Культура поведения: этика — что это такое, культурные правила и этикет в обществе, тонкости воспитания ребенка в семье
То, как человек ведёт себя в обществе, как он взаимодействует со знакомыми и незнакомыми людьми, говорит о его «культуре поведения», характеризует его как воспитанного или невоспитанного человека. И чтобы достойно вести себя в той или иной ситуации, нужно знать определённые нормы и правила поведения, а также обладать высокими моральными качествами.
Особенности
Культура поведения – это такое широкое понятие, которое объединяет общественные нормы с моральными ценностями. Иными словами, это такие правила и особенности поведения, которые неразрывно связаны с нравственностью и воспитанием человека.
Именно благодаря нормам можно определить, правильно или неправильно ведут себя люди в той или иной ситуации, – это своеобразный общественный критерий.
Воспитанный человек всегда готов соблюдать правила поведения, быть тактичным и доброжелательным по отношению к другим, даже незнакомым людям.
В понятие «культура поведения» входят и еще несколько аспектов:
- Набор действий человека в общественных местах (парк, транспорт, работа, школа, очередь, банк, остановка, магазин). То, как человек ведёт себя, как решает конфликтные ситуации – всё это является показателем его нравственной культуры.
- Бытовая культура. Имеется в виду то, как человек реализует свои личные потребности, как организовывает свой досуг.
- Правильная и красивая речь. Неотъемлемая часть культуры поведения. Жаргонные выражения не характеризуют человека с лучшей стороны. К речи относится и мимика с жестами.
- Соблюдение этикетных норм – показатель хороших манер и воспитанности. Важно не забывать о них, особенно находясь в общественных местах.
- Приличный и опрятный внешний вид, соблюдение правил гигиены – это проявление внешней культуры, и оно также необходимо.
Данные принципы и нормы – это результат вековой работы, в основе которой – гуманные отношения между людьми.
Культурное воспитание
Нормы поведения, неотделимые от понятия нравственности, закладываются в каждом человеке с детства. С самых ранних лет ребёнок должен усваивать определённые правила, которые в дальнейшем станут неотъемлемой частью его взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми людьми.
Воспитывая ребёнка, стоит помнить о том, что в дошкольном возрасте он не способен точно следовать какому-либо правилу поведения, может не до конца осознавать тот или иной поступок, а его навыки и привычки неустойчивы и могут поменяться. Как же воспитать из ребёнка нравственного и культурного человека?
Существуют следующие способы:- Нужно, чтобы в семье всегда царила благоприятная атмосфера для подобного воспитания. Маленькие дети склонны к подражанию, и если они видят, что родители заботливы, они ответят тем же и будут слушаться их. Обстановка, царящая в семье, также оказывает влияние на характер ребёнка и его взаимодействие с другими детьми.
- С самого раннего возраста нужно привить ребёнку основные правила общения со сверстниками. То есть уже в два-три года малыш должен уважительно относиться к другим детям: не пытаться отнимать игрушки, не мешать досугу других детей, не драться и не хулиганить. Доброжелательность к людям – это основа культурного поведения.
- Помимо правильного поведения в обществе, важно объяснить детям о необходимости беречь природу. Ребёнок должен видеть красоту растений, уметь ухаживать за ними, а также любить животных.
- Кроме этого, нужно развить в детях стремление к труду. Они должны быть готовы выполнять то или иное поручение взрослых, оказывать помощь (самостоятельно убрать игрушки, помочь протереть пыль).
- Постепенно требования к детям должны становиться выше. В возрасте четырёх лет ребёнок уже лучше осознаёт свои поступки, у него развиваются новые качества – следует научить его вежливости (обращаться к взрослому человеку на «вы»), бесконфликтности. В этом возрасте дети хорошо усваивают правила этикета, поэтому пора объяснить ему нормы поведения в общественных местах (библиотека, транспорт, театр, кино)
- Важен контроль со стороны родителей. Необходимо оценивать выполнения того или иного правила как положительно, так и отрицательно (но тактично). Наказывать ребёнка за какие-либо проступки нужно, но не в грубой форме, и тем более не физически. Дети должны понимать, за что они наказаны и что сделали не так. Если ребёнок часто нарушает нормы поведения, то важно выяснить причины. Возможно, они не могут быть усвоены им в силу возрастных и других индивидуальных особенностей.
Воспитание нравственной и культурной личности нужно начинать уже с раннего возраста ребёнка, поэтому важно быть для него достойным примером для подражания.
Этика
Культура поведения включает в себя не только усвоение человеком этикетных норм, но и этических. Этика – это наука о нравственности, то есть о внутренней наполненности человека,
Этические навыки определяют то, насколько успешно человек будет придерживаться принятых норм в обществе. Формирование этого навыка зарождается ещё в детстве и продолжается в подростковом возрасте. Данный период времени характеризуется своими особенностями, которые стоит учитывать:
- У подростков возникают новые переживания, потребности, перед ними встают новые задачи, они меняются не только внешне, но и внутренне.
Здесь важно не задавить подростка контролем над выполнением усвоенных ранее этических норм, но и не пускать всё на самотёк.
- У подростка должно быть развито умение самостоятельно применять усвоенные правила на практике.
- Он будет смотреть на другие образцы поведения и брать пример с родителей, поэтому важно и взрослым придерживаться установленных этических норм, даже если подросток будет провоцировать их нарушить.
- Подросткам важно предоставить свободу и личное пространство как для учёбы, так и для досуга. Он должен уметь организовывать свою деятельность, уметь общаться с тем или иным учителем, брать на себя ответственность за свои неудачи в школе.
- Не стоит давить на подростка при выборе им компании сверстников. Он должен уметь строить правильные человеческие отношения на основе усвоенных им знаний в детстве самостоятельно.
- То, как подростки выполняют обязанности и поручения, является характеристикой их воспитанности. Они должны быть исполнительны и не дожидаться напоминаний родителей о выполнении какой-либо просьбы. Важно, чтобы они брали на себя ответственность за часть семейных обязанностей, которые им отведены.
- Родителям важно контролировать личную жизнь подростка, но не в ущерб его личному пространству. Достаточно интересоваться его мыслями и уметь принимать его мировоззрение, быть доброжелательным, уметь выслушать и дать краткий и существенный совет.
Важно рассказать подростку о глубоком смысле культуры поведения, о том, что это не простые условности, а вековые традиции, свидетельствующие об уважительном отношении к окружающим.
Советы и рекомендации
Существуют определённые нормы повседневного культурного поведения, которые необходимо придерживаться в обществе (больнице, театре, транспорте, школе, игровой площадке):
- Приветствие – важный ритуал между людьми, который говорит, прежде всего, о воспитанности. Нужно здороваться с людьми, даже с незнакомыми. Например, если два незнакомых человека едут вместе в лифте или встречаются в подъезде, уместно будет поздороваться или просто кивнуть в знак приветствия.
- Хвастовство – это дурная манера, а скромность – неотъемлемая часть культурного поведения, поэтому не стоит хвастаться чем-то перед другими, особенно перед людьми младшего возраста.
- Важно запомнить, что если два человека встречаются на входе куда-то (в магазин или транспорт), то сначала нужно выпустить того, кто выходит, а уже потом заходить.
- В транспорте нужно обязательно уступать место пожилому человеку, беременной женщине, инвалиду, пассажиру с маленьким ребенком или тяжелой сумкой. Также принято пропускать всех этих людей вперёд и открывать им дверь, заходя куда-то (например, в магазин).
- Разглядывание человека с тем или иным внешним недостатком – это неприлично и невоспитанно. Даже если изъян бросается в глаза, лучше сделать вид, что ничего примечательного во внешности человека нет, то есть не больше, чем у других.
- При возникновении спора на грубость не стоит отвечать грубостью, чтобы не усугубить конфликтную ситуацию. Лучше смягчить спор поисками компромисса, а явную грубость стоит проигнорировать.
Данные рекомендации можно назвать проявлениями «морального кодекса» любого человека, говорящие о его воспитанности. Важно развивать в себе эту культуру поведения, чтобы достойно взаимодействовать с людьми.
Небольшой видеоролик о правилах поведения в общественных местах смотрите далее.
. Содержание культуры поведения школьников
В прошлом столетии общественность была серьезно обеспокоена недостаточным уровнем культуры молодёжи, которая, надо сказать, и сегодня находится в такой же ситуации. Думаем, что это не что иное, как результат недостаточного обращения внимания на формирование культуры поведения на начальном этапе обучения, т.е. в начальной школе. Младший школьный возраст – первая крупная перемена в жизни ребёнка. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, отношениях с другими людьми. Малышам в семье запрещают ему мешать, и даже взрослые откладывают свои дела, чтобы дать ему возможность позаниматься. Это совсем иное, чем его прежние занятия. Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с взрослыми (учителями) и со сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения). Формирование личности – сложный, многозначный процесс, выступающий в форме физиологического, психического и социального становления человека, определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями.
«Человек человеку — друг» — этот принцип один из главных в нашей жизни, во взаимоотношениях с окружающими нас людьми. Обижаясь на невежливость кого-нибудь, мы говорим: «Невоспитанный человек, некультурный человек». В качестве же оправдания невежливости иногда говорят: «Он же совсем необразованный». Это всё говорит о том, что культуру поведения надо специально воспитывать. Подрастающее поколение необходимо вооружить такими умениями, навыками, привычками, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доброжелательности.
Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали, это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности, точности. Другие правила связаны с гигиеной, эстетикой быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко связаны со с
Методы и средства воспитания культуры поведения
Успех в воспитании культуры поведения во многом зависит от правильного выбора методов работы с детьми. Главными методами являются приучения школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснения им соответствующих норм морали. Важным средством приучения младших школьников к культуре поведения являются упражнения, которые включаются в повседневную жизнь ребенка и проводятся в процессе систематических занятий. Содержание упражнений и их форма зависят от характера правила, отрабатывается. Так, например, возможны занятия, где учитель показывает, как надо вести себя в той или иной ситуации: как пригласить товарища в гости, как вести себя за столом, как выполнять правила вежливости. На этом же занятии дети повторяют действия учителя, учатся поступать правильно. А потом эти упражнения включаются в разнообразную деятельность школьников. Дети едут в театр, идут на день рождения к товарищу. Здесь они должны самостоятельно, без непосредственного контроля со стороны взрослых действовать в соответствии с известным им правилам. Учитель наблюдает за поведением детей, он отмечает те пробелы, и ошибки, что дети делают, и то хорошее, правильное в их поступках, на что можно опереться в дальнейшей работе.
Выполнение общественных поручений требует от детей не только умение выполнять какую-либо деятельность, но и соблюдать определенные правила поведения. Так, третьеклассники шефствуют над первоклассниками, играют с дошкольниками, дежурят на своем этаже, собирают макулатуру.
При этом дети вступают в отношения со многими людьми: взрослыми, младшими и старшими ребятами, своими сверстниками. Общение с ними требует от школьников знания многих правил культурного поведения. Умение следовать правилу в повседневной жизни становится необходимым для детей. Поэтому дети стараются запомнить то, что они изучают на специальных занятиях, и применить полученные знания на практике. Это обстоятельство в значительной степени облегчает работу учителя по воспитанию культуры поведения.
В системе работы учителя большое значение имеет и разъяснение детям этических норм
Правила этикета, которые отличают культурного человека от невежи
Меня интересуют вопросы этикета и культурного поведения в обществе, потому что с необходимостью их применения мы сталкиваемся ежедневно: на работе и магазине, ни различных деловых встречах, в кафе или театре. В этой статье я подробно рассматриваю тему «Этикет» и общепринятые правила, которые следует соблюдать каждому культурному человеку.
Что такое этикет и с чем его «едят»
Слово «этикет» пришло к нам из Франции. Оно означает перечень правил, регулирующих отношения между людьми. Эти правила обычно не оглашаются, но каждый культурный человек их знает и использует в повседневной жизни.
Этикет проявляется в манерах каждого человека, то есть его поведенческих привычках в конкретных жизненных ситуациях. Существуют хорошие (скромность, тактичность, умение поддержать разговор) и плохие (шумное поведение, грубость, оскорбления) манеры.
Хорошие манеры прививаются человеку в процессе семейного воспитания, начиная с раннего детства. Здесь крайне важен личный пример родителей, потому что ребенок зачастую копирует их поведение в той или иной ситуации. Также с ребенком следует проводить беседы о том, что хорошо, а что — плохо, с детства приучать его к определенным правилам поведения, словам и жестам вежливости.
Разновидности этикета
- Этикет речи — включает в себя правила вежливости и чувство такте при общении с людьми;
- Деловой этикет — нормы поведения человека на работе: от внешнего вида до общения и самопрезентации.
- Столовый этикет — содержит правила поведения за столом, умение пользоваться столовыми приборами.
- Религиозный этикет — подразумевает толерантность и уважение к представителям других вероисповеданий, поведение в церкви и на церковных праздниках;
- Гендерный этикет — предусматривает правила поведения с представителями противоположного пола;
- Семейный этикет — правила отношений между членами одной семьи — между детьми и родителями, между супругами, уважение к представителям старшего поколения.
- Сетевой этикет — умение вежливо и корректно общаться с собеседниками в сети.
- Свадебный этикет — соблюдение правил и традиций, принятых на свадебной церемонии;
- Этикет поведения в общественных местах;
- Профессиональный этикет — правила поведения на работе, в различных профессиональных сферах.
- Военный этикет — касается поведения военнослужащих
Общие правила этикета
Общие правила этикета, приведенные ниже, касаются всех вышеперечисленных разновидностей этикета.
- Подобранный гардероб должен быть уместным для данной ситуации, одежда — быть поглаженной, чистой, выглядеть на человеке опрятно. Не стоит забывать и о регулярной чистке обуви;
- Уход за собой: важно соблюдать правила гигиены — неприлично выходить из дома, если вы не расчесались и не умылись, не почистили зубы;
- Что касается этикета общения: нельзя сквернословить, разговаривать агрессивно, вызывающе, кричать. Не стоит забывать о вежливых словах, ведь этому нас учат с самых ранних лет!
- В транспорте нужно уступать место беременных, пожилым людям и женщинам с детьми;
- Входящий в помещение должен здороваться первым;
- Важно помнить о словах благодарности;
- В общественном месте неприлично громко разговаривать и тыкать пальцем.
- В кафе и ресторане нельзя класть свой телефон на стол. Это знак неуважения к окружающим!
- Иногда нужно говорить комплименты людям, это проявление вежливости
Кроме перечисленных, существует много других правил этикета в различных категориях. Их не надо изучать специально, как правило, люди узнают их в процессе воспитания. Но перечитать и вспомнить иногда полезно, чтоб не ударить в грязь лицом!
Как было раньше?
Ещё сто лет назад общество было другим и правила этикета тоже, они были более строгими, особенно для молодых женщин.
- Молодым девушкам запрещалось смеяться зевать, чихать, есть что-либо в обществе. Исключение делалось для мороженого и конфет;
- Дурным тоном было носить платья желтого цвета, женщину могли заподозрить в неприличном поведении;
- Ни в коем случае нельзя было оставаться наедине с мужчиной;
- Женщинам нельзя было посещать туалет в театре, ресторане, в присутствии гостей
Особенно строгие правила касались учителей:
- Нельзя ходить на свидания;
- Нельзя выходить замуж до окончания учебного года;
- Запрещено красить волосы;
- Находиться вне дома с восьми вечера до шести утра;
- Платье учительницы должно быть на 7 сантиметров выше щиколотки или длиннее;
- Носить одежду ярких цветов.
Правила этикета у разных народов
- У англичан считается неприличным разговаривать, положив руки в карманы. Впрочем, это правило справедливо и для представителей других народов;
- Американцам обязательно широко улыбаться при приветствии и в процессе и разговора;
- Итальянцы в разговоре сначала осведомляются о здоровье детей, потом уже интересуются, как дела у взрослых;
- В Арабских странах важны мусульманские традиции, они являются основой для правил поведения. Мусульмане обязательно молятся пять раз в день. Они не едят свинину и не употребляют алкоголь.
- В Китае приняты чаепития за низким круглым столом, сопровождаемое светскими беседами. Чайная церемония требует соблюдения определенных правил от участников;
- У испанцев с часу дня до пяти вечера время отдыха — сиеста, в это время не принято тревожить друг друга;
- В Швеции налагаются крупные штрафы за оставленный после себя в неположенном месте мусор;
Выводы
- Таким образом, этикет — это кодекс правил поведения, которые необходимо знать и соблюдать каждому культурному человеку;
- При несоблюдении правил этикета человек считается невежей и теряет уважение общества;
- В разные времена правила и нормы поведения в обществе существенно различались, например, 100 лет назад в России они были более строгими, особенно для юных девушек;
- У разных народов и представителей разных религий правила этикета различаются, у каждого народа, у каждой религии — свои специфические особенности;
- Правила этикета нужно преподавать детям в процессе воспитания, с самых ранних лет. Если человек готовится к светскому мероприятию, ему рекомендуется освежить в памяти правила этикета;
- По хорошим манерам человека окружающие делают выводы о его воспитанности и уровне культуры.
нормы этикета, беседы, как надо себя вести
Корректные поступки в обществе позволяют нам чувствовать себя вежливым, культурным человеком. Соблюдение общепринятых норм значительно облегчает жизнь, создает хорошее впечатление о каждом из нас. Знание правил этикета позволяет избежать неловкостей и недоразумений при стандартных ситуациях. Правила поведения в общественных местах устанавливают четкие рамки и позволяют отлично чувствовать себя в окружении людей каждому из нас.
Зачем нужны правила поведения?
Наличие установленных норм является отличным регулятором отношений между людьми. Стандартные правила позволяют исключить ежедневные конфликты и непонимание между участниками, свести ссоры и сложные ситуации к минимуму. О том, зачем нужны правила поведения и как важны в современном обществе, мы поговорим ниже.Вложенные в нас с детства основы и культура поведения в общественных местах отлично помогают в жизни каждому человеку. Часто мы не задумываемся, как правильно поступить в определенных ситуациях. Все действия и шаги выполняются автоматически, по привычной не только для нас, но и для других участников, схеме. Без существования этих норм функционирование здорового общества невозможно.
Этикет поведения в общественных местах
Для каждой ячейки общества этикет и культура поведения в общественных местах устанавливает свои правила, и соблюдение этих норм может многое рассказать о человеке и обществе в целом. Вести себя в общественных местах принято естественно, проявляя чуткость к окружающим и оказывая им посильную заботу. Однако не только это важно соблюдать в обществе, для каждого места есть определенный свод правил, выработанный веками.
На улице
Бумажки, фантики от конфет и разный мусор нельзя просто выбрасывать на улице, для этого нужно найти ближайшую урну. Если таковой по пути не оказалось, можно мусор убрать в карман и выбросить дома.При прогулке по улице надо держаться таким образом, чтобы не задеть и не толкнуть идущих навстречу прохожих. Идя с компанией по дорожке или парку, необходимо держаться свободно и быть готовым в любое время пропустить встречного пешехода. Случайно задев кого-то, принято немедленно извиняться.
Неожиданно встретив на улице старого знакомого и остановившись поговорить с ним, не стоит стоять посреди тротуара или загораживать проход в магазин. Если вашим спутникам этот человек не знаком и беседы с ним не интересны, лучше обменяться телефонами или назначить личную встречу в удобное для вас время.
Громкую беседу и выяснение отношений правила поведения в общественных местах не предусматривают. Некрасиво переговариваться и с собеседником, выглядывающим из окна верхнего этажа.
Здороваться со знакомыми принято всегда, даже если вы уже виделись и общались. Здороваясь, женщина слегка кивает, а мужчина приподнимает шляпу или кепку. Однако в зимнее время это делать не обязательно. Здороваться, держа сигарету в зубах или руки в карманах, также не допустимо.
Это интересно! Каково содержание важнейших признаков правового государства
В общественном транспорте
Жители крупных городов и мегаполисов значительное время своей жизни проводят в общественном транспорте. Особенности поведения в транспорте направлены на исключение неудобств для пассажиров разного возраста. Здесь действует определенный свод правил:
- В заполненном транспорте, пробираясь к выходу, не принято расталкивать всех локтями.
- При перевозке багажа и крупных вещей стоит подумать об окружающих: убрать вещи с прохода или положить на пол.
- Не нужно занимать два сиденья, на одном из которых стоят громоздкие сумки. Их лучше убрать на колени или оставить около водителя.
- Наступив на ногу, а этого в переполненном городском транспорте избежать трудно, нужно вежливо извиниться.
- Не принято мешать другим пассажирам громкими разговорами с собеседником или по телефону.
- С попутчиками обращаются вежливо, почтительно и никогда не грубят.
- Мужчине солидного возраста или даме с тяжелыми сумками обязательно уступают место. Нельзя стоять в транспорте, предоставив своему ребенку сидячее место. Маленького малыша обычно берут себе на колени. Подрастающий мальчик спокойно постоит и рядом.
- Взбираться с ногами на сиденье любого транспорта детям также непозволительно.
- Держа ребенка на руках, внимательно следят за обувью малыша и стараются не запачкать окружающих.
- При приближении к остановке заблаговременно проходят к выходу, меняясь с другими пассажирами местами.
В театре, кино, музее, библиотеке
Как надо вести себя в кинотеатре, музее и других культурных местах? Опоздания недопустимы и считаются проявлением неуважения к окружающим.
Совет! при планировании поездки в кино, театр, цирк стоит учитывать пробки, загруженность дорог и выйти из дома желательно раньше. Лучше дождаться начала премьеры в ближайшем кафе за чашечкой кофе, чем опоздать и чувствовать себя неуютно.
Если все-таки это произошло, добираться до своего места стоит очень аккуратно и тихо. При этом помните, что передвигаться нужно лицом к зрителю. Если опоздали другие, а вы уже сидите на своем месте, принято встать и пропустить их. Опоздавшие занимают свои места между концертными номерами или в перерывах между сценами.При просмотре фильма или театральных действий принято сидеть тихо и не доставлять окружающим дискомфорт. Вертеться на месте, скрипеть стулом недопустимо, этим вы очень отвлекаете соседей и мешаете им. Если вы пришли в высоком головном уборе или шляпе с широкими полями, ее лучше снять и не загораживать обзор сидящим сзади.
Громкая беседа, активная жестикуляция руками недопустима ни в кинотеатре, ни в музее. При посещениях концерта не принято напевать вместе с исполнителем и отбивать такт ногами. Если вы пришли не одни, все разговоры и впечатления стоит отложить до антракта.
Есть и пить в концертном зале не принято. Недопустимо также шуршание бумажками, пакетами, упаковками от еды.
Приходя на концерт или выставку, телефон переводят на виброзвонок или отключают совсем. Если все-таки забыли это сделать, при неожиданном звонке стоит извиниться перед соседями и отключить телефон. На звонок в таких случаях не отвечают.
При посещении музея принято оставлять верхнюю одежду и крупные личные вещи в гардеробе. По залам передвигаются аккуратно, стараясь ничего не задеть и не разбить. Громкие разговоры и активные обсуждения экспонатов также недопустимы.
После окончания культурной программы не стоит торопиться к выходу. Вставать со своих мест принято только после окончания концерта.
Правила поведения в общественных местах для школьников младшего возраста не предполагают посещение ими взрослых сеансов. Им будет непонятно действие на сцене, а излишняя активность может помешать окружающим.
Нормы поведения в общественных местах для самостоятельного образования, таких как библиотека, очень просты. При посещении библиотеки верхнюю одежду оставляют в гардеробе. В читальном зале соблюдается тихая, спокойная обстановка. Сотовый телефон переводится на режим вибрации, а для ответа на звонок необходимо выйти из зала.
С книгами обращаются очень бережно, не бросают их и не загибают нужную страницу. Открытые бутылки с водой, стакан с соком или кружку с чаем ставить на стол с книгами не рекомендуется во избежание их порчи.
Это интересно! Что такое международное публичное и международное частное право
В кафе и ресторане
При входе в ресторан посетителей чаще всего встречает метрдотель и провожает к забронированному столику. При этом даме следует двигаться сразу за ним, а мужчина идет следом. Метрдотель помогает даме сесть, мужчина выбирает место самостоятельно.
В случаях, когда в ресторане метрдотель не предусмотрен, придерживаются следующей схемы:
- посетители находят сами свободный столик;
- мужчина идет первым и выбирает место, а дама держится за ним;
- партнер не только помогает снять даме верхнюю одежду, но и сам сдает ее в гардероб;
- партнер отодвигает стул и помогает сесть даме.
Места за столиком выбирают таким образом, чтобы официант легко мог подойти к сидящей даме и обслужить ее.
Правила поведения в ресторанеЭто интересно! Что такое право и организация социального обеспечения
Двери, лифты, лестницы
При входе в помещение мужчина пропускает женщину вперед. При передвижении людей разных возрастных категорий младшие уступают дорогу старшим. Если проходящие одного возраста и положения, вперед проходит тот, кто ближе всего к двери. Подчиненный всегда уступает дорогу своему начальнику.
При движении навстречу друг другу входящий всегда пропускает выходящего. Помещение, оборудованное двустворчатой дверью, позволяет создавать два потока.
В лифте принято здороваться даже с незнакомыми людьми. Если вы ближе всего стоите к кнопкам управления, стоит поинтересоваться у соседей, на какой этаж они направляются. Этикет поведения в нашей стране при передвижении на лифтах торговых центров, государственных учреждений и других крупных организаций не предусматривает приветствие незнакомцев.
Однако если рассматривать опыт зарубежных стран, где здороваться принято со всеми и в любых ситуациях, то и в нашем случае приветствие незнакомого человека станет отличным знаком вежливости.При спуске с лестницы впереди идет мужчина, готовый всегда поддержать даму при неловком движении. При подъеме мужчина держится сзади. Однако если лестничная площадка не освещена и ступенек не видно, мужчина идет первый.
Сторона лестниц с перилами является преимущественной для детей, женщин и пожилых людей.
Это интересно! Диспозитивная и императивная норма права это: что к ним относится
Поведение детей в общественных местах
Культура поведения в общественных местах закладывается с самого детства. Обучение детей элементарным основам вежливости должно происходить естественно, и начинать обучение необходимо уже с первых лет жизни ребенка.Правила поведения в общественных местах для школьников и детей младшего возраста ничем не отличаются от взрослых:
- крик, шум в общественных местах запрещены;
- приветствуется соблюдение чистоты и порядка;
- требуется бережное отношение к общественному и чужому имуществу.
Внимание! Перед посещением любого многолюдного места с ребенком в первый раз предварительно стоит провести беседу. В ней подробно рассказать о том, как надо вести себя в многолюдных общественных местах, как действовать в тех или иных случаях, какие действия будут недопустимы.
Полезное видео: правила поведения в общественных местах
Строгое соблюдение правил и норм поведения не только значительно облегчает и упрощает общение между незнакомыми людьми, но и позволит стать обществу зрелым, сформировать индивидуальные принципы поведения с мощными многовековыми традициями.
Культура поведения
Отношение к человеку во многом зависит от его поведения среди окружающих. Не случайно подавляющее большинство негативно относится к хамам, или заносчивым личностям. Культурные же люди – напротив, желанны в любом обществе.
Существуют общепринятые нормы приличия и правила поведения, соблюдение которых является залогом успешной коммуникации. Все эти нормы и правила можно объединить под одним термином – культура поведения человека.
Культура поведения и личность
Понятие культурного поведения и этики существует многие века, и в наше время не утратило своей актуальности. В это понятие входят правила поведения в обществе, поступки и формы общения людей, которые основаны на нравственности, а также внутренней и внешней культуре человека. Нормы поведения являются определяющим фактором правильности, или неправильности поступков человека в обществе. Прежде всего, главным фактором культурного поведения является воспитанность, т.е. готовность человека соблюдать нормы поведения, его доброжелательность и тактичность по отношению к окружающим. Этика и культура поведения – это своего рода эталон, принятая в обществе система правил. Этикет призван служить людям для повседневного общения, являя собой набор из вежливых интонаций разговорной речи.
Культура общения и поведения – понятие неоднозначное. Этикет всегда может реализоваться в общении, но не все общение можно признать этикетом. Общение намного шире этикета. В любой культурной коммуникации партнеры могут различаться по полу, возрасту, национальности, социальному статусу, а также степени знакомства и родства. Культура поведения выстраивается согласно этим критериям. Например, младший обязан слушать старшего, и не перебивать его, а мужчина в присутствии женщины не имеет права грубо выражаться. В какой-то степени этика является системой культурного сдерживания, чтобы обеспечить позитивный лад общения неравных между собой партнеров. Культура поведения почти всегда рассчитана на двух адресатов – партнера и публику. Таким образом, ее правила и нормы распространяются сразу в двух направлениях.
Правила культуры поведения
Правила и нормы культурного поведения начинаются еще далеко до того как два человека получают возможность познакомиться. В большинстве случаев люди, вступающие в коммуникацию, так и остаются не знакомыми друг с другом. Но это не мешает им быть вежливыми и тактичными.
Основные правила и нормы культуры поведения воспитываются в человеке с детства. Однако если вам по какой-то причине их не привили, или вы забыли некоторые из них, следуйте упрощенному и основному варианту как стать культурным человеком:
- походка должна быть уверенной и ровной. Сидеть нужно прямо, ни на что не облокачиваясь, и не раскачиваясь на стуле и не расставляя широко ноги. Вставать необходимо без лишнего шума и телодвижений;
- положение рук – проблема многих людей. Пальцы лучше держать в спокойном состоянии, а возможные жесты должны быть четкими и плавными. Категорически неприемлемо держать руки на животе или в карманах;
- выражение лица должно быть естественным и доброжелательным, без гримас и кривляний;
- смех не должен быть оскорбительным и привлекающим внимание. Чихать и кашлять нужно только в носовой платок и желательно в сторону от собеседника. Кстати согласно этикету, принятую в нашей стране фразу: «Будьте здоровы» говорить собеседнику не следует. Это может поставить его в неловкое положение. Зевать в присутствии людей также не следует;
- при посещении различных заведений со зрительными залами, проходить на свое место нужно лицом к сидящим зрителям. Первой садится женщина, затем сопровождающий ее мужчина;
- несмотря на то, что мужчина должен пропускать женщину, исключением в этом случае служат транспорт, лестничные клетки или незнакомые помещения. В этом случае мужчина проходит первым, подавая руку женщине;
- женщина согласно культуре поведения должна всегда находиться справа от мужчины, а мужчина слева от женщины;
- находясь на улице не желательно идти против общего движения и задевать руками людей проходящих мимо. Также за рамки приличия выходит курение на улице, распитие напитков и комментарии об одежде и внешности прохожих;
- в общественный транспорт не желательно заходить с едой и напитками. Также не стоит занимать сидячие места сумками, и желательно уступать свободное место пожилым людям и матерям с детьми.
Эти простые правила не только облегчат взаимоотношения с людьми, но и помогут вам стать культурным человеком в лице окружающих, что на сегодняшний день большая редкость.
что это такое, этика и правила этикета в обществе, культурное воспитание ребенка в семье
На культуру поведения человека в социуме воздействует ряд факторов, которые определяют взаимоотношения между людьми в разных сферах жизни. Это своеобразная форма поведения в быту, в общении, в трудовом процессе.
Особенности
Влияние внешних и внутренних воздействий сказывается на культуре поведения в обществе. С одной стороны существуют такие требования нравственных правил, которые закреплены в определенных принципах и нормах. С другой стороны на человека влияют его личные качества, связанные с индивидуальным развитием. Культура поведения — это конечный результат процесса становления личности.
Постепенно с возрастом у человека формируются моральные качества, закладывается воспитание.
Особенность понятия заключается во взаимосвязи трех составляющих культуры:
- общение закреплено на человечном отношении друг к другу. Нормами общения считаются вежливость, уважение, следование общепринятым формам приветствия, благодарности;
- внешняя составляющая воздействует на эмоциональное состояние. Важно начинать формирование внешней культуры с прививания любви к чистоте, соблюдению правил личной гигиены;
- бытовая часть заключается в удовлетворении потребностей. Они начинаются от приема пищи и заканчиваются эстетическими требованиями.
Культура поведения зависима от правил этикета, устанавливаемых обществом. Этикет проявляется не только в словах, но и жестах. Все действия выражают отношение к другим людям. Это явление появилось достаточно давно, часто упоминается историей. Этикет подвержен изменению под влиянием времени и условий жизни.
Нравственность и мораль
На первый взгляд может показаться, что это два тождественных понятия, однако между ними существует различие:
- Моралью является совокупность ценностей и норм, которая регулирует отношения.
- Нравственность — это выполнение собственных внутренних принципов.
Эти две категории долгое время являлись предметом изучения философов. Оба понятия относятся к одной науке – этике. Философские подходы в различии смысла показывают, что в действительности у двух категорий разные значения и задачи. Сущность морали заключается, в том, что она допускает или осуждает некоторые действия, напрямую зависит от общества. У каждой группы, выделяемой социумом, существует своя мораль.
Любой поступок оценивается со стороны норм поведения, установленных конкретной моралью, которая, тем не менее, способна к изменению в процессе жизни под влиянием различных факторов. Моральные ценности оказывают влияние на соблюдение правил этикета, на культурное развитие человека.
Нравственность не может измениться и носит абсолютный характер. Может выражаться в любви к семье, осуждении дискриминации в разных проявлениях.
На основании мнения ученых можно сделать основные выводы, касающиеся сходства и различия рассматриваемых понятий:
- нравственность отражает духовное развитие человека; мораль носит социальный характер;
- нравственное развитие закрепляется внутри с раннего возраста, отличается единством правил;
- мораль имеет конкретные для каждой группы особенности.
Воспитание
Воздействие окружения и собственных качеств на человека формируют его как личность. Умение совмещать внешние и внутренние факторы позволяет говорить о воспитании. Оно закладывается еще с раннего возраста и развивается под влиянием семьи.
Формирование ребенка происходит на основании образцов, создаваемых взрослыми. Те особенности, которые были заложены в детстве, невозможно изменить в процессе жизни. Нельзя заставить подростка жить по иным правилам морали, если с рождения ему внушались определенные нравственные установки. Результат воспитания включает в себя не только заранее спланированные родителями требования и правила. Сюда относится также окружение, которое своим поведением влияет на внутреннее формирование человека.
Комплекс накопленных знаний и навыков, норм этики, взглядов составляет в совокупности воспитание. Оно передается от старшего поколения. Существует множество аспектов, которые неосознанно принимают участие в создании внутренней составляющей человека. Наследственность и генетика здесь играют не последнюю роль. Специалисты утверждают, что существует определенная зависимость воспитания от развития.
Основным местом, где ребенок получает первоначальные знания и опыт, является средняя школа.
Учреждение образование ставит задачу развивать личность с разных сторон. Школа должна способствовать не только умственному, но и эмоциональному развитию.
Но не всегда получаются положительные результаты. Это связано с тем, что в настоящее время используются устаревшие методы преподнесения знаний, поэтому у большинства детей нет стремления к изучению науки или других аспектов знаний.
Влияние семьи на воспитательный процесс имеет не меньшее значение. Существуют разные семейные модели, которые отличаются количеством членов, возрастом, уровнем образования, традициями, степенью нравственности. Все это в целом воздействует на личность и помогает формировать свои взгляды на жизненные ситуации.
Важно вовремя определить заинтересованность ребенка в конкретном занятии и направить его энергию в нужное русло. Только совместно с желанием самого человека достигается необходимый уровень развития, что в дальнейшем оказывает влияние на воспитание.
Выделяются следующие виды воспитательных направлений:
- умственное ставит задачу по усвоению нужного объема знаний, формированию собственного мировоззрения, развитию интереса к познанию;
- физическое помогает не только поддерживать здоровое состояние, но и формирует качества для плодотворного труда;
- трудовое выступает в роли главного фактора развития;
- нравственное позволяет человеку выработать определенные привычки, определить модель поведения индивидуума в обществе. Развитие этого направления во многом зависит от существующих в обществе и в семье ценностей;
- эстетическое включает комплекс компонентов, влияющих на формирование идеала в разных проявлениях жизни. Оказывает влияние на отношение к культуре.
В совокупности процесс воспитания строится на главных принципах:
- воздействие общества;
- взаимосвязь с трудовым процессом и другими сферами жизни;
- индивидуальность в подходе.
Функции воспитания:
- побудить человека к самовоспитанию;
- профилактическим путем оградить от ошибок в принятии жизненно важных решений;
- развить творческий, духовный, интеллектуальный и физический потенциал личности;
Целью воспитания традиционно принято считать окончательное формирование личности, которая развита в гармонии с внутренними и внешними факторами. Соотношение физической и духовной природы человека составляет античное понятие о гармоничном развитии.
Историей разработаны техники индивидуального самовоспитания:
- через испытание, которое предусматривает ограничение себя в определенных потребностях;
- проведение постоянного самоанализа позволяет оценить собственные поступки и разобраться в их правильности;
- практика рефлексии.
Данные античные представления о достижении гармонии нашли свое отражение в современных подходах к достижению результатов по воспитанию личности.
Дети повторяют поведение своих родителей, перенимают их некоторые взгляды, однако из-за общения с другими людьми происходит целостное образование собственного мировоззрения, создается своя модель поведения.
Профессиональная этика
Мораль и нравственность изучается этикой. Данная наука направлена на постижение не только истоков происхождения морали, но и на правила поведения людей. В процессе общения проявляется значение этой науки, так как совместная деятельность человека не может осуществляться отдельно от нравственности.
В этике выделяется отдельный перечень моральных норм, которые выражают отношение человека к профессиональным обязанностям, в том числе и к общению с коллегами. Эта совокупность норм носит название профессиональная этика.
Предметом профессиональной этики является следующее:
- личные качества специалиста, требуемые для должного выполнения трудовых обязанностей;
- взаимоотношения в коллективе между коллегами, между специалистами разных уровней по должности;
- направления и способы обучения работников, влияющие на движение по карьерной лестнице.
Для некоторых профессий даже разработаны на правовом уровне правила этического поведения в виде кодексов, сводов требований. Такие меры необходимы в сферах, которые связаны с распоряжением жизнью и здоровьем людей и предполагают повышенную ответственность. Например, в образовании, здравоохранении.
В процессе работы люди оказываются в разных ситуациях, которые влияют на формирование типа поведения. Существуют некоторые моменты, относящиеся к характеристике рабочих отношений:
- взаимодействия, которые возникают при пересечении интересов человека в коллективе;
- отношение к трудовому процессу и к иным его участникам.
Каждая сфера деятельности имеет свои особенные черты и требования в области морали. В зависимости от вида компании, где человек работает, существует определенный вид профессиональной этики:
- для врача;
- для педагога;
- актерская;
- адвокатская;
- этика психолога.
Особую роль в современном обществе играет экономическая этика, которая представляет собой нормы поведения, предъявляемые к модели ведения бизнеса, характеру отношений между участниками внутри данной сферы. К этому виду относятся также требования к ведению переговоров, использованию способов конкуренции, составлению документации.
Большое значение в процессе работы оказывает структура построения отношений между фирмами. В данном случае речь идет о деловом этикете, который и задает стиль рабочего процесса, манеру общения внутреннего и внешнего общения.
Профессиональная этика формируется поколениями, она не может быть абсолютной и нуждается в постоянной разработке.
Непосредственно со всеми рассматриваемыми понятиями связана этика делового общения. Она может выражаться в непосредственном ежедневном контакте с коллегами, сотрудниками иных организаций, с начальством. Также она должна присутствовать во время деловой переписки или в телефонном разговоре.
Ученые выделили основные принципы, на которых держится деловой этикет:
- пунктуальность. Дела, сделанные вовремя, показывают не только профессионализм, но и характеризуют индивидуальные особенности личности;
- соблюдение коммерческой тайны или другие виды конфиденциальной информации. От соблюдения этого принципа зависит работа всей организации, ее репутация и развитие;
- приветливость. Это требование важно не только для служебной этики, но и для всей жизнедеятельности;
- проявление внимания к коллегам. Здесь имеется в виду способность выслушать другого человека, высказать свое мнение, понять другую точку зрения, прислушаться к критике;
- внешний вид играет немалую роль для создания благоприятного имиджа компании и для самого человека;
- грамотность. Правильная устная и письменная речь без содержания вульгарных выражений имеют важное значение для работы;
- коллегиальность. Работая в коллективе, общий результат зависит от совместной работы всех сотрудников. Важно учитывать мнение коллектива в принятии решений, объединять совместные усилия для достижения развития организации. Коллегиальность соблюдается не только в рабочем процессе. Она отражается в принятии участия работников в важных жизненных событиях.
Каждый человек должен правильно и культурно вести себя в любом месте. О правилах поведения на работе можно узнть из видеоматериала.
Добавить комментарий