственности психофизических функций и обеспечивая легкость обучения.

Второй тип – это одностороннее движение тела. Эти движения наоборот способствуют разъединению мысли и движения. Они требуют напряженной работы ума, приложение значительных усилий и затрат энергии тела и мозга. Этот тип движения приводит к статическому поведению, требующему сосредоточения и концентрации сознания, а также к стрессу.

Нам необходимы оба вида движения, поскольку обеспечивают механизмы, стоящие в основе познавательной деятельности мозга. Механизм, направленный на разъединение мысли и движения, используется на начальном этапе создания любого навыка. Затем, когда наступает этап автоматизации, он уступает место механизму объединения мысли и движения. К сожалению, сейчас чаще всего практикуется обучение, ориентированное на обездвиженность и линейную абстрактную логику. Мы забываем о природных способах формирования навыка  и  чаще всего используем механизм разъединения движения и мысли.

Исследования, проведенные авторами, позволили им создать программу «Гимнастика Мозга», в которой они представили ряд упражнений, направленных на активацию механизма объединения движения и мысли.

Каждое из упражнений для мозга, способствует возбуждению определенного его участка и механизма объединения мысли и движения. В результате этого, новое учение становится более естественным и лучше запоминаемым.

Помимо этого, упражнения для мозга способствуют развитию координации движений и психофизических функций.

Упражнения для мозга собраны в группы.

Первая группа объединяет движения, которые пересекают среднюю линию тела. Они оказывают стимулирующее действие на крупную и мелкую моторику. Механизм, объединяющий движение и мысль, заложенный в основу этих движений, способствует повышению эффективности связей между правым и левым полушариями мозга, качества восприятия материала.

Вторая группа движений – это упражнения, направленные на растягивание мышц тела. Эти упражнения способствуют снятию напряжения с мышц и сухожилий. В результате применения этих упражнений мышцы принимают нормальное состояние и посылают в мозг сигнал о том, что они находятся в спокойном расслабленном состоянии и человек готов к познавательной работе. Если рассматривать это с точки зрения работы мозга, это означает возможность свободного перехода информации из задних отделов мозга (зон выживания) в передние (причинно-обусловливающие) через лимбическую систему, пропускающую знание в высшие отделы мозга.

Третья группа – это группа упражнений, направленных на энергетизацию тела, то есть обеспечивающих нужную интенсивность и скорость протекания процессов между нервными клетками головного мозга.

Четвертая группа представляет собой позовые упражнения, которые оказывают влияние на лимбическую и эмоциональную системы мозга. Они оказывают ритмическое и стабилизирующее действие на нервные процессы, способствуя эффективному обучению.

Каждое упражнение выполняется не более 2-х минут. Их можно делать в различных сочетаниях.

Упражнения для мозга универсальны для детей и взрослых. Они просты и не требует какой-либо специальной физической подготовки. При регулярном выполнении они снимают усталость, повышают концентрацию, умственную и физическую активность.

Комплекс кинезиологических упражнений, которые объединяют тело и ум

Первая группа упражнений для мозга – движения, пересекающие среднюю линию тела

1. Перекрестные шаги

Шагайте на месте касаясь правым предплечье левого бедра и наоборот. При этом стараемся нести плечо к бедру, а не локоть к коленке, а голова немного поворачивается по ходу движения. При выполнении упражнения не зажимаем рот, губы должны быть свободны и расслаблены.

Для детей скорость выполнения упражнения не важна. Взрослым на первых порах необходимо делать упражнение медленно, чтобы хорошо прочувствовать и услышать свое тело.

2. Ленивые восьмерки

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельны. Вытяните перед собой правую руку сжатую в кулак с выпрямленным большим пальцем. Взгляд направлен на кончик пальца. Начиная движение вправо-вверх рисуем перед собой в воздухе ленивую (горизонтальную) восьмерку. Середина восьмерки должна быть на одном уровне с срединной линией вашего тела. Старайтесь рисовать максимально круглую восьмерку. Неважно будет ли она у вас большой или маленькой, главное чтобы она была круглой. Взгляд все время направлен на кончик большого пальца. Выполнив упражнение несколько раз меняем руки. Левая рука начинает движение влево-вверх. Также делаем несколько раз. После этого сцепляем две руки вместе в замок, большие пальцы перекрещены и делаем ленивую восьмерку двумя руками. Взгляд не отрываем от перекрестья больших пальцев. Головой не вертим, следим только глазами.

Дети могут тоже упражнение рисуя карандашом на бумаге или доске.

3. Слон

Встаньте прямо, немного согните ноги в коленях, прижмите правое ухо к правому плечу и вытяните правую руку вперед. Вытянутой рукой рисуем в воздухе горизонтальную восьмерку начиная от центра и вправо-вверх. Глаза следят за кончиками пальцев. Двигается только верхняя часть туловища. Выполнив упражнение несколько раз меняем руки.

4. Колпак для думания

Берем себя за уши. Большой палец сзади, а указательный впереди. Массируем себя как бы слегка растягивая уши и выворачивая их назад, каждую точку на кромке ушной раковины. Затем поворачиваем голову максимально вправо, снова берем себя за уши и продолжаем массировать позволяя своей голове поворачиваться все дальше и дальше вправо. Как только голова остановиться, поворачиваем ее до упора влево и снова массируем уши позволяя голове поворачиваться, но на этот раз уже влево.

5. Рокер

Это упражнение нейрогимнастики является вариантом ленивых восьмерок, но выполняется на полу и ногами. Для выполнения упражнения необходимо сесть на пол или на коврик. Откиньтесь назад и обопритесь на руки. Ноги согните в коленях. Коленями выполняйте движение по восьмерке, рисуя ее в горизонтальной плоскости.

6.Энергизатор

Последнее в этой группе упражнение для мозга хорошо выполнять в конце рабочего дня для расслабления. Сядьте и положите руки на стол ладонями вниз. Опустите голову между вашими руками, коснувшись стола лбом. Сделайте выдох, а затем глубокий вдох, наполняя воздухом всю грудную клетку. Затем, легко не напрягаясь, поднимите голову, начиная со лба, шею и верхнюю часть туловища. Плечи и нижнюю часть туловища держите расслабленными. Выдохните и опустите подбородок на грудь, стараясь максимально расслабить и как бы удлинить задние мышцы шеи и спины. Оставайтесь расслабленными и дышите ровно и спокойно.

Время выполнения каждого упражнения не более минуты.

Вторая группа упражнений для мозга – движения, направленные на растягивание мышц тела

1. Сова

Это упражнение хорошо расслабляет мышцы плеч, которое возникает при длительном сидении. Левой рукой сожмите мышцы правого плеча. Поверните голову вправо, широко раскройте (вытаращите) глаза и смотрите прямо. Затем, сделав вдох начинайте поворачивать голову влево и одновременно вытягивайте шею вперед ухая как сова. За время поворота сделайте несколько таких движений. Затем поворачивайте также голову обратно. Пальцами левой руки сжимайте в это время плечо. Сжимаете на выдохе, отпускаете на вдохе.

Повторите упражнение, сжав правой рукой левое плечо.

2. Активизация руки

Хорошо выполнять, перед тем как вам предстоит много писать. Поднимите вверх вытянутую правую руку, прижав ее к уху. Вдохните через сомкнутые губы и схватите правую руку за головой согнутой левой. Двигайте правую руку левой к себе  — от себя и вперед – назад.

3.Сгибание стопы

Способствует быстрому включению языковых функций мозга. Упражнение выполняется сидя на стуле. Положите правую стопу на левое колено. Массируйте места напряжений мышц в лодыжке, икре под коленом оттягивая их, одновременно с массажем сгибайте ступню к себе и от себя. Повторите с другой ногой.

4.Помпа

Встаньте прямо, держась за спинку стула. Левую ногу выставите вперед, а правой отступите назад. У вас должен получиться выпад на левую ногу. Тело не наклоняйте. Пятка правой ноги плотно прижата к полу. Глубоко вдохните и поднимите пятку, на выдохе вновь прижмите ее к полу. Повторите несколько раз для каждой ноги.

5.Гравитационное скольжение

Особенно эффективно это упражнение после длительного сидения за столом или долгой езды в автомобиле. Сядьте, скрестив вытянутые ноги в лодыжках. Выдыхая, наклонитесь вперед, опуская вытянутые руки плавно вниз. На вдохе выпрямитесь, поднимая руки вверх. Повторите несколько раз, делая наклоны вперед, вправо и влево. Поменяйте местами лодыжки и повторите упражнение.

6.Заземлитель

Это упражнение нейрогимнастики хорошо помогает сосредоточится на выполняемой работе. Поставьте ноги намного шире плеч, так чтобы левая ступня смотрела вперед, а правая была повернута вправо. Руки на поясе. На выдохе согните правое колено, на вдохе распрямите. Повторите три раза. Затем поверните правую ступню вперед, а левую влево и повторите упражнение для левой ноги.

Третья группа упражнений для мозга – движения, направленные на повышение энергии тела

1. Кнопки мозга

Пальцы правой руки – большой и указательный, положите под ключицы, там, где ямочки. Левая рука – ладонью на пупок. Круговыми движениями массируйте точки под ключицами. Затем поменяйте руки и помассируйте подключичные области уже пальцами левой руки.

2. Кнопки Земли

Перед выполнением упражнения прикоснитесь двумя пальцами правой руки к точкам, находящимся под нижней губой. А левая рука должна коснуться верхнего края лобовой кости. Сделай те вдох, и постарайтесь ощутить, как энергия проникает в центр вашего тела. Дышите ровно и глубоко, продолжая удерживать руки на точках.

3.Кнопки Баланса

Левую руку положите в область пупка. Пальцем правой руки надавите на углубление за правым ухом в основании черепа. Сделайте медленный глубокий вдох, чувствуя, как наполняетесь энергией. Затем надавите на углубление за левым ухом и сделайте медленный выдох.

4. Кнопки космоса

Пальцем правой руки коснитесь точки над верхней губой. Ладонь левой руки положите на крестец сзади. Делай глубокий вдох представляйте, как энергия поднимается по позвоночнику, расслабляя каждый позвонок.

Сделайте 5-6 циклов вдох-выдох. Затем поменяйте руки и повторите весь цикл.

5. Энергетическая зевота

Примите удобную для вас позу, положите ладони на щеки. Откройте и закройте рот имитируя зевоту. Найдите под руками точки соединения верхней и нижней челюсти. Поместите пальцы рук на эти точки. Теперь вновь откройте рот имитирую зевок и когда рот будет максимально открыт помассируйте пальцами найденные точки. Постарайтесь одновременно с эти мпроизнести длинный звук «а-а-а-а-у-у-у». Повторить упражнение 4-6 раз.

Четвертая группа упражнений – упражнения, повышающие настроение

Крюки Деннисона

Встаньте прямо, ноги скрещены. Руки вытяните перед собой, перекрестите и соедините ладони в замок. Согните локти, вывернув кисти вовнутрь и прижав их к груди таким образом, чтобы ваши локти были направлены вниз. Язык прижмите к небу за верхними зубами. Взгляд направлен вверх. Дышим ровно, спокойно. Тело расслаблено. Стойте так столько, сколько сочтете нужным.

Затем, расставляете ноги на ширину плеч. Голову немного наклонили вперед, глаза опустили, язык там же за верхними зубами. Руки лодочкой внизу. Пальцы рук касаются друг друга. Потояли так немного полностью отпуская напряжение.

Время выполнения каждого упражнения, также не более 1 минуты. Опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

упражнения для детей для дошкольного возраста

Содержание статьи

Люди получают информацию при помощи органов чувств, которые, в свою очередь, передают сведения в мозг. Его продуктивная работа является залогом внимания, хорошей памяти, умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. И самое интересное – мозг можно тренировать, поэтому предлагаем родителям познакомиться с комплексом нейрогимнастики для детей, полезными упражнениями, которые позволят развивать мозг и совершенствовать его деятельность.

Мальчик выполняет упражнение

Мальчик выполняет упражнение

Определение

Гимнастика для мозга в педагогике называется также кинезиологическими упражнениями. Кинезиология (от греческих «кинезис» — движение и «логос» — знание) – это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Она помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мозга. Направление возникло в 60-е годы прошлого века, поэтому может считаться довольно молодой наукой.

Сама гимнастика состоит из ряда несложных для выполнения упражнений, поэтому ее могут смело включать в свой режим дня и дети, и взрослые. Удобно и то, что проводить тренировки можно практически в любое время без привязки к месту. Этот комплекс упражнений направлен на усиление взаимодействия полушарий головного мозга. Развитие интеллектуальных способностей и творческого начала ребенка происходит при помощи выполнения определенных движений, именно в этом и состоит суть гимнастики для мозга.

Функции полушарий мозга

Функции полушарий мозга

Коротко об особенностях мозга

Мозг сложен по структуре. Его составляют два полушария, каждое из них отвечает за определенные виды деятельности.

  • Правое регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное развитие и креативные способности.
  • Левое носит аналитический характер, ответственно за развитие математических способностей, логики, речи.

Деятельность полушарий координируется так называемым мозолистым телом (системой нервных волокон), которое передает данные из одного в другое. При возникновении какой-либо проблемы с этим элементом полушария работают без взаимосвязи, одно из них – ведущее – берет на себя основную нагрузку, блокируя второе. Это приводит к нарушению пространственной ориентации, а также к тому, что одно полушарие активно используется, второе же перестает развиваться.

Исследования выявили, что становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста:

  • у девочек – до 7 лет;
  • у мальчиков – до 8 – 8,5 лет.

Это необходимо учитывать при разработке собственной программы гармоничного развития дошкольника, чтобы дать ребенку возможность использовать данный ему потенциал обоих полушарий, улучшить их взаимодействие, что станет основой интеллектуального развития.

Девочки осваивают оригами

Девочки осваивают оригами

Как тренировки влияют на мозг

Ни у кого не вызывает сомнения, что регулярное выполнение утренней гимнастики очень полезно и со временем укрепляет тело. Это же можно сказать и про комплекс упражнений для мозга – они постепенно заставляют обе «половинки» функционировать в тесной взаимосвязи, что помогает лучше воспринимать информацию.

Каждое полушарие регулирует выполнение определенных действий и операций, при этом распределение активности постоянно чередуется. Но максимальная продуктивность достигается только тогда, когда они оба работают слаженно. И именно этой цели и позволяет добиться гимнастика для мозга. Чем лучше развито межполушарное взаимодействие у детей, тем проще им будет даваться выполнение заданий учителя, тем лучше у них будет успеваемость.

Сам комплекс появился в 70-х годах XX века, идея принадлежит Полу Денисону – американскому исследователю, который 20 лет занимался выявлением причин неуспеваемости в процессе обучения. Суть комплекса, включающего в себя 26 упражнений, заключается в идее теснейшей взаимосвязи мышления и движения: первое помогает улучшить второе, то есть движение влияет на способность ребенка к обучению.

Первоклассник у школьной доски

Первоклассник у школьной доски

Польза упражнений

Нейродинамическая гимнастика для дошкольников дает возможность решить массу конкретных задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие и когнитивные способности. Польза ее в следующем:

  • стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности;
  • помогает получить энергию, необходимую для обучения;
  • снижает утомляемость;
  • улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;
  • благоприятно сказывается на процессе письма и чтения;
  • повышает продуктивную работоспособность;
  • формирует уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно потребуется в школе, когда ребенку нужно будет читать доклад перед аудиторией, а также сдавать экзамены.

Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими.

Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности. Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения.

Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем, связанных с работой на компьютере, управлением автомобилем, каким-либо иным сложным устройством; он сможет полностью раскрыть свой внутренний потенциал и стать успешным.

Гимнастика учитывает пластичность мозга дошкольников и помогает «настроить» его таким образом, чтобы оба полушария работали активно и продуктивно. Занятия активируют те участки, которые ранее бездействовали.

Лучший возраст

Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в среднем дошкольном возрасте, то есть в 4-5 лет. В 5-6 лет ребенку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе, ведь для успешной учебной деятельности необходимо нормальное развитие мозолистого тела, чего и позволяет добиться нейродинамическая гимнастика.

К 7-8 годам у детей уже полностью сформируется межполушарное взаимодействие и что-либо изменить станет гораздо сложнее, поэтому приступать к занятиям лучше всего именно в 4-5 лет.

Мама с дочкой

Мама с дочкой

Рекомендации для родителей

Для детей дошкольного возраста следует проводить тренировки так, чтобы участникам было весело и интересно. На занятиях должна царить доброжелательная атмосфера, поэтому можно включать музыку, которая нравится малышу.

Специалисты советуют придерживаться следующих несложных правил.

  • Заниматься каждый день, не пропуская, но без принуждения. Лучше сделать меньше, но качественнее.
  • Продолжительность гимнастики – не более 5-7 минут.
  • Не стоит ограничиваться стандартными рамками. Ребенку будет гораздо интереснее, если сегодня упражнения будут выполнены на улице, а завтра, например, во время помощи маме. Удобство комплекса и состоит в том, что тренировка не привязана к месту и временному промежутку.
  • В зависимости от индивидуальных способностей ребенка следует постепенно усложнять задание – например, ускорить темп выполнения.
  • Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно.
  • Чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять местами. В одну тренировку не надо включать «все и сразу», 5-6 качественно выполненных заданий вполне достаточно.

Взрослым следует помнить, что не все получится с первого раза (чтобы в этом убедиться, достаточно самим попробовать выполнить несколько упражнений), поэтому на малыша нельзя кричать, нервничать, оскорблять его, обзывать. Такое отношение навсегда уничтожит стремление к обучению новым видам деятельности. Лучше всего посмеяться вместе над неудачей, похвалить за старание и попробовать еще раз.

Дети выполняют упражнение на координацию

Дети выполняют упражнение на координацию

Классификация упражнений

Нейрогимнастика включает 4 группы упражнений, которые представлены в таблице.

Название группы Суть Полезный результат
Пересекающие среднюю линию телаНаправлены на одновременную работу двух рук, ног, глаз, то есть на интеграцию деятельности сразу двух полушарий.Улучшение координации движений, навыков чтения, письма. Получение дополнительной энергии. При постоянных занятиях человек развивает навык пространственного ориентирования.
ЭнергетическиеНаправлены на обеспечение определенной скорости нервных процессов. Улучшают эмоции и саморегуляцию.Регулярные тренировки помогают улучшить мышление, способствует повышению скорости осознанного чтения, улучшают внимание.
РастягивающиеПомогают избавиться от мышечного напряжения и расслабить сухожилия. Снимают стресс.Способствуют улучшению внимания, концентрации, полезны для письменной работы.
Повышающие позитивное отношениеНаправлены на стабилизацию нервных процессов. Позволяют в стрессовой ситуации сохранять спокойствие.Перед важными событиями (публичными выступлениями, контрольными) ребенок перестанет нервничать, его память и внимание будут активны.

Таковы основные группы упражнений для мозга. Часть из них вполне успешно может использоваться детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Примеры упражнений для 4-5 лет

Рассмотрим несколько наиболее эффективных заданий для стимулирования межполушарных взаимодействий для ребят среднего дошкольного возраста.

Пересекающие среднюю линию тела

Для усиления взаимодействия левого и правого полушарий мозга следует предложить ребенку простое упражнение «Кулак – ребро – ладонь», которое выполняется так: родитель показывает малышу три движения, которые делаются в заранее продуманной последовательности:

  1. сначала ладонь выпрямлена;
  2. потом – сжимается в кулак;
  3. далее ладонь ставится ребром;
  4. после этого последовательность повторяется.

Первые 10 повторений ребенок делает совместно с родителем, затем – пробует самостоятельно. Сначала работа ведется ведущей рукой, если же ничего не получается, то можно помогать себе, шепотом произнося наименование движения («ладонь», «кулак», «ребро»). Постепенно подсказки отменяются, в работу включаются обе руки, движения должны быть синхронными.

Также такое несложное задание помогает улучшить внимание.

Перекрестные шаги. Очень хорошее упражнение для развития координации движения и бинокулярного зрения, что в дальнейшем благоприятно скажется на навыках письма, чтения и слушания.

Порядок действий таков:

  • ребенок встает прямо;
  • поднимает согнутую в колене правую ногу так, будто хочет сделать шаг на месте;
  • согнутую в локте левую руку тянет к правому колену;
  • далее движения повторяются, но теперь к левому колену стремится правый локоть.

Число повторов – от 5 до 10, в зависимости от индивидуальных способностей дошкольника.

Если включить любимую музыку, поработать вместе с малышом, положительные эмоции гарантированы. Некоторые исследователи считают, что подобные перекрестные движения способствуют развитию речи.

Энергетическое

Для детей в 4-5 лет лучше всего подойдет несложное, но эффективное упражнение «Энергетическая зевота».

Необходимо закрыть глаза и, имитируя зевоту, делать массажные движения в области соединения челюстей. Продолжительность – 1-2 минуты, но начать можно и с меньшего. Регулярное выполнение помогает развить внимание и способность осознанно слушать информацию.

Растягивающее

В 4-5 лет дети могут выполнить задание «Активация рук», которое помогает улучшить внимание. Порядок действий таков:

  1. левая рука вытягивается над головой, ее необходимо как следует потянуть;
  2. правая сгибается в локте и помещается на левую, ниже локтя;
  3. Левой совершаются движения вперед и назад, влево и вправо относительно головы. Правая же создает противовес, препятствует движениям.

Интересно, что если сравнить длину конечностей сразу после выполнения задания, левая будет слегка длиннее. После этого все повторяется, но уже вытягивается правая.

Упражнения для детей 5-6 лет

Среди упражнений нейродинамической гимнастики можно выбрать те, которые без особых затруднений смогут выполнить дети старшего дошкольного возраста.

Упражнение на развитие мозга "Восьмерка"

Упражнение на развитие мозга "Восьмерка"

Пересекающие среднюю линию тела

«Ленивые восьмерки» – очень полезное для глаз упражнение, делать которое можно так: предложить ребенку мысленно «нарисовать» на воздухе горизонтальную восьмерку (значок бесконечности), таким образом, чтобы сама фигура находилась на уровне глаз, а ее «талия» была примерно напротив переносицы. Рисовать следует вытянутой вперед рукой, слегка согнутой в локте. Указательный палец вытянут, остальные сложены в кулак. Направление движения – всегда вверх. Сначала ребенок пробует «нарисовать» одной рукой 3 раза, затем – второй. Далее руки соединяются замком, упражнение повторяется двумя одновременно. Движения при рисовании «восьмерок» должны быть плавными, мягкими.

«Двойные каракули» – еще одна полезная игра. Задача ребенка – одновременно двумя руками «нарисовать» на воздухе «каракули» (что-то наподобие спирали) так, чтобы каждая часть рисунка находилась на собственной стороне от срединной линии. Движения идут от плеч друг к другу. Постепенно задание можно усложнить, предлагая изобразить сердечки, круги, прямоугольники. При выполнении сидя рисовать можно не только ладонями, но и стопами.

Два упражнения следует чередовать.

«Слон». Это упражнение поможет улучшить гибкость шеи, слух, стимулирует одновременную работу обоих полушарий. Выполняется так:

  • нужно встать, слегка согнув ноги в коленях;
  • одну руку вытянуть вперед, голова кладется на плечо этой руки, глаза смотрят вдаль;
  • теперь необходимо совершать вращательные движения верхней частью тела таким образом, будто ребенок желает нарисовать «ленивую восьмерку» от центра;
  • затем упражнение повторяется с другой рукой в другую сторону.

Если ребенку сложно, то в первое время можно визуализировать образ восьмерки, нарисовав ее в натуральную величину на ватмане и поместив на стене.

Энергетические

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить игру «Кнопки мозга»: одна рука (правая) помещается на область пупка, другая – на правую ключицу, ею совершаются массажные движения основания ключицы, правая же рука неподвижна. Далее руки меняются, а упражнение повторяется.

Еще одно задание – «Кнопки Земли» – делается так: указательный и средний пальцы правой руки помещаются под нижней губой. Левая кисть кладется на низ живота. Теперь необходимо «вдохнуть энергию»: не меняя положения рук делать глубокие вдох и выдох.

Растягивающее

«Сова» – отличное упражнение, помогающее улучшить память, речь, математические способности. С ним справятся дети 5-6 лет и старше. Порядок выполнения таков:

  • левой рукой осуществляется своеобразный «захват» мышц правого плеча;
  • теперь необходимо повернуть голову, чтобы взглянуть назад через левое плечо, сделать вдох, сохраняя плечи прямыми;
  • затем подбородок опускается на грудь, делается вдох, плечи расслабляются;
  • после этого упражнение повторяется на другую сторону.

Интересно, что для развития левого полушария следует как можно чаще тренировать правую сторону – и наоборот.

Таковы некоторые наиболее эффективные упражнения гимнастики для мозга, которые можно выполнять вместе с дошкольниками. Такие тренировки при грамотном подходе родителей не только будут полезными для стимулирования мышления, памяти, умения думать, но и улучшат настроение, подарят уверенность в себе, зарядят малыша энергией.

Гимнастика для мозга людей старшего возраста

Содержание статьи

  1. Функции мозгового центра
  2. Важность мелкой моторики для организма пожилых в преклонном возрасте
  3. Области головного мозга, отвечающие за моторику
  4. Упражнения для восстановления и поддержания моторики
  5. Ухудшилась память — что делать и как сохранить
  6. Кинезиология как наука для предотвращения Альцгеймера
  7. Как русский менталитет мешает сохранению здоровой памяти
  8. Какие есть упражнения и программы в кинестетике
  9. Еще несколько советов пенсионерам для поддержания молодости мозговых полушарий
  10. Мыслительные упражнения для граждан старшего возраста

С годами часто ухудшается способность запоминать происходящее. Пенсионер начинает забывать, куда положил свои очки, закрыл ли дверь, выключил газ или нет. Однако подобные возрастные проявления, если это не Альцгеймер, когда клетки отмирают, обратимы. В статье вы узнаете, какая есть гимнастика для мозга, для людей старшего возраста, как самостоятельно повторять упражнения для ума, концентрации, тренировки вестибулярного аппарата и памяти пожилому человеку.

гимнастика для мозга для людей старшего возраста

Функции мозгового центра

Он считается главным органом ЦНС (центральной нервной системы). От него идет наше восприятие окружающей действительности, своего места в жизни. Основной состав – нейроны. Они объединены в ткань, которую в обществе принято называть «серым веществом».

Он поделен на доли, каждая из них выполняет собственные задачи. Затылочная воспринимает и перерабатывает зрительные данные, формируя образы. Теменная отвечает за анализ пространства, формирует тактильные ощущения, способность писать, читать, считать, контролирует чувства, боль и осознание реальности. Височные задействованы в переработке звуковой информации, воспринимают звуки, а также фиксируют лица людей и их эмоции, воспринимая каждую их них. Также от них зависит речь — именно эти части повреждаются при инсульте. Островковая доля ответственна за формирование сознания, эмпатии, тут обрабатывается отношение к музыке и даже неприятным запахам.

Также именно от мозга идет правильная регуляция дыхания, кровоснабжения. Если перечислять все функции, уйдет не один час, потому что именно от этого органа зависит жизнь и благополучное существование человека.

Важность мелкой моторики для организма пожилых в преклонном возрасте

Это определение означаем сумму телодвижений тела и его систем, от которой зависит достижение задач и целей от приема пищи до помощи другим. Если по какой-то причине возникнут проблемы, то ухудшается не только физическое состояние, когда что-то не получается сделать, но и психоэмоциональное, потому что любой будет чувствовать себя беззащитным, ненужным, бесполезным.

Моторные функции определяют активную речь, поэтому пенсионерам советуют повторять упражнения, чтобы восстановиться от инсульта и не дать ухудшиться вниманию.

Крупная отвечает за явление, когда человек может ощущать свое тело. Без этого никому не обойтись. Поэтому для продолжительной жизни требуется активно поддерживать себя небольшими занятиями.

Очень помогает пальчиковая гимнастика для памяти и ума пожилых людей.

упражнения для мозга и памяти пожилого человека

Оставьте заявку на подбор пансионата упражнения для мозга и памяти пожилого человека

для пожилого человека с потерей памяти

Области головного мозга, отвечающие за моторику

Тут принимает участие мозжечок, лобная доля, моторная и сенсорная зоны, белое и серое вещество. Если ухудшение произошло с последними, то наблюдаются трудности с речью, зубами, неправильное ощущение ароматов. Лобная часть отвечает за координацию. Сенсорная же определяет, как мы ощущаем тактильно телом окружающий мир.

Если человек не может сосредоточиться, у него из-за этого возникает стресс, портится настроение, то во многом виновато правое полушарие. Чтобы как-то воздействовать на него, подойдет спорт — теннис, танцы, коньки и лыжи, катание на лошади, если позволяет самочувствие и здоровье.

Для решения этих проблем потребуется делать специальную гимнастику, причем как в комплексе, а не отдельно.

гимнастика для ума для пожилых

Упражнения для восстановления и поддержания моторики

Теперь рассмотрим, что нужно предпринять, если уже появились сбои.

Для этого следует:

  • выполнять зарядку для кистей — сгибать и разгибать их;
  • тренировать отдельно каждый палец;
  • лепить — из пластилина, глины, теста. Можно, готовить пироги или пельмени;
  • рукодельничать — шить, вязать, плести;
  • рисовать и раскрашивать;
  • вырезать аппликации;
  • собирать пазлы и конструкторы.

Повторять это потребуется каждый день как минимум по 15-20 минут. Лучше, если пожилой человек будет в компании, чтобы ему было с кем разделить радость.

Дополнительно можно получить восстанавливающий эффект, если обратиться к специалисту для массажа рук, купить в аптеках массажные мячики, которые хорошо влияют на кровоснабжение и кроветворение.

Ухудшилась память — что делать и как сохранить

Специалисты советуют не паниковать и больше отдыхать. Также положительным эффектом будут обладать головоломки, интересные книги. Спешка — главный враг в борьбе с этой проблемой.

Обратитесь к физической активности — необязательно это должен быть фитнес в спортзале, возможно, стоит больше ходить и бывать на свежем воздухе. Очень важно отказаться от алкоголя и курения.

При нехватке определенным веществ, который влияют на запоминание, а это фолиевая и никотиновая кислоты, обратите внимание на полезное питание.

Также нужно вернуть умение сосредотачиваться. Для этого следует иногда передвигаться по квартире на память, причесываться и чистить зубы другой рукой, учить новый язык, запоминать стихи.

упражнения для мозга для пожилых людей

Кинезиология как наука для предотвращения Альцгеймера

В подобных патологиях и сложностях с запоминанием во многом виноваты не столько болезни, хотя и они тоже, сколько отсутствие физкультуры, недостаток разной мозговой деятельности. Если не напрягать себя новыми хобби, изучением языков, чтением книг, заучиванием четверостиший, то будет происходить деградация, которую почти невозможно остановить. Ведь нейроны с большим трудом восстанавливаются.

Особенно врачи уделяют вниманию физкультурной активности. Именно ходьба, бег, прогулки способствуют не только повышению тонуса в организме, но и обогащают мозг кислородом, заставляют его отречься от проблем и перезагрузиться. Таким способом снижается уровень стресса, вырабатывается серотонин, клетки в голове регенерируются и формируются значительно быстрее.

В России до идеи о том, что именно физические упражнения могут повлиять на работу, додумались только в 80-ых. С тех пор стали использовать кинезиологию — науку, которая изучает развитие мозговых клеток через физические действия. Координированные, согласованные, перекрестные положительно воздействуют, улучшают внимание. Гимнастика для ума будет полезна как для пожилых, так и для малышей. Эта методика способна поднять сосредоточенность. Ей уделяют не менее 30 минут в день.

Мозг фиксирует в нейронах ежедневные медленные действия, и при ежедневном исполнении тренирует ум. См. Также:Инфаркт миокарда: что это такое, симптомы и лечение

зарядка для мозга для пожилых

Как русский менталитет мешает сохранению здоровой памяти

Наши люди понимают, что если хочешь чего-то добиться, нужно обязательно трудиться всю жизнь, совершенствоваться и долго-долго работать. А гимнастические упражнения не требуют напряжения и усилий. Поэтому россияне в принципе сомневаются, что небольшие и несложные движения могут дать какой-либо мало-мальский результат. Однако стоит все-таки обратить внимание на тренировки.

Легкий фитнес не требует докупать спортивных снарядов и прочего. В основном эти занятия составлялись для дошкольников, чтобы они развивались и играли не напрягаясь. Но они подходят и людям за 50, хоть и называются иногда смешно.

Какие есть упражнения и программы в кинестетике

Эти методы — образовательная программа. Они созданы в рамках данной науки. Полезны как малышам, так и их родителям, бабушкам и дедушкам. С помощью них вы снимите стресс, усталость, расслабите мышцы спины и шеи, а также глаза, что особенно важно при близорукости и дальнозоркости. А также сможете простимулировать области вашего головного мозга.

Разноцветный текст

упражнения для мозга для пожилых

Для этого нужно взять текст, где цветовые обозначения выделены иным цветом. К примеру – слово «желтый» может быть синего оттенка, «красный» — зеленого, «синий» — черного. Суть упражнения — проговорить цвет, которым написан текст. Главная ошибка — читают сами слова, а не называют оттенки.

Это является хорошей профилактикой при болезни Альцгеймера и очень тренирует концентрацию.

Это упражнение можно выполнять каждый день как зарядку для мозга и ума пожилым людям.

Таблица Шульте

зарядка для ума для пожилых людей

Требуется взять непосредственно табличку и сосредоточиться на центральной цифре 19. Потом вы должны найти от 1 до 18, при этом фиксируя центральную. Таблицу можно нарисовать самостоятельно или найти в открытых источниках.

После постоянных тренировок у вас будет лучше работать периферийное зрение и увеличится скорость реакции.

Знаки пальцами

На одной руке сложите знак мира, а на второй — окей. Поочередно меняйте положение пальцев, чтобы уже они показывали противоположное. Повторяйте так несколько раз, одновременно используя левую и правую.

Пишем синхронно

Возьмите два листа бумаги и в каждую ладонь по фломастеру или карандашу. Рисуйте или пишите одинаковые геометрические фигуры одновременно. Таким способом, ваши полушария будут взаимодействовать.

тренировка мозга для пожилых людей

Пальчиковая гимнастика

  • Сначала надо хорошо растереть и размять суставы. Все выполняется обеими кистями.
  • Для начала надо по очереди нажимать сначала на подушечку мизинца, потом безымянного и так до большого.
  • После надо сжать кулак, а затем растопырить в разные стороны пальцы.
  • Потом потрите ладони друг о друга, погладьте ими свои коленки.
  • Затем — делаем щелбаны, каждым пальцем.
  • Раскатываем шарик, сжимаем его и передаем из одной руки в другую.
  • Делаем ванны — погружаем конечности в крупу или песок, перебирая их.
  • Лепим из пластилина или теста.

мелкая моторика для пожилых людей

Кросс Кролл

Его цель — позитивное взаимодействие мозговых полушарий, воздействует на мышцы живота, снимает напряжение с внутренних органов. Уменьшает зажимы в позвоночном столбе и пояснице, помогает справиться с болезнями суставов.

Упражнения делайте медленно. Выполнять их следует на кровати или на полу:

  • Первый способ. Вам нужно лечь и начать ползать, как младенец. После этого вставайте маршируйте на месте.
  • Второй. Расслабьтесь, встаньте. Ноги поставьте на ширине плеч, а руки согните в локтях ладошками вверх. Соедините бедро с плечом на противоположной стороне. То же самое сделайте с другой стороной. Голову можно поворачивать. Все повторяйте размеренно.

Кнопки мозга

Метод воздействует на крупные и мелкие сосуды, заставляя сердце работать лучше. Больше крови поступает в полушария, которые насыщаются кислородом.

Как сделать — ставим большой и указательный пальцы под ключицей, а правую конечность оставляем на подушке. Массируем ямки пару минут, а потом меняем положение кистей.

Особо стоит акцентировать свое внимание на 1 и 2 ребро.

Колпак для думания

Метод способствует влиянию на позвоночный столб, расслабляет его и снимает зажимы. Чтобы выполнить упражнение, следует взяться за верх уха и мягко помассировать, заворачивая их вниз, словно надевая шапку.

пальчиковая гимнастика для пожилых людей

Сова

Благодаря этому вы сможете снять челюстные судороги. Также повышается красота и быстрота письма, наблюдательность, тренируется память. Рекомендуется делать после монотонной работы:

  • сожмите левой рукой правое плечо;
  • лицо поверните вправо и посмотрите назад;
  • глубоко вдохните и распрямитесь;
  • опустите подбородок на грудь и снова сделайте вдох;
  • повторите аналогично с другой стороны.

Это часто используется как гимнастика мозга для пожилых.

Ленивые восьмёрки

Их повторяют, чтобы голова могла полностью управлять телом, улучшилось осознание себя в пространстве. Также таким способом поддерживаются в тонусе глаза и общий лимфоток. Постоянные действия раскрепощают и делают более гибкими шею и спину.

Выполняется следующим образом:

  • встаньте, соедините стопы параллельно;
  • расслабьтесь;
  • левую руку вытяните вперед;
  • смотрите на нее и рисуйте в воздухе знак бесконечности.

Разминаются обе конечности. Чем чаще будете повторять, тем вероятнее закрепиться эффект.

упражнения для тренировки мозга для пожилых

Крюки Дениссона

Хороши для плодотворного взаимодействия мозговых полушарий. Благодаря этому вы настроитесь на достижение своих целей. Вы сможете наладить свое эмоциональное состояние, успокоиться, вернуть двигательную активность после инсульта:

  • скрестите ноги, положив их одна на другую.
  • скрепите замок ладонями вперед и положите на грудь.
  • смотрите вверх, расслабьтесь;
  • побудьте так несколько минут;
  • после опустите взгляд вниз, а потом выверните кисти вперед и разомкните пальцы.

Это упражнения для тренировки мозга для пожилых людей нужно выполнять ежедневно без выходных, чтобы ваши легкие лучше наполнялись кислородом. Также помогает уменьшить стресс.

Еще несколько советов пенсионерам для поддержания молодости мозговых полушарий

Нейробиологи советуют делать нестандартные вещи даже в старости — рисовать фантастические сюжеты, писать другой рукой, иногда гулять по новым маршрутам, громко петь, путешествовать, если есть такая возможность.

гимнастика для памяти пожилым

Мыслительные упражнения для граждан старшего возраста

Некоторые психологи рекомендуют включить в повседневную деятельность игры — судоку, шахматы, шашки, бильярд, прочие всевозможные настольные игры.

Также нельзя забывать про пальчиковую гимнастику. Обязательно нужно плавать, гулять, совершать пробежки, заниматься спортом, не требующим особенного физического напряжения, например настольным теннисом. Особенно стоит обратить свое внимание на хобби – вязание, рисование, шитье. Можно начать что-нибудь коллекционировать, например магниты на холодильник.

Специалисты сети пансионатов «Забота» знают, как это важно – развивать мелкую моторику и какие положительные изменения у пожилых людей следуют после грамотных занятий для мозга. Поэтому у нас работает команда профессионалов, которая старается сделать жизнь каждого подопечного лучше, пристально следит за его здоровьем и организует досуг.

Оставьте заявку на подбор пансионата упражнения для мозга и памяти пожилого человека

для пожилого человека с потерей памяти

10 упражнений для мозга, которые стимулируют развитие новых нервных

В этих упражнениях задействованы 5 органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

Нейробика – психологические упражнения, напоминающие кросс-фитнес для мозга.

В этих упражнениях задействованы 5 органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Их систематическое выполнение стимулирует развитие новых нервных соединений в различных зонах мозга, делает нервные клетки более крепкими, способствует выработке питательных веществ, которые улучшают память.

Мы с удовольствием делимся этими несложными упражнениями. Делая их по утрам, через некоторое время вы почувствуете положительный эффект.

1. Чистите зубы нерабочей рукой

Исследования показали, что использование противоположного полушария вашего мозга (как в этом упражнении) дает результаты быстрого и существенного расширения зон коры головного мозга.

Как делать: чистите зубы нерабочей рукой, а также не забывайте открывать и использовать тюбик зубной пасты той же рукой.

2. Принимайте душ с закрытыми глазами

Тактильные ощущения активизируют другие зоны головного мозга. Ваши руки замечают то, что невозможно увидеть, и посылают об этомы сигналы вашему мозгу.

Как делать: попробуйте использовать из органов чувств только осязание (делайте все крайне осторожно во избежание травм). Откройте краны и настройте воду, доверяя своим ощущениям. Затем мойтесь с закрытыми глазами.

3. Меняйте свой привычный утренний распорядок

Исследования мозга показывают, что новые задачи увеличивают зоны коры головного мозга, фиксируя увеличение уровня активности головного мозга.

Как делать: оденьтесь после завтрака, погуляйте с собакой в новом районе, смените ваш любимый канал на ТВ или радиостанцию.

4. Переворачивайте привычные предметы вверх ногами. Буквально

Когда вы смотрите на правильно повернутые вещи, ваша левая, «вербальная» сторона мозга быстро их распознает и сразу отправляет ваше внимание в другое место. Когда вы их переворачиваете вверх ногами, ваша правая сторона мозга включается в работу и пытается распознать форму, цвет и отношение непонятной ему картинки.

Как делать: переверните вверх ногами фотографии вашей семьи, настенные часы и календарь.

5. Меняйтесь местами за столом

В большинстве семей каждый имеет свое собственное место за столом, но ваш мозг постоянно нуждается в новом опыте.

Как делать: меняйтесь местами, чтобы изменить положение, которое вы занимаете, и по-другому посмотреть на комнату, и людей, и даже на то, как вы достаете до перца и соли.

10 упражнений для мозга, которые стимулируют развитие новых нервных соединений

6. Вдыхайте новые ароматы

Вы, вероятно, даже не помните, как «выучили», что запах кофе ассоциируется с началом нового дня. Задействовать новые нервные пути можно, связав непривычные ароматы, например, ванили, корицы, мяты, с каким-либо видом деятельности.

Как делать: держите экстракт своего любимого аромата около кровати всю неделю. Открывайте и вдыхайте его, как только проснулись, затем когда умываетесь и одеваетесь.

7. Открывайте окно машины

Гиппокампус — часть головного мозга, отвечающая за воспоминания. Они будут более яркими, если в них участвуют запахи, звуки и образы.

Как делать: попробуйте распознать новые звуки и запахи на вашем пути. Открытое окно поможет вам в этом.

8. Изучайте продукты в супермаркете

Магазины спроектированы так, чтобы наиболее прибыльные товары располагались на уровне глаз, поэтому когда вы отовариваетесь, вы многого не видите.

Как делать: остановитесь около любого ряда в магазине и посмотрите на полки сверху вниз. Если вы увидели то, чего не замечали раньше, возьмите это, почитайте состав и подумайте об этом. Вам необязательно это покупать, вы уже нарушили свою рутину и приобрели новый опыт.

9. Увеличивайте количество коммуникаций в течение дня

Научные исследования неоднократно доказывали, что нехватка общения имеет серьезное негативное влияние на общие познавательные способности.

Как делать: хотите пить? Лучше купить напиток у продавца в магазине, чем у аппарата с газировкой. Закончился бензин? Лучше оплатите чек у кассира, чем карточкой в терминале на улице.

10. Читайте по-разному

Мы используем разные отделы мозга, когда читаем сами или слушаем, когда читаем вслух или про себя.

Как делать: читайте вслух вашему собеседнику, чередуя роли слушателя и читателя. Возможно, вы гораздо дольше будете читать книгу, зато проведете больше времени вместе.опубликовано econet.ru 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

11 упражнений для мозга

Ассиметричная пальчиковая гимнастика упражнения сделает работу мозга интенсивнее и поможет легче и быстрее усвоить любые знания и навыки. 

11 упражнений для мозга

Такая гимнастика запускает оба полушария мозга, т.е синхронизирует оба полушария. В 1981 году американский нейропсихолог Роджер Сперри  получил  Нобелевскую премию за «открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий головного мозга». На основании его исследований сделан вывод, что синхронизируя оба полушария мозга, мы повышаем качество любого обучения во много раз. Поэтому, овладевая любым новым навыком, нужно запустить мозг в работу по максимуму.

Ассиметричная гимнастика для мозга

Упражнение 1.

Кулак-ладонь. Одну руку сжимаем в кулак, а другую выпрямляем в ладошку. И начинаем последовательно менять их: кулак- ладонь. Сначала делаем упражнение медленно, а когда оно начинает получатся — ускоряем темп.

Упражнение 2.

Ухо-нос. Одну руку ставим на нос, а вторую перекрещивая руки, подносим к уху. Хлопок и меняем их местами.

Упражнение 3. 

Капитанское. Одна рука приложена козырьком к бровям, а вторая рука показывает знак «Класс». Меняем руки местами. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой рук.

Упражнение 4.

Одну ладошку выставляем вперед, а второй рукой показываем знак «Класс». Меняем руки. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой положения рук.

Упражнение 5.

Победитель. Одна рука показывает знак «V», а вторая «Ок». Меняем руки.

Упражнение 6.

На одной руке соединяем 2 пальца- указательный и средний, а указательный палец второй руки будет накрывать два этих соединенных пальца. Меняем руки. 

Упражнение 7.

Мизинец одной руки накрывается тремя соединенными пальцами другой руки (указательным, средним и безымянным). Меняем руки.

Упражнение 8.

Рожки и ножки. Одна рука показывает ножки, а вторая рожки (большой палец, указательный и мизинец). Меняем руки.

11 упражнений для мозга

Упражнение 9.

Пазлы. На одной руке выставляем два пальца -указательный и средний, а на другой -безымянный и мизинец. Соединяем их как пазлы. Меняем руки.

Упражнение 10.

На одной руке большой палец последовательно соединяется со всеми остальными пальцами, начиная с указательного пальца. То же самой делает другая рука, но начинает с мизинца. Задача  — делать упражнение одновременно двумя руками.

Упражнение 11.

Большие пальцы рук соединяются с указательными пальцами противоположной руки. Потом нижние пальцы мы отсоединяем, делаем виток вверх и там снова их соединяем, ускоряясь и делая упражнение быстрее.

Эти упражнения сделают работу мозга интенсивнее и помогут легче и быстрее усвоить любые знания и навыки. опубликовано econet.ru

Татьяна Гринчук

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Упражнения, которые заставят мозг помолодеть: советы нейробиолога | РЗ

Нейробика (англ. neurobics) – простые упражнения, предполагающие нестандартные поступки и мысли, чтобы поддерживать мозг в тонусе.

Знаменитый сыщик Эркюль Пуаро частенько говаривал: «Включите свои серые клеточки!», но, увы, не пояснял, как именно это сделать. А вот американский нейробиолог Лоренс Кац точно знает, как гимнастика для ума – нейробика – помогает держать мозг в «спортивной» форме.

Век живи, век тренируй

Наш мозг, подобно мышцам, нуждается в специальных нагрузках – особенно с возрастом, ведь после 25 лет количество нейронов начинает постепенно уменьшаться, а после 50  лет этот процесс протекает лавинообразно. Так, например, в гиппокампе – части лимбической системы мозга, отвечающей за обучение, память и эмоции, – за вторую половину жизни утрачивается 20% нейронов. Причем гибнут именно те нервные клетки, которые образовали неправильные связи либо вообще не образовали таковых.

Великий принцип физиологии: что не используется, то отмирает.

Так дайте же своим «серым клеточкам» шанс на построение новых связей с помощью нейробики! Это и есть спасение для мозга. Благодаря постоянному освоению новых знаний и навыков, а также ломке привычных поведенческих шаблонов происходит следующее:

  • образуются новые синапсы – места контактов между нейронами;
  • образуются новые дендриты – отростки нервных клеток, пропускающие через себя импульсы от нейрона к нейрону;
  • аксоны, отвечающие за передачу информации от тела нейрона к другим клеткам центральной нервной системы, быстрее проводят нервные сигналы;
  • кора головного мозга становится более извилистой и утолщается;
  • в головном мозге образуются новые капилляры;
  • усложняются функциональные связи между отдельными структурами головного мозга.

Гимнастика для ума поможет детям научиться концентрироваться и усваивать новые знания,
а людям преклонного возраста – поддерживать мозг в тонусе.

Чувственная аэробика

Упражнения нейробики направлены на то, чтобы задействовать пять основных чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Систематически выполняя такие действия, вы стимулируете развитие новых нервных соединений в различных зонах головного мозга.

  • Ручной режим. Активно пользуйтесь «нерабочей» рукой: открывайте тюбик с зубной   пастой, чистите зубы, делайте краткие пометки в блокноте или рисуйте. Таким образом вы задействуете противоположное полушарие, что, в свою очередь, активизирует двигательную кору головного мозга. Левая ее часть участвует в регулировании движения правой стороны тела, а правая, соответственно, наоборот.
  • Слепой инстинкт. Доверьтесь своим тактильным ощущениям. Попробуйте походить дома с закрытыми глазами, предварительно убрав с пути все предметы, на которые можно наткнуться, примите душ «вслепую», оденьтесь или откройте ключом дверь в свою квартиру (главное – не перепутайте с соседской). А сможете на ощупь определить, какая мелочь лежит в кармане? Ваши руки, подобно локаторам, считывают информацию, которую невозможно увидеть, и сигналят об этом мозгу, активизируя различные его зоны, не только зрительную.
  • Ломка стереотипов. Экспериментируйте с поведенческими навыками. Например, предложите членам вашей семьи поменяться насиженными местами за обеденным столом. Заодно по-новому взглянете на кухонную обстановку, и, возможно, это побудит вас обновить интерьер. «Кормите» свой мозг новыми ощущениями и наслаждайтесь этой игрой.
  • Вкус измены. Вместо привычного выберите другой утренний маршрут, будь то дорога на работу, прогулка с собакой или поход по магазинам. Обновите музыкальные пристрастия – послушайте ту музыку, которую никогда не слушали. Попробуйте непривычные для вас блюда. Нейробиологи утверждают, что экспериментально в такие моменты фиксируется рост активности головного мозга.
  • Вверх тормашками. Часы, настенный календарь, любимый пейзаж, свадебная фотография – на что вы привыкли смотреть? Стоит только их перевернуть, и правое полушарие мозга тут же включается в работу. Правое полушарие мозга пытается понять, который теперь час и день, распознать знакомые цвета на картине либо лица на фотографии. Вовлекайте в работу все виды внимания: непроизвольное, произвольное, избирательное и устойчивое. Мозг будет вам за это благодарен!
  • ВДОХновение. Аромат кофе знаменует для вас начало трудового дня? А что, если прибавить к нему шоколад, ваниль или корицу? Либо заменить, например, мелиссой и лимоном? Благодаря гиппокампу (отвечающему одновременно за хранение долгосрочной информации и обонятельную функцию) формируется ассоциативная память. Именно поэтому определенные запахи вызывают у нас конкретные эмоции, способные пробудить воспоминания или навеять фантазии. Изучайте новые ароматы и фантазируйте, например, на тему того, какого цвета может быть тот или иной запах.

  • Эффект открытого окна. Распахните окно и внимательно «впитывайте» запахи и звуки, доносящиеся с улицы. Попробуйте закрыть глаза и представить себе, что в этот момент происходит в той части улицы, которая вам не видна. Когда вы фантазируете, различные области мозга активно взаимодействуют друг с другом. Для такой передачи сигналов, известной как пассивный режим работы мозга, затрачивается примерно в 20 раз больше энергии, чем для осознанной реакции на любой внешний стимул.
  • Вдумчивый шопинг. Ежедневный цейтнот заставляет нас свести покупательские инстинкты до оптимального минимума – то есть до автоматизма. Смените привычный забег с тележкой по супермаркету на неспешную прогулку, предполагающую выбор непривычных товаров. Вы не обязаны их покупать, но подержать в руках и почитать этикетки ради приобретения нового опыта и знаний – почему бы и нет.
  • Наслаждение от общения. Дефицит общения отрицательно сказывается на наших общих познавательных способностях. Оттачивайте искусство ведения беседы при любом удобном случае. Шутите с продавцами и кассирами, коллегами по работе и официантами в кафе (но знайте меру и будьте лаконичны). Удачная шутка улучшает настроение и рождает желание придумать новую. Стимулирование областей мозга, управляющих позитивными эмоциями, способно усилить нейронные связи точно так же, как физические упражнения укрепляют наши мышцы.
  • Вслух и про себя. Вы любили в детстве слушать сказки перед сном? А читать вслух? Возродите эту прекрасную традицию: почитайте вместе с близким человеком, чередуя роли слушателя и читателя. Да, прочесть книгу на скорую руку вам не удастся, зато вы используете разные отделы мозга, читая или слушая. То же самое происходит, когда вы чередуете чтение вслух и про себя. Таким образом можно прочесть книгу Лоренса Каца и Мэннинга Рубина «Фитнес для ума».

Сколько бы вы ни тренировали свой личный «бортовой компьютер», помните, что нейроны нуждаются в активном движении и нормальном сне – именно это помогает поддерживать активность мозга и усиливать процессы взаимодействия связующих каналов.

Заставляя свой мозг комбинировать ощущения в необычных сочетаниях,
вы стимулируете его вырабатывать нейротропин – химическое вещество,
способствующее росту новых нервных клеток и дендритов,
которые отвечают за связи между нейронами.

 

 

 

Нейробика Упражнения для развития мозга

За однообразными буднями, которые напоминают день сурка, стоит незримая проблема для памяти — она потихоньку ухудшается, если ее не задействовать правильно. Что такое нейробика и какие бывают упражнения для мозга разберем в нашей статье.

Нейробика — это отличный способ сделать память лучше всего за несколько минут в день

Наш мозг — это 100 млрд. нейронов. Это значение превышает количество звезд в нашей галактике! Мозг обладает огромнейшими ресурсами для хранения в памяти воспоминаний, для обработки информации. Он способен хранить память объемом за 3 млн. лет! Только представьте, насколько ошеломляющи возможности мозга.

Также как и наше тело, мозг нуждается в упражнениях, в ежедневной зарядке для поддержания мышления в нужной активности и тонусе. В постоянном режиме мозг и память перегружены различной информацией отовсюду. Теперь многие задачи и жизненные вопросы решаются путем компьютера и интернет технологий. При этом думается, что голова перегружена, а нет.. Благодаря легкому доступу к ответам мозг становится ленивее. Он как бы перекладывает ответственность в поиске ответа на гугл и яндекс, зная, что найдет там нужное. И незаметно, день за днем, активность мышления меняется не в лучшую сторону.. Как быть?

Здесь помогает нейробика. Это нестандартный подход к простым вещам. Нужно всего лишь немного подменять привычки. Подробнее об этом сейчас и поговорим.

Почему мозгу нужна тренировка

Мозг — достаточно сложный орган, который выполняет одну из самых важных функций в теле — это управление. Это главный директор нашего организма. Он знает обо всех протекающих процессах в организме.

Электрические импульсы между нейронами во время мыслительного процесса передаются через синапсы — это зоны контакта между ними. Бесчисленное количество нейронов создают связи в момент, когда головной мозг очень активен. В процессе обучения мы меняем ход работы мозга, благодаря чему прокладываются новые пути мысленных электрических импульсов.

Электрический сигнал «перепрыгивает» сквозь щель синапса, отчего образуются новые связи между нервными клетками. Первый раз дорога трудна, но в процессе обучения, когда электро сигнал преодолевает синапс вновь и вновь — связь становится шире и прочнее. В этот момент производятся новые нейронные микросети, в которых запоминаются новые знания. На этом этапе мы понимаем, что наконец-то чему-то научились. Сюда же относятся и новые убеждения и новые привычки и модели поведения.

Весь описанный процесс называется нейропластичностью. Нейропластика — это удивительное открытие последних лет.

Кстати, в 1998 году американские ученые опровергли мнение, что нервные клетки не восстанавливаются.

Нейрогенез происходит на протяжении всей нашей жизни. У взрослых, как и у детей появляются новые нервные клетки. Учеными установлено, что причина снижения умственных способностей связана не с отмиранием нервных клеток, а причина в истощении дендритов (отростки нервных клеток). Именно через эти отростки проходят импульсы от нейрона до нейрона.

Если отсутствует стимуляция дендритов — они отмирают, атрофируются и лишаются способности к проводимости. Повторяющиеся ежедневные действия создают шаблонное поведение — «автопилот», который мы активно применяем в жизни. При этом гибкость мышления заметно снижается.

Нейробиолог из Америки Л. Канц в своих исследованиях сделал вывод, что если постоянно выполнять однообразные задачи, то у человека снижаются умственные способности. Плюс к этому ухудшается внимание и память.

Ежедневно мы проделываем одно и тоже просто механически. Ранний подъем по будильнику, умывание, привычный завтрак, все тот же неизменный маршрут на работу. И это происходит изо дня в день, словно день «Сурка». При таком автопилоте мозг не включается в активную работу. Он работает по системе устоявшихся нейронных связей.

Чтобы мышление не деградировало, мозгу нужна тренировка, нагрузка, что-то новое и непривычное, чтобы он включился. И, для того, чтобы генерировать новые нейронные связи, нужно менять привычки. Это неординарные решения, новый взгляд на привычное, это яркие эмоции и впечатления.

Привычка, на самом деле, ослабляет возможности мозга. Поэтому от стандартных рутин нужно уходить и действовать по-новому.

Читайте еще: 10 СПОСОБОВ ЗАПОМНИТЬ ВСЕ

Освоение нейробики

Нейробика — это упражнения, которые развивают внимание, память и мышление. При этом ее главная цель — задействовать в работе разные участки мозга. Это достигается путем изменения привычек, новый подход к обыденным задачам, нестандартные решения. Благодаря этому выстраиваются новые нейронные сети, что положительно влияет на работу мозга в целом.

Включить упражнения нейробики в свою жизнь достаточно легко, и это не потребует отдельного времени и места. Уделяйте хотя бы 10 минут в день простой методике. Ниже представлены способы интеллектуальной тренировки.

  1. При просмотре фильма мы задействуем зрение и слух. Но здесь можно пойти другим путем. Выключите звук и постарайтесь по мимике и губам считать информацию с действующих героев. Постарайтесь прочувствовать их эмоции просто без звука.
  2. Ваш путь на работу всегда на авто или общественном транспорте? Попробуйте прогуляться пешком, если позволяет удаленность от дома. Или выйдите на пару остановок раньше и дойдите пешком.
  3. Чаще путешествовать и исследовать новые места. Даже если нет возможности уезжать за границу. Можно изучать собственный город. Почему бы не погулять по новым районам города?)
  4. Задействуйте обоняние по-новому. Изучайте разные запахи специй, трав, парфюмерии. Мозг включится в активную работу и будет формировать новые связи для запоминания ароматов.
  5. Тактильные ощущения тоже требуют внимания. Попробуйте закрытыми глазами написать на бумаге слово или целое предложение. Или аккуратно пройдитесь по квартире также закрыв глаза. Поверьте, мозг при этом взбодрится не на шутку. Будьте осторожнее, держите руки перед собой, чтобы обогнуть острые углы и обезопасить себя.
  6. Попробуйте поднять что-то не рукой, а ногой — также отличная тренировка.
  7. Переверните просматриваемые картинки и фото. Да, изображение не поменялось, но такой угол обзора активирует правое полушарие мозга.

Читайте еще: Дефицит ацетилхолина ухудшает память

Нейробика сложного уровня

Как насчет усложнить задания? 😉

  1. Понадобится два фломастера или маркера, стенд или большой лист бумаги. Возьмите маркеры в обе руки и начните одновременно обеими руками рисовать геометрические фигуры. Разные! Постарайтесь закончить рисунок в одно время. Например, правой рукой рисуйте круг, а левой — треугольник. Затем, пробуйте наоборот или на время с помощью таймера!
  2. Еще одно упражнение нейробики. Наверняка вам знаком этот способ. Положите одну руку на голову, другую на живот. Легонько хлопайте ладонью по голове, а по животу совершайте движение рукой по кругу. После поменяйте руки и повторите. Сначала заметите сопротивление рук, будет стремление делать движения синхронно, но чуть позже при включенном внимании получаться будет лучше.
  3. На один и тот же вопрос попробуйте ответить разными предложениями.
  4. Возьмитесь за незнакомую работу, благодаря чему мозг быстро включится в активный режим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *